ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2011 года  Дело N А17-5243/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Лобановой Л.Н.,

судей Черных Л.И., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ивановской области

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.02.2011 по делу № А17 - 5243/2010, принятое судом в составе судьи Новикова Ю.В.,

по заявлению закрытого акционерного общества "Кинешемский домостроительный комбинат" (ИНН:3703011315, ОГРН: 1033700401020)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ивановской области (ИНН: 3703005431, ОГРН 1043700430025),

о признании незаконным решения налогового органа от 12.08.2010 № 690 о взыскании налогов, сборов, пени и штрафов за счет имущества налогоплательщика,

установил:

закрытое акционерное общество "Кинешемский домостроительный комбинат" (далее - Общество, ЗАО «Кинешемский ДСК», заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ивановской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ивановской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене решения от 12.08.2010 № 690 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества организации.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 04.02.2011  требования ЗАО «Кинешемский домостроительный комбинат» удовлетворены  частично, решение Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области от 12.08.2010 № 690 признано недействительным в части взыскания сумм, превышающих 1 101 285 рублей налога на доходы физических лиц.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Ивановской области с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой.

Налоговый орган просит изменить решение арбитражного суда, принять новый судебный акт о признании решения налогового органа от 12.08.2010 № 690 правомерным в части взыскания пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 204 950 рублей 13 копеек.

Инспекция считает, что ограничения, установленные в статье 49 Налогового кодекса Российской Федерации и в статье 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, на исполнение обязанностей налогового агента не распространяются. Ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20 - П, налоговый орган указывает, что пеня за неуплату налога по своему существу не выходит за рамки налогового обязательства. В связи с этим налог на доходы физических лиц и пени за несвоевременное перечисление данного налога должны взыскиваться с организации - налогового агента, в том числе находящегося в стадии ликвидации, в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.  Также инспекция указала, что решение Арбитражного суда Ивановской области не содержит положений, указывающих на то, что оспариваемое Обществом решение от 12.08.2010 № 690 в части взыскания пени по налогу на доходы физических лиц противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации.

ЗАО «Кинешемский домостроительный комбинат» в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции в обжалуемой налоговым органом части без изменения.

Инспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с ходатайством об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц - связи с Арбитражным судом Ивановской области.

Определением суда апелляционной инстанции от 16.03.2011 заявленное ходатайство было удовлетворено.

В судебном заседании 19.04.2011 при явке представителя Инспекции Галкиной О.В. из - за технической неисправности видеоконференц - связь с Арбитражным судом Ивановской области установлена не была.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по ходатайству налогового органа рассмотрено в данном судебном заседании без использования систем видеоконференц - связи. От Общества заявлений и ходатайств не поступало.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области в обжалуемой налоговым органом части проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, внеочередным общим собранием акционеров ЗАО «Кинешемский ДСК» 01.04.2010 было принято решение о добровольной ликвидации данной организации (лист дела 12).

12.04.2010 в отношении Общества внесена запись в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора (лист дела 11).

02.06.2010 в «Вестнике государственной регистрации» опубликовано объявление о ликвидации ЗАО «Кинешемский ДСК» и установлен двухмесячный срок для заявления требований кредиторами организации (лист дела 19).

Налоговым органом в отношении ЗАО «Кинешемский ДСК» была проведена выездная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления, удержания и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2007 по 01.04.2010. По результатам проверки составлен акт от 01.06.2010 № 24 (листы дела 28 - 32).

Рассмотрев материалы налоговой проверки начальник Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области вынес решение от 25.06.2010 № 27 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением ЗАО «Кинешемский ДСК» привлечено к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц в виде штрафа в общей сумме 220 964 рубля 20 копеек за проверяемый период. Решением Инспекции от 25.06.2010 № 27 Обществу также предложено перечислить в бюджет 1 101 285 рублей налога на доходы физических лиц и пени в сумме 204 950 рублей 13 копеек за просрочку исполнения обязанности по перечислению в бюджет сумм налога на доходы физических лиц. Решение Инспекции вступило в законную силу.

16.07.2010 налоговым органом в адрес Общества было выставлено  требование № 499 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, доначисленных проверкой. Данное требование было получено Обществом 21.07.2010 (листы дела 41 - 43).

Требование от 16.07.2010 № 499 в срок для добровольной уплаты Обществом не исполнено (03.08.2010).

09.08.2010 налоговым органом в соответствии со статьей 46 Налогового органа Российской Федерации принято решение № 3222 о взыскании налога на доходы физических лиц, пеней и штрафа в общей сумме 1 527 199 рублей 33 копейки за счет денежных средств на счетах налогового агента - организации в банках. Данное решение получено Обществом 11.08.2010  (листы дела 44 - 45).

На дату принятия решения №3222 у Общества был открыт расчетный счет в АКБ «ПРОБИЗНЕСБАНК» № 40702810708190084981. На данный счет 09.08.2010 налоговым органом выставлены инкассовые поручения на списание и перечисление доначисленных проверкой сумм.

Письмом от 11.08.2010 АКБ «ПРОБИЗНЕСБАНК» сообщил налоговому органу об отсутствии  денежных средств на расчетном счете Общества (лист дела 46).

12.08.2010 в соответствии с пунктом 7 статьи 46, статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом было принято решение № 690 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества Общества.

Из указанного решения видно, что за счет имущества Общества необходимо взыскать 1 527 663 рубля 38 копеек налогов, пеней и штрафов, а именно: 1 101 285 рублей налога на доходы физических лиц, пени по указанному налогу  в сумме 204 950 рублей  13 копеек, штраф по НДФЛ в размере 220 964 рубля 20 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 06 копеек, водный налог в сумме 447 рублей, пени по водному налогу в сумме 16 рублей 99 копеек (листы дела 50 - 53).

12.08.2010 налоговым органом вынесено постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, указанных в решении от 12.08.2010 № 690,  за счет имущества организации (листы дела 54 - 55).

19.08.2010 Кинешемским РОСП УФССП России по Ивановской области  принято постановление о возбуждении исполнительного производства (лист дела 58).

24.08.2010 Обществом закрыт расчетный счет в АКБ «ПРОБИЗНЕСБАНК» (лист дела 57).

27.10.2010 Кинешемским РОСП УФССП России по Ивановской области  вынесено постановление об окончании исполнительного производства.

03.12.2010 Кинешемским РОСП УФССП России по Ивановской области  вынесено постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству.

03.12.2010 налоговым органом принято решение №1 о внесении исправлений в Решение № 690 от 12.08.2010 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за имущества организации. В соответствии данным решением следует произвести взыскание налога на доходы физических лиц в сумме 1 101 285 рублей и пени по указанному налогу в сумме 204 950 рублей  13 копеек.

03.12.2010 в Кинешемское РОСП УФССП России по Ивановской области  направлено уточнение к постановлению от 12.08.2010 №690, в соответствии с которым с Общества следует произвести взыскание налога на доходы физических лиц в сумме 1 101 285 рублей и пени по НДФЛ в сумме 204 950 рублей  13 копеек.

13.10.2010 в АКБ «ПРОБИЗНЕСБАНК» открыт новый расчетный счет организации  № 40702810508180184981.

06.12.2010 на данный расчетный счет налоговым органом выставлены инкассовые поручения № 5662 на сумму - 1 101 285 рублей и № 5663 на сумму 204 950 рублей 13 копеек.

06.12.2010 инкассовые поручения №№ 5662, 5663 приостановлены в связи с получением постановления об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий от 03.12.2010.

Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами и признаны ими при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции (лист дела 74).

Из материалов дела видно, что в требованиях кредитора, предъявленных налоговым органом Обществу в связи с принятием последним решения о ликвидации, отражена сумма налогов пеней и штрафов в общем размере 954 150 рублей 68 копеек. В указанную сумму включена задолженность организации по водному налогу, транспортному налогу с организаций, единому социальному налогу, страховым взносам в Пенсионный фонд.

Требования к ликвидационной комиссии Общества о включении в реестр требований кредиторов задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени по данному налогу Инспекция не заявила (листы дела 25 - 27).

Согласно Составу имущества и обязательств Общества на 01.01.2011 у ЗАО «Кинешемский ДСК» имеется задолженность третьей очереди, в том числе по налогам и сборам, сборам в государственные внебюджетные фонды, а также текущая задолженность по судебному решению и договору оказания возмездных услуг (лист дела 84). Задолженность по налогу на доходы физических лиц и пени в данную сумму не включена.

ЗАО «Кинешемский ДСК», не согласившись с решением налогового органа от 12.08.2010 № 690 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества организации, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения незаконным (недействительным).

Арбитражный суд Ивановской области, удовлетворяя требования Общества и признавая недействительным оспариваемое заявителем решение от 12.08.2010 № 690 в части взыскания за счет имущества организации сумм, превышающих 1 101 285 рублей налога на доходы физических лиц, исходил из особой правовой природы названного налога. Суд признал, что на Общество, как на налогового агента, требования, установленные в статье 49 Налогового кодекса Российской Федерации по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, а также в статье 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, не распространяются.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

По смыслу пункта 4 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ) обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации - налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 Кодекса.

Согласно пунктам 1 - 3 статьи 49 Кодекса, регулирующей порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под понятие обязательного платежа.

Из пункта 1 статьи 226 Кодекса следует, что российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные лица именуются налоговыми агентами.

ЗАО «Кинешемский ДСК» в рассматриваемой ситуации являлось налоговым агентом, то есть лицом, на которое в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации  возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налога на доходы физических лиц (пункт 1 статьи 24 НК РФ).

В силу пунктов 1 и 7 статьи 75 Кодекса  пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Указанные правила распространяются также на налоговых агентов.

Исходя из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20 - П, пеня за неуплату налога по своему существу не выходит за рамки налогового обязательства как такового.

Соответственно, пени за неперечисление НДФЛ, как и сам налог, должны взыскиваться с организации - налогового агента в порядке, установленном в законодательстве о налогах и сборах, вне зависимости от того, что организация находится в стадии ликвидации.

Следовательно, налоговый орган в период нахождения организации в стадии ликвидации вправе производить принудительное взыскание с организации - налогового агента сумм налога на доходы физических лиц и пеней по указанному налогу, подлежащих перечислению в бюджет.

В соответствии с пунктами 1, 3, 7 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.