ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июля 2011 года  Дело N А17-626/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Ившиной Г.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.04.2011 по делу № А17 - 626/2011, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.

по заявлению открытого акционерного общества «Ивановский завод тяжелого станкостроения» (ОГРН 1023700542030, адрес местонахождения: Ивановская область, г. Иваново, ул. Станкостроителей, д. 1)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (адрес местонахождения: Ивановская область, г. Иваново, ул. Арсения, д. 24),

о признании незаконным решения,

установил:

открытое акционерное общество «Ивановский завод тяжелого станкостроения» (далее - заявитель, Общество, ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее - ответчик, Управление)  о признании незаконным решения Управления об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:160 общей площадью 295 621 кв.м., расположенного по адресу : Ивановская обл., г. Иваново, ул. Станкостроителей, д.1 в собственность, изложенного в распоряжении от 21.01.2011 № 18;  возложении на Управление обязанности направить в адрес заявителя проект договора купли - продажи указанного земельного участка.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 26.04.2011 заявленные требования удовлетворены.

Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, положений приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 «Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения и сооружения» (далее - приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370), неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.  В апелляционной жалобе  Управление указывает, что обладатель права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, имеющий право на выкуп земельного участка, на котором находятся объекты недвижимости, должно выполнить требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и предоставить полный пакет документов, предусмотренных Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной собственности и на котором расположены здания, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 (далее - Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок);  для приобретения в собственность земельного участка по цене, установленной в пунктах 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации), заявитель должен представить документы, подтверждающие отчуждение здания, строения, сооружения, расположенных на испрашиваемом земельном участке, из государственной или муниципальной собственности; заявителю как собственнику объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, необходимо предоставить соответствующее заявление с приложением его кадастрового паспорта и полного комплекта документов, соответствующих приказу  Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370; судом не дана оценка представленным заявителем документов на предмет их соответствия положениям приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370, их достаточности для принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, рассмотреть дело без участия представителя Общества.

Управление о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 16.09.1993 администрацией города Иванова составлен акт на право бессрочного (постоянного)  пользования землей № Ив - 01 - 000 - 698 (711), в соответствии с которым Обществу на праве бессрочного (постоянного) пользования предоставлен земельный участок площадью 52, 7495 га.  (л.д. 22 - 24).

04.06.2008 Управлением Росимущества Ивановской области издано распоряжение №  224, согласно которому ранее предоставленный Обществу земельный участок разделен на 20 земельных участков, в число которых вошел земельный участок  с кадастровым номером 37:24:040928:160 (далее - спорный земельный участок) (л.д. 25, 26).

13.09.2010 Общество, руководствуясь пунктом 2 статьи 3 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в Управление с заявлением о приобретении в собственность спорного земельного участка (далее - заявление  от 13.09.2010). В данном заявлении Общество также просило направить в свой адрес проект  договора купли - продажи спорного  земельного участка (л.д. 20).

06.12.2010 Арбитражный суд Ивановской области вынес решение по делу А17 - 4781/2010 (л.д. 8 - 12), которым признал незаконным бездействие Управления, выразившееся в непринятии решения по заявлению Общества от 13.09.2010 о предоставлении спорного земельного участка в собственность заявителя и возложении на Управление обязанности  принять решение по заявлению Общества от 13.09.2010. Данное решение вступило в законную силу 08.02.2011 (л.д. 13).

21.01.2011 Управление издало распоряжение об отказе в предоставлении в собственность ОАО «Ивановский завод тяжелого машиностроения» находящегося в федеральной собственности земельного участка (л.д. 27). В данном распоряжении указано, что, повторно рассмотрев заявку Общества от 13.09.2010, Управление решило отказать в предоставлении в собственность Обществу спорного земельного участка, в связи с непредставлением ОАО «Ивановский завод тяжелого машиностроения» документов, указанных в Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок.

Не согласившись с данным распоряжением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, придя к выводу, что оспариваемый ненормативный правовой акт противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заявленные требования удовлетворил.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1). Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5). В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли - продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок.

Таким образом, для приобретения прав на земельный участок юридическое лицо, обращается в уполномоченный орган  с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления данного заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли - продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены специальные основания для приобретения права собственности на землю, отличающиеся от оснований указанных в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Документы по перечню, утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 должны представляться в уполномоченный орган в случае оформления права собственности на  земельный участок в связи приобретением права на  находящиеся  на нем объекты недвижимости. Указанный перечень не применяется к отношениям, связанным с приобретением права собственности на земельный участок по основаниям указанным в пункте 2 статьи 3 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (в связи с изменением режима землепользования в силу закона).

Материалами дела подтверждено, что Обществу предоставлено право бессрочного (постоянного) пользования спорным земельным участком. Руководствуясь пунктом 2 статьи 3 Федерального закона о введении в действе Земельного кодекса Российской Федерации, Общество обратилось в Управление с заявлением о приобретении права собственности на данный  земельный участок. К заявлению был приложен акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 16.09.1993 и кадастровый паспорт на спорный земельный участок.

При таких обстоятельствах Управление не имело оснований для отказа в предоставлении в собственность Общества спорного земельного участка.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что суд неправильно применил статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, положения приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370;  обладатель права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, имеющий право на выкуп земельного участка, на котором находятся объекты недвижимости, должно выполнить требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и предоставить полный пакет документов, предусмотренных Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной собственности и на котором расположены здания;  для приобретения в собственность земельного участка по цене, установленной в пунктах 1, 2 статьи 2 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель должен представить документы, подтверждающие отчуждение здания, строения, сооружения, расположенных на испрашиваемом земельном участке, из государственной или муниципальной собственности; заявителю как собственнику объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, необходимо предоставить соответствующее заявление с приложением его кадастрового паспорта и полного комплекта документов, соответствующих приказу  Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370; судом не дана оценка представленным заявителем документов на предмет их соответствия положениям приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370, их достаточности для принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка, отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном толковании пункта 2 статьи 3 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.

Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, правовых оснований для его отмены не усматривается.

На основании изложенного  решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматривался.о

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.04.2011 по делу № А17 - 626/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     Г.Г. Буторина

     Судьи

     А.В. Караваева

     Г.Г. Ившина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка