ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 июня 2011 года  Дело N А17-5361/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2011 года

Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2011 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего  судьи Тетервака А.В.

судей  Поляшовой  Т.М., Чернигиной  Т.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Родиной Ю.Н.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу военного комиссариата  Ивановской области

на решение Арбитражного суда Ивановской области от  25.02.2011 по делу № А17 - 5361/2010, принятое судом в составе судьи  Лопухиной О.В.,

по иску военного  комиссариата  Ивановской области

к муниципальному учреждению здравоохранения «Пестяковская центральная районная больница»

о  взыскании неосновательного обогащения,

установил:

военный комиссариат Ивановской области (далее - Комиссариат, истец, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском к муниципальному учреждению здравоохранения «Пестяковская центральная районная больница» (далее - Больница, ответчик).

Предметом иска (с учетом его уточнения) явилось требование истца о взыскании с ответчика 4 226 руб. 70 коп. неосновательного обогащения, возникшего в результате излишне переплаченных денежных средств за оказанные медицинские услуги по обследованию граждан, подлежащих первоначальной военной постановке на воинский учет при призыве на военную службу и граждан, призываемых на военную службу по контракту.

Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 1102, 1104, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Ответчик отзыв на иск не представил.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 25.02.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.

При вынесении решения арбитражный суд первой инстанции исходил из того, истцом не доказано возникновение на стороне ответчика неосновательного обогащения, а также его размер.

Не согласившись с названным решением Арбитражного суда Ивановской области, Комиссариат обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит упомянутое решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Заявитель указывает, что на основании Постановлений Правительства РФ от 30.12.2006 № 885 и от 15.05.2007 № 286 Больница была обязана оказывать услуги по медицинскому обследованию гражданам, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу и гражданам призываемым на военную службу по контракту исходя из установленных данными постановлениями нормативов финансовых затрат, которые в 2007 году составили 116 рублей 90 копеек на одно посещение, в 2008 году - 133 рубля 30 копеек. Сверхнормативные расходы заявитель считает неосновательным обогащением ответчика. Медицинское обследование не подлежит компенсации в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704. законодательством предусмотрено бесплатное проведение медицинского обследования граждан при их постановке на воинский учет и призыве на военную службу.

Больница отзыв на апелляционную жалобу не представила.

В соответствии с частью 1 статьи 266, частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба заявителя рассмотрена арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ивановской области от 25.02.2011 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, учитывая обстоятельства дела и представленные по нему доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Комиссариатом (заказчик) и Больницей (исполнитель) заключены договоры от 22.01.2007 и 21.01.2008 об оказании медицинских услуг (исследования и анализы) граждан в целях определения их годности к военной службе (далее - Договоры, л.д. 27 - 29), по условиям которых исполнитель обязуется проводить исследования и анализы граждан в целях определения их годности к военной службе, а заказчик обязался оплатить медицинские услуги на условиях, предусмотренных договором (пункты 2.1, 2.2 Договоров).

Оплата оказываемых услуг производится согласно прейскуранта цен учреждения здравоохранения, но не выше стоимости исследований и анализов, предусмотренных в системе обязательного медицинского страхования граждан, установленных Фондом ОМС для конкретной территории (области) (пункт 3.1 Договоров).

В рамках заключенных Договоров истец в 2007 - 2008 годах направлял в Больницу на обследование граждан в целях определения их годности к военной службе. Больница в свою очередь оказывала медицинские услуги по медицинскому обследованию граждан данной категории.

В материалы дела представлены акты выполненных работ № 36 от 19.03.2008 и № 49 от 09.06.2007.

На основании актов Больница выставила к оплате истцу счета - фактуры № 36 от 19.03.2008 и № 49 от 09.06.2007. Оплата счетов произведена истцом полностью, что не оспаривается сторонами.

Считая, что за оказанные услуги ответчик получил на 4226 рублей 70 копеек больше, чем предусмотрено утвержденными нормативами финансовых затрат на единицу медицинской помощи, указанными в постановлениях Правительства РФ от 30.12.2006 № 885 и от 15.05.2007 № 286, Комиссариат обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, а также вследствие неосновательного обогащения.

Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Указанное  правило  применяется независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие условий, которые должен доказать истец, обратившись в суд с таким иском, а именно:

- имеет место приобретение или сбережение имущества, то есть увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества;

- приобретение или сбережение произведено за счет другого лица, а имущество потерпевшего уменьшается вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать;

- отсутствуют правовые основания, то есть когда приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, а значит, происходит неосновательно.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно статье 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Обращаясь в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения, истец исходил из разницы в оплате медицинских услуг с превышением норматива, предусмотренного постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 885, от 15.05.2007 № 286, которыми установлен средний норматив на одно посещение в амбулаторно - поликлиническое учреждение - 116,9 руб. (в 2007 году), 133,3 руб. (в 2008 году).

Вместе с тем, как правомерно отмечено в обжалуемом судебном решении, в соответствии с заключенными сторонами договорами Больницей оказывались услуги по медицинскому обследованию определенных категорий граждан. Понятия «медицинское обследование» и «посещение в амбулаторно - поликлиническое учреждение» не являются равнозначными понятиями.

Согласно статье 5.1 Федерального закона от 31.12.2005 № 199 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами - специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей (пункт 1).

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4).

В случае необходимости гражданин при постановке на воинский учет может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно - оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (пункт 5).

Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 6).

Финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (пункт 7).

Согласно пункту 6 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно - оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.05.2001 № 240/168, не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок).

В силу статьи 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487 - 1 военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно - врачебной комиссии.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения.

Согласно программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 и 2008 годы, утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 885, от 15.05.2008 № 286, в рамках территориальных программ осуществляется медицинское обследование граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В территориальных программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Ивановской области на 2007 год и 2008 годы, утвержденных Законом Ивановской области от 18.07.2007 № 108 - ОЗ и от 10.04.2008 № 5 - ОЗ, денежные средства на медицинское обследование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу не предусматривались в виду дефицитности программ.

Пунктом 1 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 № 1441, установлено, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. Согласно пункту 2 Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает медицинское освидетельствование и медицинское обследование.

В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Правительством Российской Федерации постановлением от 01.12.2004 № 704 утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией федерального закона.

Согласно пункту 2 названных Правил компенсации подлежат расходы, связанные с медицинским освидетельствованием граждан в связи с воинским учетом, с призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение.

Выплата компенсаций в отношении названных расходов в силу пункта 4 Правил осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

В силу пункта 4 Положения о военно - врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 № 123, предусмотрено, что под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно - учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом того, что оплаченные им медицинские услуги оказаны в рамках медицинского обследования, а не по медицинскому осмотру в рамках медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, с призывом на военную службу.

Истец не представил доказательств, что оказанные ответчиком медицинские услуги входят в территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Заключенные между сторонами договоры не признаны недействительными, определенные в них условия оплаты не изменены. Исходя из свободы договора апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности истцом совокупности обстоятельств для взыскания с ответчика заявленной в качестве неосновательного обогащения суммы.

При этом суд апелляционной инстанции считает, что денежные средства в заявленной к взысканию сумме получены ответчиком из источника финансирования, предусмотренного действующим законодательством

В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме и апелляционный суд считает, что оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.

Выводы арбитражного суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным этим судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, последним не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Ивановской области от 25 февраля 2011 года по делу № А17 - 5361/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу военного комиссариата  Ивановской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.

     Председательствующий  
   А.В. Тетервак

     Судьи  
   Т.М. Поляшова

     Т.В. Чернигина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка