ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 августа 2011 года  Дело N А17-1578/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Лысовой Т.В.,

судей Черных Л.И., Ившиной Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя Гринина А.Н., действующего по доверенности от 21.12.2010, Тюриной Ж.Б., действующей по доверенности от 01.01.2011,   представителя третьего лица Соловьевой И.Г., действующей по доверенности от 11.01.2011 № 4,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Московский машиностроительный завод «Вперед»

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.02.2011 по делу № А17 - 1578/2010, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,

по заявлению открытого акционерного общества «Московский машиностроительный завод «Вперед» (ИНН: 7720066255; ОГРН: 1027700054777)

к Совету Тейковского муниципального района (ИНН: 3704005459; ОГРН: 1063704006651), Администрации Тейковского муниципального района (ИНН: 3724002463; ОГРН: 1023701790100), третьи лицо - Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области,

о признании незаконным постановления

установил:

открытое акционерное общество «Московский машиностроительный завод «Вперед» (далее - общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ивановской области к Совету Тейковского муниципального района, Администрации Тейковского муниципального района (далее - администрация, ответчик) о признании незаконным постановления Тейковского районного Совета № 716 от 24.02.2010 «О рассмотрении обращения открытого акционерного общества Московский машиностроительный завод «Вперед» которым в предоставлении земельных участков было отказано. Так же обществом было заявлено требование об обязании Администрации Тейковского муниципального района заключить с ОАО «ММЗ «Вперед» договоры купли - продажи земельных участков с кадастровыми номерами 37:18: 10 02 06:0102, 37:18: 10 02 06:0103 и договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 37:18: 10 02 06:0101 и 37:18: 10 02 06:0104.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 29.06.2010 и решением от 21.02.2011 (вынесенного после направления дела судом кассационной инстанции на новое рассмотрение) в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Общество с принятым решением  суда от 21.02.2011 не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя представленные в материалы дела доказательства не свидетельствуют о наложении или пересечении границ спорных земельных участков.

Администрация  в отзыве на апелляционную жалобу напротив указывает на то, что в составе земель сельскохозяйственного назначения имеются земли лесного фонда, принадлежащие Российской Федерации, поэтому испрашиваемые земли сельскохозяйственного назначения не могут быть предоставлены в аренду Администрацией муниципального района как неуполномоченной на распоряжение собственностью Российской Федерации. В связи с этим ответчик просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (далее - Управление) в отзыве на апелляционную жалобу указало на обоснованность отказа в предоставлении земельных участков обществу.

В судебном заседании представители заявителя и представитель Управления поддержали свои позиции по делу.

Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика.

На основании статьи 158 АПК РФ определениями суда апелляционной инстанции от 17.05.2011 и от 14.06.2011 рассмотрение дела откладывалось на 14.04.2011 и 02.08.2011.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 21.02.2011 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, общество является пользователем на праве бессрочного пользования 2651 га земли в границах согласно плану землепользования, что подтверждается государственным актом серии А - 1 № 035726 от 03.10.1991, выданным исполкомом Тейковского районного Совета народных депутатов.

11.02.2010 общество обратилось в Администрацию Тейковского муниципального района с заявлениями о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, выделенными Тейковскому филиалу ММЗ «Вперед» путем предоставления земельных участков с кадастровым и номерами 37:18: 10 02 06:0102 и 37:18: 10 02 06:0103 в собственность, земельных участков с кадастровыми номерами 37:18: 10 02 06:0101 и 37:18: 10 02 06:0104 в аренду.

Постановлением Тейковского районного Совета № 716 от 24.02.2010 в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками ОАО «ММЗ «Вперед» было отказано в связи с тем, что на испрашиваемых землях находятся участки лесного фонда, принадлежащие Российской Федерации, распорядиться которыми муниципальные органы власти не вправе.

Из материалов дела и объяснений сторон следует, что между сторонами возник спор о том, имеет ли место наложение участков лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения, испрашиваемые обществом для предоставления в аренду.

Не согласившись с отказом в предоставлении земельных участков, Общество обжаловало его в арбитражный суд Ивановской области.

Арбитражный суд Ивановской области решением от 29.06.2010 в удовлетворении требований обществу отказал.

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 26.11.2010 решение Арбитражного суда Ивановской области в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Тейковского районного Совета № 716 от 24.02.2010 об отказе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды и обязании заключить договоры аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 37:18: 10 02 06:0101, 37:18: 10 02 06:0104 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В названном постановлении суд кассационной инстанции указал на то, что при новом рассмотрении дела суду надлежит дать оценку документам кадастрового учета для выяснения вопроса о пересечении или наложении границ земель лесного фонда, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, на земли сельскохозяйственного назначения, испрашиваемые обществом у Администрации Тейковского муниципального района для предоставления в аренду (далее - спорные земельные участки).

При новом рассмотрении дела Арбитражный суд Ивановской области, сделав вывод о наложении участков лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения, вновь принял решение от 21.02.2011 об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения  суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, которым земельные участки ранее были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны переоформить данное право на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2, 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101 - ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность либо на праве аренды.

В силу статей 9, 10, 11, 29 Земельного кодекса РФ, части 3 Порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на территории Тейковского муниципального района», утвержденного

решением Тейковского районного Совета от 26.12.2007 г. № 111 - р решения о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или собственности из категории земель сельскохозяйственного назначения принимается Тейковским районным Советом.

Общество претендует на получение на праве аренды земельных участков с кадастровыми номерами 37:18: 10 02 06:0101 и 37:18: 10 02 06:0104, в связи с чем и обратилось в муниципальные органы - Администрации и Совету Тейковского муниципального района.

Однако из материалов дела и объяснений третьего лица - Управления следует, что на данных земельных участках расположены участки лесного фонда, которыми не вправе распоряжаться муниципальные органы власти, поскольку лесные участки принадлежат Российской Федерации на основании: свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование - защитные леса, общая площадь 64 га: расположенный по адресу: Ивановская обл., Тейковский муниципальный район, «Тейковское сельское участковое лесничество, (расположен на землях бывшего ММЗ «Вперед»), части кварталов 9,10. Условный кадастровый номер 37 - 37 - 12/254/2009 - 209 о чем в Едином государственном кадастре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.01.2010 г. сделана соответствующая запись, а также свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование - эксплуатационные леса, общая площадь 759 га: расположенный по адресу: Ивановская обл., Тейковский муниципальный район, «Тейковское сельское участковое лесничество, (расположен на землях бывшего ММЗ «Вперед»), квартала 7,11,12,13,14,15, части кварталов 9,10 условный кадастровый номер 37 - 37 - 12/254/2009 - 136 о чем в Едином государственном кадастре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.02.2010 г. сделана соответствующая запись.

Факт наложения лесных участков на земли сельскохозяйственного назначения, испрашиваемые заявителем, подтвердился в судебном заседании суда апелляционной инстанции следующими доказательствами: картой (планом) границ земельного участка KN - 37:18:10 02 06:0003, планом лесонасаждений М.М.З. «Вперед» ГУ сельхозлес «Тейковский», межевым планом от 14.10.2009, заверенными надлежащим образом. Кроме того, из представленных в материалы дела «Экспликации земель изымаемых земельных участков, находящихся в пользовании подсобного хозяйства ММЗ «Вперед» и «Земельных участков, находящихся в пользовании СП «Нельша» и передаваемых в фонд перераспределения» следует, что на землях сельскохозяйственного назначения, испрашиваемых заявителем, имеются участки, покрытые лесом.

Факт наложения спорных земельных участков друг на друга подтверждается и объяснениями представителя третьего лица - Управления, выполняющего в соответствии с пунктом 1  статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» функции органа кадастрового учета земель, следовательно, обладающего специальными познаниями в области кадастрового учета земель.

В частности, в судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления (явка которого была признана обязательной) дала разъяснения по картам (схемам) земельных участков, межевому плану и пояснила, что в составе испрашиваемых обществом земель сельскохозяйственного назначения имеются земли лесного фонда. Связано это с тем, что на основании распоряжения Правительства от 06.11.2009 № 333 - рп «Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроительных участков, входящих в состав земель категории «Земли сельскохозяйственного назначения», Постановления Правительства Ивановской области от 09.09.2009 № 225 - п «Об утверждении схемы территориального планирования Ивановской области» часть земель сельскохозяйственного назначения была переведена в лесной фонд, право собственности на этот лесной фонд зарегистрировано за Российской Федерацией без постановки участков на кадастровый учет с присвоением условных кадастровых номеров.

Действительно, государственный кадастровый учет лесных участков имеет следующую особенность. В соответствии со статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201 - ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в случае, если до 1 января 2012 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В постановлении от 26.11.2010 суд кассационной инстанции выразил сомнения относительно пересечения или наложения границ спорных земельных участков друг на друга, отметив, что в случае пересечения границ кадастровый учет был бы приостановлен (пункт 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Проанализировав данное обстоятельство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что кадастровый учет участков лесного фонда не осуществлялся (лесным участкам присвоены лишь условные номера), что привело к нарушению принципа сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Факт наложения спорных участков друг на друга выявлен при решении вопроса о возможности предоставления испрашиваемых участков в аренду.

Принимая во внимание существенные для дела обстоятельства, на которые  указал суд кассационной инстанции, и оценив представленную документацию, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наложении участков лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что представленная карта (план) не идентифицируется со свидетельствами о регистрации права собственности на участки лесного фонда за Российской Федерацией и не свидетельствует о наложении или пересечении земельных участков отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в судебном заседании апелляционной инстанции были представлены уточненные карты земельных участков, из которых (с учетом пояснений представителя Управления) следует, что наложение лесных участков на земли сельскохозяйственного назначения имеет место.

Ссылки представителей заявителя на том, что площадь испрашиваемых участков по данным кадастровых паспортов остается исходной до и после проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации и на то, что спорные участки (в том числе участки лесного фонда) являются землями категории «Земли сельскохозяйственного назначения» по данным кадастровых паспортов не опровергают установленного в судебном заседании апелляционной инстанции факта наложения спорных участков друг на друга. Кроме того, само по себе указание в кадастровых документах на категорию земельного участка не изменяет фактическое целевое назначение спорных участков как земель лесного фонда.

Поскольку земли лесного фонда принадлежат на праве собственности Российской Федерации, а действующее законодательство не предоставляет органом местного самоуправления полномочий по распоряжению этими участками, Администрация правомерно отказала обществу в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду.

Как следует из объяснений представителей общества, оно претендует на получение в аренду всей площади земельных участков (включая лесной фонд), что и повлекло отказ в их предоставлении. Вместе с тем общество не лишено возможности претендовать на земельные участки сельскохозяйственного назначения, без учета земель лесного фонда, а также вправе обратиться с заявлением о предоставлении земельных участков, покрытых лесом, к надлежащему собственнику - Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения Арбитражного суда Ивановской области не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Ивановской области от 21.02.2011  по делу № А17 - 1578/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Московский машиностроительный завод «Вперед»   - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     Т.В. Лысова

     Судьи

     Л.И. Черных

     Г.Г. Ившина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка