ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 апреля 2011 года  Дело N А82-13989/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Лысовой Т.В.,

судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Братухиной Е.А.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Тутаевского межрайонного прокурора

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.01.2011 по делу № А82 - 13989/2010, принятое судом в составе судьи Красновой Т.Б.,

по заявлению Тутаевского межрайонного прокурора

к индивидуальному предпринимателю Журавлеву Михаилу Валентиновичу (ИНН: 760300330705, ОГРНИП: 305760210800125)

о привлечении к административной ответственности,

установил:

Тутаевский межрайонный прокурор (далее - заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Журавлева Михаила Валентиновича (далее - ответчик, Предприниматель) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 27.01.2011 в удовлетворении заявления отказано.

Прокурор, не согласившись с решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

В жалобе указано, что судом первой инстанции неполно выяснены имеющие значение для дела обстоятельства. Из судебного акта следует, что привлечение ответчика к административной ответственности исключается в связи с тем, что не принято решение о закрытии межмуниципального маршрута № 161К, действовавшего до вступления в силу Закона Ярославской области от 04.12.2006 № 90 - з «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Ярославской области» (далее - Закон о перевозках в Ярославской области). Однако судом не истребованы дополнительные документы и не дана надлежащая оценка письму Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области (далее - Департамент транспорта) от 13.12.2010, согласно которому решение об открытии маршрута № 161К не принималось и об указанном маршруте отсутствует информация в реестре межмуниципальных маршрутов. Договор от 31.08.2007 № 31 на оказание услуг в сфере организации пассажирских перевозок автобусами (далее - Договор № 31) заключен в отсутствие законных оснований - договора Предпринимателя с заказчиком - и направлен на оказание диспетчерских и вокзальных услуг. Договор же на организацию межмуниципальных регулярных маршрутов ответчик с уполномоченным лицом никогда не заключал, не изменял и не пролонгировал.

Предприниматель, возражая в отзыве на жалобу против доводов Прокурора, указал, что они не соответствуют действительности. Ответчик считает, ссылаясь на положения Федерального закона от 08.08.2001 № 128 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании), постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 № 402, Федерального закона от 10.12.1995 № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196 - ФЗ), постановление Губернатора Ярославской области от 08.08.2000 № 563, приказы Минтранса от 09.03.1995 № 27 и от 08.01.1997 № 2 (далее - приказы Минтранса № 27 и № 2 соответственно), что установленные данными актами требования, необходимые для открытия автобусного маршрута по состоянию на 2006 год, им соблюдены. Названные акты не предусматривали заключения какого - либо договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включения перевозчика в реестр. Маршрут № 161К Ярославль - Тутаев был открыт в сентябре 2006 года, что подтверждается паспортом автобусного маршрута, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Департаментом промышленности и транспорта Администрации Ярославской области. Закон  о перевозках в Ярославской области вступил в силу 01.01.2007 и предусматривал право лиц, осуществляющих перевозки по ранее открытым маршрутам регулярных перевозок, продолжить такую деятельность до начала действия договоров об организации регулярных перевозок, заключенных в порядке, установленном данным законом.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в апелляционный суд не обеспечили.

В соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие не явившихся представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 27.01.2011 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством от 18.04.2005 серия 76 № 000379659, имеет лицензию от 19.04.2010 регистрационный номер АСС - 76 - 28117 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) сроком действия до 18.07.2015 (л.д. 7 - 8).

Согласно лицензионной карточке серия КА № 215657 лицензируемая деятельность по перевозке пассажиров осуществляется Предпринимателем с использованием автомобиля марки ГАЗ - 322131 регистрационный знак АС 197 76 (л.д. 9).

08.12.2010 в 16.05 указанный автомобиль, управляемый водителем Матвеевым Е.В., работающим у Предпринимателя по трудовому договору от 20.04.2006 № 16, был остановлен для проверки на въезде в г. Тутаев возле дома № 30 по проспекту 50 - летия Победы (л.д. 10).

При этом было установлено нахождение в автомобиле пассажиров, оплативших проезд из г. Ярославля в г. Тутаев; выяснено, что Предприниматель осуществляет по межмуниципальному маршруту Ярославль - Тутаев регулярные пассажирские перевозки.

Установив, что Предпринимателем договор об организации регулярных перевозок с уполномоченным органом - Департаментом транспорта - не заключен, осуществляются перевозки по маршруту, не включенному в реестр межмуниципальных маршрутов, и без какого - либо расписания, Прокурор усмотрел в этом нарушение лицензионных условий, в частности подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение о лицензировании), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637.

16.12.2010 Прокурор с учетом вышеприведенных обстоятельств, в присутствии Предпринимателя, считая, что в его действиях имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 4 - 5).

В соответствии со статьей 202 АПК РФ Прокурор направил в Арбитражный суд Ярославской области заявление о привлечении  Предпринимателя к административной  ответственности за совершение вышеназванного правонарушения.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Прокурора, основывался на положениях части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Закона № 196 - ФЗ, приказов Минтранса № 27 и № 2, Закона о перевозках в Ярославской области, постановлений  Администрации Ярославской области от 23.12.2002 № 219, от 25.12.2006 № 338 - а, Правительства Ярославской области от 23.04.2009 № 408 - П. Также суд установил, что у Предпринимателя имеется утвержденный паспорт автобусного маршрута № 161К Ярославль - Тутаев, по которому  осуществляются пассажирские перевозки, и согласованное с Департаментом транспорта расписание движения по указанному маршруту. В связи с этим, поскольку Закон о перевозках в Ярославской области предусматривает право продолжить перевозки по маршрутам, открытым до вступления его в силу, до начала действия договоров об организации регулярных перевозок на таких маршрутах, а на момент проверки 08.12.2010 не истек срок проведения уполномоченным органом конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок (до 31.12.2010), решение о закрытии маршрута № 161К не принималось, суд счел, что в действиях Предпринимателя отсутствует состав вмененного правонарушения.

Исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения  суда в силу следующего.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 АПК РФ).

В силу части 5 статьи 205 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление либо составивший протокол об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ в апелляционном производстве арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Таковыми в деле о привлечении к административной ответственности являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (части 2, 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств как каждого в отдельности, так и в их совокупности.

Исходя из положений статей 2.1, 26.1 КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Прокурор усмотрел в действиях ответчика состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии), а объективная сторона состоит в нарушении при такой деятельности предусмотренных специальным разрешением (лицензией) условий.

Субъектом правонарушения может быть физическое или юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и ответственное за соблюдение лицензионных требований.

Субъективная сторона в деянии, совершенном индивидуальным предпринимателем, в силу части 1 статьи 2.1, статьи 2.2 КоАП РФ характеризуется действием либо бездействием и проявляется в умышленном или неосторожном невыполнении лицензионных требований и условий.

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), отнесена Законом № 128 - ФЗ к лицензируемому виду деятельности (подпункт 62 пункта 1 статьи 17).

Из положений статьи 2 Закона № 128 - ФЗ следует, что лицензия представляет собой выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, которые устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Перечень лицензионных требований и условий, которые должны быть соблюдены при осуществлении перевозок пассажиров, приведен в пункте 4 Положения о лицензировании. К таковым отнесено, среди прочего, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»).

С учетом статьи 20 Закона № 196 - ФЗ и в соответствии с приказами Минтранса № 27 (пункты 1.1, 1.2, 5.7.2, 5.7.3), № 2 (пункты 1.1, 1.3, 5.2.1, 5.2.2), безопасность дорожного движения и перевозок пассажиров обеспечивается соблюдением определенных требований. В частности, исполнением владельцами автобусов обязанности по составлению и утверждению на каждом маршруте регулярных пассажирских перевозок паспорта маршрута, схемы маршрута с указанием опасных участков, разработке графика (расписания) движения на маршруте.

Регулярными пассажирскими перевозками признаются перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках (пункт 1.2.3.1 приказа Минтранса № 2).

Материалами дела подтвержден и ответчиком не оспорен факт осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршруту № 161К Ярославль (14 мкрн) - Тутаев АВ.

Судом первой инстанции установлено на основании представленных в дело доказательств и заявителем не опровергнуто наличие у ответчика на указанный маршрут паспорта автобусного маршрута, утвержденного 29.06.2006 директором департамента промышленности и транспорта Администрации Ярославской области, а также согласованного с упомянутым департаментом графика (расписания) движения на данном маршруте.

В связи с этим представляется, что вышеприведенные требования Приказов Минтранса № 2 и № 27 ответчиком соблюдены.

Пунктом 1.4 приказа Минтранса № 2 предусмотрено, что требованиями названного документа рекомендуется руководствоваться и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим функции управления деятельностью по удовлетворению потребностей населения в автобусных перевозках и обеспечению безопасности этих перевозок.

Из постановления Правительства Ярославской области от 02.07.1998 № 120 - п «О порядке привлечения автотранспорта юридических и физических лиц к осуществлению маршрутных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщениях на условиях транспорта общего пользования в Ярославской области» (далее - постановление № 120 - п), которое действовало до 01.01.2007, следует, что привлечение перевозчиков на перевозки пассажиров автобусами и маршрутными такси на маршрутах, утвержденных органами государственной власти Ярославской области, осуществлялось на конкурсной основе. Руководство по проведению конкурсов было возложено на государственное учреждение транспорта и транспортных коммуникаций «Яроблтранском» (далее - ГУ «Яроблтранском»). Решение конкурсной комиссии являлось основанием для заключения договора заказчиком пассажирских перевозок с победителем конкурса на привлечение перевозчика к работе на маршрутах.

Обстоятельства, свидетельствующие о том, что ответчик, осуществляя деятельность по перевозке пассажиров с 2006 года, что подтверждается в том числе письмом ГУ «Яроблтранском» (л.д. 43), допустил нарушение требований постановления № 120 - п, Прокурором не установлены и документально не подтверждены.

В отношении указанных обстоятельств бездоказательны ссылки в жалобе на то, что ответчик с уполномоченным лицом договор на организацию межмуниципальных регулярных маршрутов никогда не заключал, не изменял и не пролонгировал.

Согласно постановлению от 16.12.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении ответчику вменено нарушение требований, явствующих из  Закона о перевозках в Ярославской области.

Данный закон вступил в силу с 01.01.2007 и предусматривал в части 4 статьи 15, что уполномоченный орган обеспечивает проведение конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу Закона о перевозках в Ярославской области, до 31.12.2010. При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие перевозки на таких маршрутах, вправе продолжить указанную деятельность до начала действия договоров об организации регулярных перевозок, заключенных в порядке, установленном  Законом о перевозках в Ярославской области.

Таким образом, по смыслу приведенной нормы, наличие договора об организации регулярных перевозок, заключенного в порядке, установленном  Законом о перевозках в Ярославской области, является обстоятельством, при котором юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие перевозки по маршрутам регулярных перевозок, открытым до вступления в силу указанного закона, не имеют права продолжать деятельность на таких маршрутах.

На основании Закона о перевозках в Ярославской области принято  постановление Администрации Ярославской области от 25.12.2006 № 338 - а «О формировании сети автобусных межмуниципальных маршрутов регулярного сообщения на территории Ярославской области» (далее - постановление № 338 - а).

Названным постановлением Департаменту промышленности и транспорта Администрации области было постановлено организовывать и проводить конкурсы на право заключения договоров на организацию регулярных перевозок на межмуниципальных регулярных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении;  заключать с перевозчиками договоры об организации регулярных перевозок на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении, контролировать соблюдение условий заключенных договоров; утверждать расписания движения на межмуниципальных регулярных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении; вести реестр межмуниципальных регулярных маршрутов на территории Ярославской области.

В соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 23.04.2009 № 408 - П с 01.05.2009 функции Департамента промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области (образован постановлением Правительства Ярославской области от 14.02.2008 № 24 в связи с упразднением Департамента промышленности и транспорта Администрации области) в части осуществления полномочий по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородного и межмуниципального сообщения) на территории Ярославской области переданы Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области (ныне - Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области). Департамент дорожного хозяйства Ярославской области является правопреемником Департамента промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области в части осуществления полномочий по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородного и межмуниципального сообщения) на территории Ярославской области.

В соответствии с Положением о Департаменте транспорта, утвержденным постановлением Администрации Ярославской области от 23.12.2002 № 219, а также пунктом 2.1 постановления № 338 - а Департамент в порядке, установленном нормативными правовыми актами Ярославской области, формирует маршрутную сеть пассажирского автомобильного транспорта межмуниципального сообщения, принимает решение об открытии новых, изменении или закрытии действующих межмуниципальных маршрутов регулярного сообщения.

С учетом вышеприведенных норм, ныне действующим уполномоченным органом в смысле Закона о перевозках в Ярославской области  является Департамент транспорта.

Как верно указано судом первой инстанции, согласно письму Департамента транспорта от 13.12.2010 решение об открытии маршрута № 161К данным органом не принималось, информация по данному маршруту в реестре межмуниципальных маршрутов отсутствует.