ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 июня 2011 года  Дело N А17-5362/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Поляшовой Т.М.,

судей Тетервака А.В., Чернигиной Т.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мезриным Д.А.,

без участия представителей сторон

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата Ивановской области

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 25.02.2011 по делу № А17 - 5362/2010, принятое судом в составе судьи Лопухиной О.В.

по иску Военного комиссариата Ивановской области (ИНН: 3730008689, ОГРН: 1023700563512)

к муниципальному учреждению здравоохранения городского округа Кинешма «Детская городская больница» (ИНН: 3703006273, ОГРН: 1033700401635)

о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

Военный комиссариат Ивановской области (далее - истец, заявитель, комиссариат) обратился в Арбитражный  суд Ивановской области  с исковым заявлением к муниципальному учреждению здравоохранения городского округа Кинешма «Детская городская больница» (далее - учреждение, ответчик) о взыскании (с учетом уточнения) 16 481 руб. 10 коп. неосновательного обогащения, возникшего в результате излишне переплаченных денежных средств за оказанные медицинские услуги по обследованию граждан, подлежащих первоначальной военной постановке на воинский учет при призыве на военную службу и граждан, призываемых на военную службу по контракту.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 25.02.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.

Истец с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. По мнению заявителя, его требования основаны на взыскании суммы неосновательного обогащения в связи с проведением медицинского обследования указанной категории граждан. Указывает, что Положением о подготовке граждан к военной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 № 1441, установлено, что обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает их медицинское освидетельствование и медицинское обследование, а также проведение лечебно - оздоровительных мероприятий. Считает, что федеральным законодательством предусмотрено бесплатное проведение медицинского обследования граждан при их постановке на воинский учет и призыве на военную службу.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Как следует из материалов дела, между правопредшественником истца (заказчик) и ответчиком (исполнитель) заключен договор № 197 от 09.01.2007 об оказании муниципальным учреждением здравоохранения города Кинешмы медицинских услуг гражданам подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, в соответствии с условиями которого, заказчик поручает, а исполнитель обязался обеспечить прохождение медицинского обследования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский  учет. Виды медицинских обследований: ЭКГ, ФГ, анализ крови и мочи (пункт 1.3).

Заказчик обязался в соответствии с Постановлением Правительства №704 от 01.12.2004 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» своевременно и в полном объеме компенсировать расходы, понесенные исполнителем. Выплата компенсации осуществляется на основании представленных счетов - фактур, акта выполненных работ и списка граждан, прошедших обследование (раздел 2  договора).

Выполняя условия заключенного договора, истец в 2007 году направлял в больницу на обследование граждан при первоначальной военной постановке на воинский учет. Больница в свою очередь оказывала медицинские услуги по медицинскому обследованию граждан данной категории, что подтверждается актами выполненных работ и счетами - фактурами. Счета истцом оплачены полностью.

Полагая, что за оказанные услуги больница получила на 16 481 руб. 10 коп. больше, чем предусмотрено утвержденными нормативами финансовых затрат на единицу медицинской помощи, указанными в постановлениях Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 885 и от 15.05.2007 № 286, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, а также вследствие неосновательного обогащения.

В статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Как следует из материалов дела, ответчиком оказывались медицинские услуги по договору возмездного оказания услуг, т.е. при наличии правовых оснований.

В соответствии со статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации  по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Согласно статье 5.1 Федерального закона от 31.12.2005 № 199 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами - специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей (пункт 1).

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4).

Финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (пункт 7).

Согласно статье 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487 - 1 военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно - врачебной комиссии.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения.

Согласно программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 и 2008 годы, утвержденным постановлениями Правительства РФ от 30.12.2006 № 885 и от 15.05.2008 № 286, в рамках территориальных программ осуществляется медицинское обследование граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В Территориальных программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Ивановской области на 2007 год и 2008 годы, утвержденных Законом Ивановской области от 18.07.2007 № 108 - ОЗ и от 10.04.2008 № 5 - ОЗ, денежные средства на медицинское обследование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу не предусматривались в виду дефицитности программ (письмо Департамента Здравоохранения Ивановской области от 05.12.2008 № 01 - 10/8097).

В то же время, согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 № 1441, установлено, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. Согласно пункту 2 Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает медицинское освидетельствование и медицинское обследование.

Пунктом 4 Положения о военно - врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 № 123, предусмотрено, что под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно - учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», затраты, понесенные медицинскими учреждениями в результате освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу, компенсируются за счет средств федерального бюджета военными комиссариатами.

Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом того, что оказанные ему услуги не должны быть оплачены в рамках заключенного договора.

Прочие доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность принятого решения и не являются основанием для его отмены или изменения.

В силу изложенного, апелляционный суд отклоняет доводы жалобы как несостоятельные.

Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, как требует того пункт 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 25.02.2011 по делу № А17 - 5362/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата Ивановской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     Т.М. Поляшова

     Судьи

     А.В. Тетервак

     Т.В. Чернигина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка