ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2011 года  Дело N А17-272/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Лысовой Т.В., Черных Л.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Печенкиной Ю.А.,

при участии в судебном заседании:

представителя Инспекции - Гусарова А.Н., действующего на основании доверенности от 13.05.2011,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Ивановской области и открытого акционерного общества «Мясокомбинат «Шуйский»

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.04.2011 по делу № А17 - 272/2009, принятое судом в составе судьи Новикова Ю.В.,

по заявлению открытого акционерного общества «Мясокомбинат «Шуйский» (ИНН 3706006419 ОГРН 1023701390382)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Ивановской области (ИНН 3706009650 ОГРН 1043700530015)

о признании недействительным решения от 13.11.2008 № 57,

установил:

Открытое акционерное общество  «Мясокомбинат «Шуйский» (далее - ОАО «Мясокомбинат «Шуйский», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Ивановской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 13.11.2008 № 57 недействительным в части:

- предложения уплатить налог на прибыль в размере 124 130 рублей (подпункт 1 пункта 3.1 резолютивной части решения), в том числе: за 2006 год - 75 888 рублей, за 2007 год - 48 242 рубля; неотражения завышения налога на прибыль за 2006 год на 24 427 рублей 77 копеек, за 2007 год - на 30 633 рубля 15 копеек; начисления и предложения уплатить пени по налогу на прибыль в размере 1 403 рубля 73 копеек (пункт 2 резолютивной части решения); привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога и предложения уплатить штраф в размере 11 587 рублей 96 копеек (пункт 1 резолютивной части решения), в том числе: штраф за неуплату налога на прибыль за 2006 год - 3 987 рублей 69 копеек, за 2007 год - 7 600 рублей 27 копеек;

- предложения уплатить налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 106 968 рублей (подпункт 2 пункта 3.1 резолютивной части решения), в том числе: за июль 2006 года - 51 875  рублей, за январь 2007 года - 2 332 рублей, за февраль 2007 года - 22 445 рублей, за март 2007 года - 10 266 рублей, за апрель 2007 года - 2 292 рубля, за май 2007 года - 2 420 рублей, за июль 2007 года - 2 366 рублей, за август 2007 года - 7 908 рублей, за октябрь 2007 года -    4 141 рубль, за ноябрь 2007 года - 923 рубля; начисления и предложения уплатить пени по НДС в размере 10 504 рубля 44 копеек (пункт 2 резолютивной части решения); привлечения Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату НДС и предложения уплатить штраф в размере 11 018 рублей 60 копеек (пункт 1 резолютивной части решения);

- предложения уплатить единый социальный налог (далее - ЕСН) в размере 187 694 рубля (подпункт 3 пункта 3.1 резолютивной части решения), в том числе: за 2006 год - 86 724 рубля, за 2007 год - 103 510 рублей; начисления и предложения уплатить пени по ЕСН в размере 25 080 рублей 62 копейки (пункт 2 резолютивной части решения); привлечения Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату ЕСН и предложения уплатить штраф в размере 3 107 рублей 81 копейка (пункт 1 резолютивной части решения), в том числе: за 2006 год - 656 рублей 60 копеек, за 2007 год - 2 451 рублей 21 копейка;

- предложения уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 117 017 рублей (подпункт 4 пункта 3.1 резолютивной части решения), в том числе: за 2006 год - 55 376 рублей, за 2007 год - 61 641 рубль; начисления и предложения уплатить пени по страховым взносам в размере 20 604 рубля 63 копейки (подпункт 4 пункта 2 резолютивной части решения);

- предложения уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 20 358 рублей (подпункт 5 пункта 3.1 резолютивной части решения); предложения удержать и перечислить в бюджет сумму неудержанного НДФЛ в размере 2 429 рублей (пункта 3.2 резолютивной части решения); привлечения Общества к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ за неудержание и неперечисление НДФЛ и предложения уплатить штраф в размере 485 рубля 80 копеек (подпункт 4 пункта 1 резолютивной части решения);

- привлечения Общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за непредставление документов и предложения уплатить штраф в размере 17 300 рублей подпункт 5 пункта 1 резолютивной части решения).

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 15.04.2011  требования, заявленные ОАО «Мясокомбинат «Шуйский», удовлетворены частично. Решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Ивановской области от 13.11.2008 № 57 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано незаконным, противоречащим Налоговому кодексу Российской Федерации в части:

- предложения уплатить недоимку в пункте 3.1 резолютивной части решения: по налогу на прибыль организаций, по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы физических лиц, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

- предложения в пункте 3.2 резолютивной части решения удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц в сумме 2 429 рублей;

- привлечения к ответственности в виде штрафа: по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме, превышающей 15 рублей, и налога на добавленную стоимость, за неуплату единого социального налога в сумме, превышающей 873 рублей; по статье 123 Налогового кодекса РФ за не удержание и не перечисление налога на доходы физических лиц в сумме 485 рубля 80 копеек, по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ в сумме, превышающей 100 рублей;

- предложения уплатить пени: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по налогу на прибыль организаций в сумме, превышающей 14 рублей 50 копеек, подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по налогу на добавленную стоимость в сумме, превышающей 3 010 рублей 95 копеек.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.

ОАО «Мясокомбинат «Шуйский», не согласившись с решением суда от 15.04.2011 в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения налогового органа, обратилось  во Второй арбитражный апелляционный суд  с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в оспариваемой части по основаниям, указанным в жалобе.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Ивановской области также, не согласившись с решением суда первой инстанции в части признания недействительным решения налогового органа, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в оспариваемой части по основаниям, указанным в жалобе.

Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивает на ее удовлетворении. С апелляционной жалобой Общества не согласен, просит оставить ее без удовлетворения.

Общество о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещено надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Общества.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка в отношении ОАО «Мясокомбинат «Шуйский» по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.

Выявленные нарушения налогового законодательства отражены в акте от 22.09.2008 № 57 (т. 1 л.д. 135 - 188).

Решением Инспекции от 13.11.2008 № 57 Общество, привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального налога, по статье 123 Налогового кодекса РФ за неудержание и неперечисление налога на доходы физических лиц, по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов. Налогоплательщику предложено уплатить штрафные санкции, а также доначисленный налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, ЕСН, НДФЛ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и пени по указанным налогам (т.1 л.д. 43 - 87).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области от 27.01.2009 № 09 - 45/00609 решение Инспекции от 13.11.2008 № 57  изменено в части уменьшения штрафа в подпункте 1 пункта 1 резолютивной части решения по налогу на прибыль до 11 587 рублей 96 копеек, в подпункте 5 пункта 1 резолютивной части решения за непредставление документов до 17 300 рублей, в подпункте 1 пункта 2 резолютивной части решения начисленных пени по налогу на прибыль до 1 403 рубля 73 копейки, в подпункте 1 пункта 3 резолютивной части решения недоимки по налогу на прибыль до 124 130 рублей, в том числе за 2006 год до 75 888 рублей и за 2007 год до 48 242 рублей. В остальной части решение Инспекции от 13.11.2008 № 57 оставлено без изменения (т.3 л.д.154 - 170).

По жалобе Общества.

1. В ходе проверки налоговым органом был доначислен Обществу ЕСН за 2006 год в сумме 39 511 рублей, за 2007 год в сумме 48 926 рублей в связи с завышением налогового вычета в размере неуплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Налоговый орган пришел к выводу, что с учетом доначисленных в ходе проверки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, суммы примененного налогового вычета при расчете ЕСН превышают суммы фактически уплаченных страховых взносов обязательное пенсионное страхование, имеется положительная разница между начисленными и фактически уплаченными страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

Арбитражный суд Ивановской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что неуплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должны признаваться занижением ЕСН.

В своей апелляционной жалобе Общество выразило не согласие с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку при исчислении ЕСН за 2006, 2007 годы применило вычет в размере, равном сумме фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за указанные периоды. Общество указывает, что налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении вычетов с учетом доначисленных им по результатам выездной проверки сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. По мнению, Общества, им не допущено превышение примененного вычета по ЕСН за 2006, 2007 годы над суммой фактически уплаченных страховых взносов за эти же периоды.

Второй арбитражный апелляционный суд,  изучив доводы апелляционной  жалобы, исследовав материалы дела,  пришел к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиком на сумму начисленных им за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001   N 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

При этом абзацем 4 пункта 3 статьи 243 Кодекса предусмотрено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15 - го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по этому налогу.

Таким образом, в силу прямого указания закона неуплата начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приводит к возникновению задолженности по уплате ЕСН в размере примененного налогового вычета.

Основанием для доначисления ЕСН в указанной сумме явились выводы налогового органа о неправомерном, в нарушение пункта 2 статьи 243 Кодекса, завышении налогоплательщиком налогового вычета на сумму разницы между уплаченными за 2006, 2007 года и начисленными по результатам выездной проверки страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в размере 55 376 рублей за 2006 год и 61 645 рублей за 2007 год.

Однако как усматривается из материалов дела, размер налоговых вычетов по ЕСН определен налоговым органом как сумма им же доначисленных оспариваемым решением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Между тем, налогоплательщиком к вычету в 2006, 2007 годах были заявлены суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, фактически уплаченные им в эти же налоговые периоды. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела данными налоговых деклараций по ЕСН за 2006, 2007 годы (т.4 л.д. 64), а также копиями платежных поручений об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006, 2007 годы (т.3 л.д. 49). При этом налоговым органом не оспаривается то обстоятельство, что налогоплательщиком к вычету при исчислении и уплате ЕСН за 2006, 2007 годы были заявлены фактически уплаченные им за эти же налоговые периоды страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Материалами дела подтверждается, и данное обстоятельство не оспаривается сторонами, что сумма доначисленных налоговым органом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование к вычету налогоплательщиком за налоговые периоды 2006, 2007 годы не заявлялась, то есть требования статьи 243 Кодекса Обществом соблюдены.

Таким образом, доначисление ЕСН по указанному основанию, противоречит вышеуказанным нормам права.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение налогового органа является недействительным в части доначисления ЕСН за 2006 год в сумме  39 511 рубль, за 2007 год в сумме 48 926 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафов.

Апелляционная жалоба Общества в указанной части подлежит удовлетворению, а обжалуемый судебный акт в части признания обоснованным доначисления ЕСН а 2006 год в сумме  39 511 рубль, за 2007 год в сумме 48 926 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафов подлежит отмене, как принятый при неправильном применении норм материального.

2. В суде первой инстанции Общество оспаривало решение Инспекции в части доначисления налога на прибыль за 2006 год без учета расходов в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  в сумме 55 376 рублей, неуплата которых была установлена по результатам проверки. По данному эпизоду налогоплательщиком оспаривалось доначисление налога на прибыль за 2006 год в сумме 40 159 рублей.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований по данному эпизоду, Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу, что до принятия Федерального закона от 27.07.2010 № 229 - ФЗ законодатель напрямую не относил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование к прочим расходам, связанных с производством и реализацией.

Ссылаясь на подпункт 1 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ, Общество считает, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование подлежат признанию для целей налогообложения в момент их начисления.

Второй арбитражный апелляционный суд,  изучив доводы апелляционной  жалобы, исследовав материалы дела,  пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях налогообложения для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Кодекса, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

В силу подпункт 1 пункта 7 статьи 272 Кодекса датой осуществления таких расходов признается дата начисления налогов (сборов).

Указанные выше спорные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не относятся к исключениям, указанным в статье 270 Кодекса.

Таким образом, исходя из предмета настоящей проверки и задач проведения выездных налоговых проверок, с учетом изложенных выше норм налогового законодательства, следует, что размер доначисленных по результатам проверки налогов должен соответствовать действительным налоговым обязательствам проверяемого периода и Инспекция, в данном случае, должна была учесть суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Судом апелляционной инстанции признается необоснованным вывод суда о том, что  до принятия Федерального закона от 27.07.2010 № 229 - ФЗ законодатель напрямую не относил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование к прочим расходам, связанных с производством и реализацией, по следующим основаниям.

Федеральным Законом № 229 - ФЗ от 27.07.2010 подпункт 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса изложен в новой редакции, в с соответствии с которым для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Кодекса.

Данные изменения, согласно пункту 1 статьи 10 Федерального Закона  № 229 - ФЗ от 27.07.2010, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанного Федерального Закона (опубликован в «Российской газете» 02.08.2010).