ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2011 года  Дело N А17-5366/2010

Резолютивная часть постановления объявлена   11 мая 2011 года

Полный текст постановления изготовлен   13 мая 2011 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Чернигиной Т.В.,

судей Великоредчанина О.Б, Поляшовой Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каштанюк Е.Л.,

при участии в судебном заседании представителей:

истца: Максим Е.А. - по доверенности от 01.12.2010 № 1/4335,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - военного комиссариата Ивановской области

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.02.2011 по делу №А17 - 5366/2010, принятое судом в составе судьи Ильичевой О.А.,

по иску военного комиссариата Ивановской области

к муниципальному учреждению здравоохранения «Юрьевецкая центральная районная больница»

о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

военный комиссариат Ивановской области (далее - Комиссариат, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения «Юрьевецкая центральная районная больница» (далее - Больница, ответчик) 9 461 руб. 55 коп. неосновательного обогащения, возникшего в результате излишне выплаченных денежных средств за оказанные медицинские услуги по обследованию граждан, подлежащих первоначальной военной постановке на воинский учет при призыве на военную службу, и граждан, призываемых на военную службу по контракту.

Правовым основанием заявленных требований истец указал статью 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 14.02.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, не применен закон, подлежащий применению, неправильно истолкован закон. Медицинское обследование не подлежит компенсации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704. Финансовое обеспечение медицинского обследования граждан осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Также заявитель отмечает, что Больница заключила договоры о проведении исследований, анализов (медицинское обследование) при первоначальной постановке граждан на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные училища и военно - учебные заведения, по условиям которых принял на себя обязательство, во исполнение закона, провести медицинское обследование граждан в связи с поступлением их на военную службу по контракту в ВС РФ, граждан подлежащих призыву в ряды ВС РФ в 2007 и 2008 годах, граждан подлежащих первоначальной постановке на учет. Кроме того, пунктом 13 Положения о военно - врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 № 123, предусмотрено, что организация медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет граждан в год достижения ими 17 лет возлагается на комиссии по постановке граждан на воинский учет, создаваемые в военном комиссариате, а организация освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. Федеральным законодательством предусмотрено бесплатное проведение медицинского обследования граждан при их постановке на воинский учет и призыве на военную службу. При этом компенсация гражданам расходов на медицинское обследование, проведенное за счет дополнительных медицинских и иных услуг на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством, не предусмотрена.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без - удовлетворения, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В соответствии с частью 1 статьи 123, статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 14.02.2011 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

Между военным комиссариатом Юрьевецкого района Ивановской области (заказчик) и Больницей (исполнитель) заключены договоры оказания медицинских услуг от 01.05.2004 № 1 и от 09.01.2008 № 18 (далее договоры), по условиям которых заказчик поручает, а исполнитель проводит медицинское освидетельствование граждан, указанных в пункте 1.1 договора, в соответствии с инструкцией «О порядке проведения военно - врачебной экспертизы в Вооруженных Силах РФ», утвержденной приказом МО РФ от 22.09.1995 № 315 (от 20.08.2003 № 200) (раздел 1 договоров).

По запросам заказчика в десятидневный срок исполнитель предоставляет медицинские документы (медкарта амбулаторных больных, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и т.п.) и другие сведения, характеризующие состояние здоровья граждан. По окончании освидетельствования граждан заказчик в десятидневный срок возвращает документы исполнителю. Исполнитель обязуется, по представлению заказчика, сформировать медицинскую комиссию в составе врачей - специалистов: хирурга, стоматолога, терапевта, невропатолога, окулиста, отоларинголога, психиатра, дерматовенеролога, медсестер. В случае необходимости могут привлекаться врачи других специальностей. В своей работе медицинская комиссия руководствуется «Положением о военно - врачебной экспертизе», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.04.1995 № 390 (от 2003 года № 123) (раздел 2 договоров).

Согласно условиям договоров заказчик возмещает исполнителю расходы медицинского освидетельствования и  обследования граждан, указанных в договоре: за работу медицинского персонала  в комиссии военкомата - за фактически отработанное время согласно табеля учета рабочего времени в военном комиссариате. Заказчик обязуется производить оплату по предъявленным счетам исполнителя по мере поступления денежных средств на расчетный счет заказчика для данных целей (раздел 3 договоров).

Договор от 01.05.2004 № 1  вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2004. Договор считается продленным, если за один месяц до его окончания ни одна из сторон не заявит о его расторжении (пункт 5.1 договора). В дополнительном соглашении от 09.01.2007 стороны согласовали срок действия договора с 01.01.2007 по 31.12.2007.

Договор от 09.01.2008 № 18 вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2008. Договор считается продленным, если за один месяц до его окончания ни одна из сторон не заявит о его расторжении (пункт 5.1 договора).

Выполняя условия договоров, истец в 2006 - 2008 годах направлял в больницу на обследование и освидетельствование граждан, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу; граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту; граждан, поступающих в кадетские корпуса и военно - учебные заведения; граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, Пограничных войск РФ в учебных целях и при призыве на военные сборы.

Больница в свою очередь оказывала заказчику медицинские услуги по медицинскому обследованию и освидетельствованию указанных категорий граждан. На оказанные медицинские услуги больницей оформлялись соответствующие документы, которые прикладывались к выставляемым на оплату счетам - фактурам. Больница выставила к оплате истцу за обследование граждан счета - фактуры на общую сумму 44 199 руб. 55 коп.

Счета истцом оплачены полностью, что не отрицается сторонами. К каждому счету сторонами подписаны акты выполненных работ.

Полагая, что за оказанные услуги больница получила на 9 461 руб. 55 коп. больше, чем утверждено нормативами финансовых затрат на единицу медицинской помощи, указанными в постановлениях Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 885, от 15.05.2007 № 286, Комиссариат обратился в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, а также вследствие неосновательного обогащения.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (обязательства вследствие неосновательного обогащения), применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Таким образом, для подтверждения факта возникновения обязательства из неосновательного обогащения истец в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать совокупность следующих обстоятельств:

1) возрастание или сбережение имущества (неосновательное обогащение) на стороне приобретателя;

2)  убытки на стороне потерпевшего;

3)  убытки потерпевшего являются источником обогащения приобретателя (обогащение за счет потерпевшего);

4) отсутствие надлежащего правового основания для наступления вышеуказанных имущественных последствий.

Недоказанность хотя бы одного из перечисленных обстоятельств влечет отказ во взыскании неосновательного обогащения.

Из материалов дела следует, что Больницей оказывались медицинские услуги по договорам возмездного оказания услуг, то есть при наличии на то правовых оснований, что ответчиком не оспаривается.

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации  по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В силу статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон № 53 - ФЗ) граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами - специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей). При этом финансовое обеспечение медицинского освидетельствования таких граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 5.1 Закона), а финансовое обеспечение медицинского обследования названных граждан осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (пункт 7 статьи 5.1 Закона).

Статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487 - 1 военнослужащим предоставлено право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно - врачебной комиссии.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения.

Согласно программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 и 2008 годы, утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 885, от 15.05.2008 № 286, в рамках территориальных программ осуществляется медицинское обследование граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В территориальных программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Ивановской области на 2007 и 2008 годы, утвержденных Законом Ивановской области от 18.07.2007 № 108 - ОЗ и от 10.04.2008 № 5 - ОЗ, денежные средства на медицинское обследование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу не предусматривались в виду дефицитности программ (письмо Департамента Здравоохранения Ивановской области от 05.12.2008 № 01 - 10/8097).

Пунктом 1 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 № 1441, установлено, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. Согласно пункту 2 Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает медицинское освидетельствование и медицинское обследование.

В соответствии с Законом № 53 - ФЗ Правительством Российской Федерации постановлением от 01.12.2004 № 704 утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией федерального закона.

Согласно пункту 2 названных Правил компенсации подлежат расходы, связанные с медицинским освидетельствованием граждан в связи с воинским учетом, с призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение.

Выплата компенсаций в отношении названных расходов в силу пункта 4 Правил осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

В силу пункта 4 Положения о военно - врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 № 123, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно - учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом того, что оплаченные им медицинские услуги оказаны в рамках медицинского обследования, а не медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, с призывом на военную службу и входят в территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Заключенные между сторонами договоры не признаны недействительными, определенные в них условия оплаты не изменены.

Денежные средства в заявленной ко взысканию сумме получены ответчиком из источника финансирования, предусмотренного действующим законодательством.

В связи с этим, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, а также обстоятельства дела и представленные по нему доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает правильным вывод арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.02.2011 по делу №А17 - 5366/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу военного комиссариата Ивановской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     Т.В. Чернигина

     Судьи

     О.Б. Великоредчанин

     Т.М. Поляшова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка