• по
Более 44000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2011 года  Дело N А29-8072/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2011 года

Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2011 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Поляковой С.Г.,

судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от истца - Лапова А.В.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца общества с ограниченной ответственностью «Вуктылпромстрой» на Решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2011 по делу № А29 - 8072/2010, принятое судом в составе судьи Авфероновой О.В.,

по иску общества с ограниченной ответственностью «Вуктылпромстрой» (ИНН: 1107005243, ОГРН: 1061102003775) к Управлению экономики, строительства и дорожного хозяйства муниципального района «Вуктыл» (ИНН: 1107004909, ОГРН: 1041100800036)

взыскании задолженности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Вуктылпромстрой» (далее - ООО «Вуктылпромстрой» истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Управлению экономики, строительства и дорожного хозяйства муниципального района «Вуктыл» (далее - Управление, ответчик) о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 20.11.2007г. № 12/1 в сумме 10 650 381, 46 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 310, 720, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2011г. в удовлетворении иска отказано.

Суд исходил из того, что выполненные истцом работы оплачены в полном объеме в соответствии с условиями контракта.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Вуктылпромстрой» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, исковые требования удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на то, что стоимость работ была определена на основании сводного финансово - сметного расчета, при этом объемы работ по завершению строительства объекта указаны не были, акт передачи незавершенного строительства так же отсутствовал.

Муниципальный контракт является незаключенным, поскольку цена договора установлена ответчиком с ошибкой, которую истец не мог предвидеть при подаче заявки на участие в конкурсе и при исполнении контракта.

Истец выполнил все обязательства, предусмотренные муниципальным контрактом, а ответчик принял результат работ, что подтверждается актами приемки, но не оплатил их.

Поскольку стоимость работ, выполненных в актах, была определена в том же порядке, что и иные работы по муниципальному контракту, то с ответчика подлежит взысканию задолженность.

Судом были допущены нарушения норм процессуального права, поскольку фактически осталось не разрешенным заявление о фальсификации доказательств.

В проведении повторной почерковедческой экспертизы истцу было необоснованно отказано.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просил решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2011г. проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца поддержал свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

ООО «Вуктылпромстрой» приняло участие в открытом аукционе на определение подрядчика на завершение строительства 125 - квартирного 5 - ти этажного КПД № 47 абв в V мкр. г.Вуктыл (дом № 47 б).

В конкурсной документации, размещенной Администрацией муниципального района «Вуктыл» в сети Интернет, была указана начальная цена муниципального контракта - 19 295 400 руб.

В своей заявке на участие в открытом аукционе ООО «Вуктылпромстрой» выразило согласие выполнить предусмотренные конкурсом работы в соответствии с требованиями конкурсной документации и по цене 18 245 634 руб. (л.д. 72 - 74 т.д. 6), представив расчет стоимости производства строительно - монтажных работ на сумму 18 245 634 руб. (л.д. 76 т.д. 6).

На основании протокола заседания конкурсной комиссии от 06.11.2007 между Управлением городского хозяйства муниципального района «Вуктыл» (заказчик) и ООО «Вуктылпромстрой» (подрядчик) 20.11.2007 был заключен муниципальный контракт № 12/1 на выполнение подрядных строительных работ.

Согласно разделу 2 предметом контракта является завершение строительства объекта «125 квартирного 5 - ти этажного КПД № 47 (абв) в V мкр. г. Вуктыл (дом № 47 б)» за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, бюджета муниципального образования муниципального района «Вуктыл».

В разделе 3 контракта стороны согласовали стоимость работ в сумме 18 245 634 руб., применение нормативов (накладные расходы - 84% от ФОТ, плановые работы - 58,5 % от ФОТ), а также указали, что работы, не предусмотренные данным контрактом, оформляются дополнительным соглашением, с составлением сметы и согласованного двустороннего акта, с привлечением проектной организации, не более чем на десять процентов (п.п. 3.1. - 3.3. контракта).

В соответствии с разделом 4 контракта подрядчик обязался обеспечить строительство объекта в полном соответствии с согласованной и выданной в производство работ проектно - сметной документацией и требованиями СНиП, в сроки, установленные в пункте 6.2. контракта (п.4.1. контракта).

Пунктом 4.3. контракта определено, что подрядчик обязан рассмотреть и дать свои замечания по выданной проектно - сметной документации в течение 20 дней с момента ее получения. В случае обнаружения недостатков в проектной документации подрядчик обязан незамедлительно сообщить заказчику о выявленных недостатках и не выполнять данные работы до принятия заказчиком решения и выдачи письменного разрешения на дальнейшее производство работ.

Разделом 4 контракта предусмотрено, что подрядчик обязан представлять заказчику не позднее 30 - го числа отчетного месяца акт о приемке выполненных работ (форма КС - 2), в расчетах представлять нормативный расход материалов, изделий и конструкций согласно актам контрольных замеров за месяц и сборникам ЭСН - 1984г., цены на материалы по накладным и счетам поставщиков, договоры поставки, копии платежных поручений с отметкой банка о проведении платежа, копии документов о проведении денежных взаимозачетов, возмещение прочих затрат по главе 9 сводного сметного расчета в размерах, установленных сводным сметным расчетом (п.п. 4.7., 4.16. контракта).

В соответствии с разделом 5 контракта заказчик обязался в 15 - дневный срок после подписания контракта предоставить подрядчику комплект проектно - сметной документации, обеспечить рассмотрение и приемку актов выполненных работ в течение 72 часов с момента их представления или направить мотивированный отказ от их приемки, производить оплату выполненных работ в порядке, предусмотренном в статье 7 данного контракта (п.п.5.1., 5.5., 5.6. контракта).

Согласно пунктам 6.1., 6.2. контракта срок начала работ по контракту устанавливается по истечении 15 дней после передачи подрядчику откорректированной и утвержденной заказчиком ПСД или утвержденного перечня работ. Срок окончания работ - по истечении двенадцати месяцев с момента заключения контракта.

Пунктом 6.4. контракта определено, что при возникновении в ходе строительства необходимости внесения изменений в сроки выполнения работ, такие изменения, по согласованию сторон, оформляются дополнительным соглашением к контракту.

В соответствии с разделом 7 контракта оплата выполненных работ производится заказчиком в 5 - дневный срок со дня поступления денежных средств на расчетный счет заказчика на финансирование строительства данного объекта. Основанием для проведения оплаты выполненных работ является справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС - 3). До начала выполнения работ заказчик оплачивает подрядчику аванс до 30 % от цены контракта. Дополнительные работы, не учтенные ПСД, оплачиваются согласно актам и смет на дополнительные работы, согласованных с заказчиком. Заказчик и подрядчик ежемесячно производят сверку объемов выполненных работ (п.п. 7.1. - 7.4., 7.7.).

Согласно разделу 11 контракта приемка законченного строительством объекта осуществляется после выполнения сторонами всех обязательств, предусмотренных контрактом; приемка объекта производится в течение двух недель с даты получения заказчиком письменного извещения подрядчика о его готовности (п.11.1. контракта).

Пунктами 16.4., 16.5. контракта определено, что все изменения и дополнения к контракту считаются действительными, если они оформлены в письменном виде и подписаны сторонами. Любая договоренность между заказчиком и подрядчиком, влекущая за собой новые обстоятельства, которые не вытекают из данного контракта, должна быть письменно подтверждена сторонами в форме дополнений или изменений к контракту.

Согласно пункту 16.9. контракта все указанные в контракте приложения являются его неотъемлемой частью.

Сторонами 26.03.2008 подписано дополнительное соглашение № 1 к муниципальному контракту № 12/1, в котором указано об изменении реквизитов сторон (л.д. 92 т.д. 4).

Из конкурсной документации, размещенной на сайте в сети Интернет, следует, что в статье 18 проекта муниципального контракта также указаны три приложения к контракту: 1 - лицензии на производство работ, 2 - сметы, 3 - рабочий проект (л.д. 94 - 116 т.д. 4).

В рамках муниципального контракта от 20.11.2007 № 12/1 ООО «Вуктылпромстрой» выполнило и сдало ответчику работы на общую сумму 18 245 644 руб., что подтверждается актами приемки выполненных работ.

Истец выставил ответчику счета - фактуры для оплаты выполненных работ на общую сумму 18 245 634 руб.

Ответчиком произведена оплата выполненных работ на общую сумму 18 245 634 руб., что подтверждается платежными поручениями.

Между ООО «Вуктылпромстрой» и Управлением строительства и коммунального хозяйства муниципального района «Вуктыл» 13.10.2008 был заключен муниципальный контракт № 80/2 - 7, предметом которого явилось выполнение обществом дополнительного комплекса работ по капитальному строительству 125 квартирного 5 - ти этажного КПД № 47 (а,б,в) в V мкр. г.Вуктыл (дом № 47 б) (л.д. 6 - 62, т.д. 3).

Согласно пункту 2.2. данного муниципального контракта стоимость работ определена сторонами в сумме 9 313 822 руб.

Стоимость дополнительных работ отражена в справках формы КС - 3 на общую сумму 9 313 822 руб. (т.д. 7).

Указанные дополнительные работы оплачены ответчиком в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями.

Заявитель полагает, что ему не были оплачены выполненные в рамках муниципального контракта от 20.11.2007 № 12/1 работы, которые отражены в актах за октябрь 2008 года № 126 - 0 на сумму 38 108 (в ценах 1991 года), за октябрь 2008 года № 127 - 0 на сумму 109 054 руб. (в ценах 1991 года). Стоимость данных работ ошибочно не была включена в общую стоимость работ по контракту по причине неверного расчета, произведенного ответчиком при подготовке конкурсной документации, что следует из сводного сметно - финансового расчета, подготовленного ответчиком (л.д. 13 т.д. 1, л.д. 37 т.д. 3).

Указанные акты были направлены истцом ответчику вместе с претензией от 12.08.2010 № 36, которая была получена ответчиком 16.08.2010 (л.д. 80 - 82 т.д.1). Истец считает, что поскольку ответчик не представил возражений на данные акты, то работы считаются принятыми, в связи с чем обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности.

Апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, проанализировав позиции сторон настоящего спора, пришел к следующему.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и односторонний отказ от исполнения не допускается.

Согласно статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В статье 768 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной данным Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Согласно статьям 1, 2 Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94 - ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений данного Федерального закона.

Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципаль­ных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципаль­ного контракта.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подряд­чик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводст­венного характера работы и передать их государственному или муници­пальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обя­зуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства и обоснованно пришел к выводу о том, что истцом обязательства по договору выполнены, результат работ передан ответчику, доказательства полной оплаты принятых работ ответчиком представлены, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении иска.

Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, о незаключенности муниципального контракта, подлежат отклонению судом второй инстанции. Установлено, что сторонами согласованы все существенные условия договора, в том числе цена подлежащих выполнению работ, о чем свидетельствует текст контракта, подтвержденный конкурсной документацией.

Какие - либо разногласия по цене и видам работ между сторонами при заключении договора отсутствовали, изменения в контракт в установленном законом порядке не вносились.

Арбитражный суд правомерно указал на то, что направление ответчику актов выполненных работ на сумму, превышающую цену контракта, не порождает обязанности заказчика оплатить предъявленную к взысканию задолженность.

Указание ООО «Вуктылпромстрой» на то, что судом не рассмотрено заявление о фальсификации доказательства, является опровергнутым материалами дела. Установлено, что по ходатайству истца проводились соответствующие почерковедческие экспертизы, которыми утверждения истца о фальсификации документа не были подтверждены, в связи с чем основания для исключения спорных документов из числа доказательств отсутствовали.

Исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом. Этим доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности. Выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.

С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.

В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче апелляционной жалобы, относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2011г по делу №А29 - 8072/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца общества с ограниченной ответственностью «Вуктылпромстрой» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий    С.Г. Полякова

     Судьи  
   Т.М. Поляшова

     Т.В.Чернигина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А29-8072/2010
Принявший орган: Второй арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 12 августа 2011

Поиск в тексте