ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 февраля 2011 года  Дело N А17-3232/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 1 февраля 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя  Слободенюка В.Б., действующего на основании доверенности от 13.01.2011 № 1,

представителя Службы по охране объектов животного мира Ивановской области Огородникова С.А., действующего без доверенности,

представителя общества с ограниченной ответственностью «Охотничье - рыболовное хозяйство «РИАТ» Чередниченко О.Н., действующий на основании доверенности от 10.01.2011,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Службы по охране объектов животного мира Ивановской области, общества с ограниченной ответственностью «Охотничье - рыболовное хозяйство «РИАТ»

на решение Арбитражного суда Ивановской области от  18.10.2010 по делу № А17 - 3232/2010, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.

по заявлению Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов

к Службе по охране объектов животного мира Ивановской области, обществу с ограниченной ответственностью «Охотничье - рыболовное хозяйство «РИАТ»,

о признании недействительными долгосрочной лицензии и договора,

установил:

Ивановская областная общественная организация охотников и рыболовов (далее - заявитель, Общественная организация, Ивоблохотрыболовобщество) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе по охране объектов животного мира Ивановской области (далее - ответчик, Служба), обществу с ограниченной ответственностью «Охотничье - рыболовное хозяйство «РИАТ» (далее - ответчик, Общество, ООО «Охотничье - рыболовное хозяйство «РИАТ» )  о признании недействительными долгосрочной лицензии серии ИВ - 37 № 006 на пользование объектами животного мира, выданной ООО «Охотничье - рыболовное хозяйство «РИАТ» от 01.09.2009 (далее - лицензия от 01.09.2009) и договора «О предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты»  от 01.09.2009 (далее - договор от 01.09.2009) заключенного между Службой и ООО «Охотничье - рыболовное хозяйство «РИАТ».

Решением Арбитражного суда Ивановской области от  18.10.2010 заявленные требования Общественной организации удовлетворены в полном объеме.

Служба и Общество с принятым решением суда не согласны, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение части 3 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Служба в апелляционной жалобе указывает, что на момент выдачи лицензии от 01.09.2009 и заключения договора от 01.09.2010  решение суда первой инстанции по делу № А17 - 7863/2009 о признании недействительным распоряжения Правительства Ивановской области от 28.08.2009 № 252 - рп не вступило в силу; суд сослался на утратившее силу Постановление Пленума Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 25.02.1998; суд первой инстанции сослался на пункт 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 29.04.2010), не подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям; вывод суда о несоответствии указа губернатора Ивановской области от 11.08.2010 № 99 - УГ «Об охотничьих угодьях Ивановской области» требованиям федерального законодательства основан на неполном выяснении имеющих значение для дела обстоятельств; истец на момент судебного разбирательства не имел никаких прав на пользование животным миром на спорной территории и, соответственно, не имел законных интересов в рассматриваемой сфере экономической деятельности;  суд первой инстанции принял ошибочное решение о взыскании со Службы 4000 рублей государственной пошлины.

Общество в апелляционной жалобе указывает, что признание недействительным распоряжения правительства Ивановской области от 28.08.2009 № 252 - рп «О предоставлении территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты» (далее - распоряжение правительства Ивановской области от 28.08.2009 № 252 - рп), на основании которого была выдана долгосрочная лицензия и заключен договор, не является основанием для аннулирования лицензии или расторжения данного договора; судом не указано оснований перечисленных в статье 47 Федерального закона от 24.04.1995 № 52 - ФЗ «О животном мире» (далее - Федеральный закон о животном мире); решением Арбитражного суда Ивановской области от 27.06.2010 по делу № А17 - 9093/2009 удовлетворены исковые требования правительства Ивановской области о расторжении договора от 27.02.1997 на предоставление в пользование охотничьих угодий.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу Службы поддерживает доводы жалобы.

Служба в отзыве на апелляционную жалобу Общества считает доводы жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Общественная организация  в отзыве на апелляционные жалобы просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела,  27.02.1997 Администрацией Ивановской области и Общественной организацией заключен договор, на основании которого  организации охотников и рыболовов  предоставлены  в  пользование сроком на 25 лет охотничьи угодья, расположенные на территории административных районов Ивановской области для содержания и ведения охотничьих  хозяйств, пользования животным миром в границах, установленных решением Ивановского облисполкома от 26.09.1986 № 296 и другими решениями, общей площадью 1860 тысяч гектаров в соответствии с перечнями охотничьих хозяйств (далее - договор от 27.02.1997)  (л.д. 33 - 34). В приложении к договору от 27.02.1997 «Перечень охотничьих хозяйств и границ, переданных Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов»  перечислено 26 охотничьих хозяйств, в том числе Увальевское охотничье хозяйство (пункт 25 Перечня), расположенное в Лежневском и Тейковском районах Ивановской области в прежних границах, и Лежневское (пункт 10 перечня к указанному договору), расположенное в Лежневском районе, в административных границах Лежневского района за исключением территории охотничьего хозяйства Увальевское (л.д. 29 - 32).

18.12.2001  Ивоблохотрыболовобществу выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира со сроком действия с 23.10.2001 по 01.03.2022. В соответствии с условиями данной лицензии  пользование животным миром разрешено в границах определенных договором от 27.02.1997; Площадь территории - 1860 тысяч гектаров (л.д. 41).

31.07.2008 между Организацией и правительством Ивановской области заключено дополнительно соглашение к договору от 27.02.1997, которым уточнена общая площадь переданных Общественной организации охотничьих хозяйств до 1823 тысяч гектара, из приложения к договору исключен пункт 26 (Маркушинское охотхозяйство) (пункт 1), обязательства сторон, не затронутые дополнительным соглашением, остаются в неизменном виде (пункт 3) (л.д. 45).

28.08.2009 правительством Ивановской области издано распоряжение № 252 - рп, в соответствии с которым Обществу предоставлена территория, необходимая для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, площадью 16,4 тысяч гектар сроком на 49 лет в границах согласно приложению к распоряжению (пункт 1). Службе по охране объектов животного мира Ивановской области поручено выдать ООО «Охотничье - рыболовному хозяйство «РИАТ» долгосрочную лицензию на пользование животным миром и заключить договор о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира  (пункт 2) (л.д. 12).

01.09.2009 Служба на основании распоряжения правительства Ивановской области от 28.08.2009 № 252 - рп выдала Обществу долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира. В соответствии с условиями данной лицензии границы и площадь территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, установлены в соответствии с приложением к распоряжению правительства Ивановской области от 28.08.2009 № 252 - рп; площадь территории - 16,4 тысяч гектар  (л.д. 13 - 14).

01.09.2009 Службой и ООО «Охотничье - рыболовное хозяйство «РИАТ» заключен договор о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты. В соответствии с условиями договора Служба предоставляет Обществу, имеющему лицензию от 01.09.2009 территории, необходимые для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в границах, определенных распоряжением Правительства Ивановской области от 28.08.2009 № 252 - рп (пункт 1.1); договор действует в течение срока указанного в долгосрочной лицензии с 28.08.2009 по 27.08.2058 (л.д. 15 - 17).

02.12.2009 решением Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17 - 7863/2009 признано недействительным распоряжение правительства Ивановской области от 28.08.2009 № 252 - рп.  В указанном решении сделан вывод о том, оспариваемым распоряжением предписывалось выдать долгосрочную лицензию ООО «Охотничье - рыболовному хозяйству «РИАТ» и заключить с данной организацией договор о предоставлении тпрритории в пользование на территорию, ранее предоставленную в пользование Ивоблохотрыболовобществу на основании договора от 27.02.1997, заключенного  с администрацией Ивановской области, и долгосрочной лицензии серии ХХ № 2137 на пользование объектами животного мира со сроком действия с 23.10.2001 по 01.03.2022 (л.д. 19 - 21).

04.03.2010 Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 04.03.2010 оставил решение суда первой инстанции по делу № А17 - 7863/2009 без изменения (л.д. 22 - 26).

Заявитель счел  недействительным договор от 01.09.2009, а лицензию от 01.09.2010 не соответствующей требованиям законодательства, в связи с чем, обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, приняв во внимание, что  и лицензия от 01.09.2009 и договор от 01.09.2009 основаны на недействительном акте государственного органа, заявленные требования удовлетворил.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Кодекса.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации  сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Статьей 1 Федерального закона о животном мире определено, что пользование животным миром - это юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира; пользователями животным миром являются граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром; долгосрочная лицензия - специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира.

Федеральный закон о животном мире применяется в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона о животном мире пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с Законом о животном мире, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.

Согласно статье 36 Федерального закона о животном мире предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом данным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации. Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 37 Федерального закона о животном мире для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются: сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром. Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром. На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством. При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований.

Пунктом 9 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 № 569 (далее - Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий), предусмотрено, что долгосрочная лицензия на пользование охотничьими животными выдается лицензирующим органом на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о заключении договора о предоставлении соискателю лицензии территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными.

Таким образом, статус пользователя животным миром возникает у юридического лица в случае получения этим лицом долгосрочной лицензии, дающей разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием объектов животного мира, и заключения им с уполномоченным органом договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром. Возможность приобретения и осуществления указанного права поставлена в зависимость от наличия решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении территории, необходимой для осуществления пользования животным миром. Федеральный закон о животном мире не предусматривают возможности выдачи нескольких долгосрочных лицензий и, соответственно, заключения нескольких договоров о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром в отношении одной и той же территории. Сделки, не соответствующие требованиям закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, являются недействительными.

Материалами дела установлено, что в 2001 году  Общественной организации выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира, расположенными в пределах границ, определенных договором от 27.02.1997. Срок действия данной лицензии определен с 23.10.2001 по 01.03.2022. Однако, 28.08.2009 распоряжением Правительства Ивановской области издано распоряжение, исходя из которого Службе предписывалось выдать долгосрочную лицензию ООО «Охотничье - рыболовному хозяйству «РИАТ» и заключить с данной организацией договор о предоставлении в пользование территории ранее уже предоставленной в пользование Общественной организации на основании договора от 27.02.1997 и лицензии от 18.12.2001. Служба, руководствуясь указным  распоряжением правительства Ивановской области, выдала 01.09.2009 Обществу долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира и заключила с Обществом договор о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.  Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ивановской области от 02.12.2009 по делу № А17 - 7863/2009 распоряжение правительства Ивановской области от 28.08.2009 № 252 - рп признано недействительным.

При таких обстоятельствах, признание недействительным решения исполнительного органа о предоставлении животного мира в пользование являются основанием как для признания недействительной лицензии от 01.09.2009, так  и для признания в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительным договора от 01.09.2009.

Доводы апелляционной жалобы Службы о том, что на момент выдачи лицензии от 01.09.2009 и заключения договора от 01.09.2010  решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.12.2009 по делу № А17 - 7863/2009 о признании недействительным распоряжения Правительства Ивановской области от 28.08.2009 № 252 - рп не вступило в законную силу отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку признание судом ненормативного акта недействительным означает его юридическую ничтожность с момента издания и не порождает каких - либо прав и обязанностей. По тем же основаниям судом апелляционной инстанции отклоняются довод апелляционной жалобы Общества о том, что на момент заключения договора от 01.09.2009 не существовало обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии договора требованиям закона.

Доводы Службы о соответствии действующему законодательству указа губернатора Ивановской области от 11.08.2010 № 99 - УГ «Об охотничьих угодьях Ивановской области» судом апелляционной инстанции не могут быть приняты за основу, как не влияющие на оценку обстоятельств рассматриваемого дела.

Ссылка Службы на решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.06.2010  по делу № А17 - 9093/2009, которым расторгнут договор от 27.02.1997, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не свидетельствующая об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности как на момент обращения в суд, так и на момент вынесения обжалуемого решения,  поскольку решение суда по делу № А17 - 9093/2009 вступило в законную силу 27.10.2010, то есть после принятия судом решения по настоящему делу.

Ссылки суда первой инстанции на пункт 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 и пункт 40 Постановления Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 не привели к принятию неправильного решения, в связи с чем доводы заявителей жалобы в этой части также подлежат отклонению.

Утверждения Общества о том, что признание недействительным распоряжения правительства Ивановской области от 28.08.2009 № 252 - рп, на основании которого 01.09.2009 выдана лицензия и заключен договор, не является основанием для аннулирования указанной лицензии или расторжения данного договора, а также о том, что  судом не указано оснований для прекращения права пользования животным миром, перечисленных в статье 47 Федерального закона о животном мире,  не принимаются судом апелляционной инстанции, как не относящиеся к предмету спора.

Доводы Общества о нарушении судом части 3 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не нашли подтверждения, замечания на протокол судебного заседания в материалах дела отсутствуют.

Довод апелляционной жалобы Службы о необоснованности взыскания  4000 рублей расходов по уплате государственной пошлины является несостоятельным, поскольку согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Суд, взыскивая с ответчика уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на него обязанность по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам, а не обязанность по уплате государственной пошлины в бюджет. В соответствии же с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, а не от возмещения расходов, понесенных другой стороной в связи с ее уплатой при обращении в суд.

Таким образом, несмотря на то, что в данном случае Служба освобождена от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, это не влечет отказ заявителю в возмещении судебных расходов, понесенных заявителем по делу в связи с  его обращением в арбитражный суд.