ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 июля 2011 года  Дело N А82-14192/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ившиной Г.Г.,

судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,

без участия в судебном заседании представителей сторон

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Новожилова Сергея Валентиновича

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.04.2011 по делу № А82 - 14192/2010, принятое судом в составе судьи Глызиной А.В.,

по заявлению индивидуального предпринимателя Новожилова Сергея Валентиновича (ИНН 760900052538, ОГРНИП 304760911100058)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Ярославской области

о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

индивидуальный предприниматель Новожилов Сергей Валентинович (далее - заявитель, ИП Новожилов С.В., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Ярославской области (далее - ответчик, МРИ ФНС №2 по Ярославской области, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 11.11.2010 №547, которым на Предпринимателя наложен штраф в размере 3000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.04.2011 в удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю Новожилову Сергею Валентиновичу отказано.

Индивидуальный предприниматель Новожилов Сергей Валентинович с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.

Ссылаясь на положения частей 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, заявитель выражает несогласие  с выводом суда первой инстанции о неприменении Предпринимателем контрольно - кассовой техники в данном конкретном случае. По мнению заявителя, проверка проведена Инспекцией незаконно, с нарушением законодательно установленной процедуры ее проведения. По мнению Предпринимателя, в отношении него проводились оперативно - розыскные мероприятия, права на проведение которых у МРИ ФНС №2 по Ярославской области нет.

ИП Новожилов С.В. полагает, что проведенными контрольными мероприятиями были нарушены права и законные интересы заявителя, поскольку заранее о времени и месте таких мероприятий Предприниматель не уведомлялся, протокол об административном правонарушении в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ составлен в его отсутствие.

В дополнениях к апелляционной жалобе Предприниматель обращает внимание, что Инспекцией не представлено достаточных доказательств неприменения заявителем контрольно - кассовой техники.

ИП Новожилов С.В. полагает, что поскольку точка приема платежей, установленная в магазине «Продукты» по адресу: Ярославская область, Ростовский район, п. Семибратово, ул. Советская, д.10, не функционирует в автоматическом режиме, соединена через Интернет с сервером, то она не может рассматриваться в качестве платежного терминала; фискальное устройство расположено также на сервере и в реальном времени отражает поступление денежных средств во все удаленные рабочие места.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу опровергла доводы жалобы, просит решение суда первой инстанции  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Инспекция направила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя. Предприниматель уведомил о неявке в судебное заседание. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 14.09.2010 исполняющим обязанности начальника МРИ ФНС №2 по Ярославской области дано поручение №0048 главному госналогинспектору провести проверку соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на объектах, расположенных по адресу: Ярославская область, Ростовский район, п. Семибратово, ул. Советская, д.10 в отношении пункта приема платежей ИП Новожилов С.В. (л.д.37).

В ходе проверки установлено, что 14.09.2010 в 11 час. 37 мин. физическим лицом (получатель услуги) произведен платеж за услуги сотовой связи «Билайн» с использованием платежного терминала, установленного в помещении магазина «Продукты» по адресу: Ярославская область, Ростовский район, п. Семибратово, ул. Советская, д.10. Получателем услуги выбран сотовый оператор, набран номер телефона, в купюроприемник  технического устройства внесены денежные средства в количестве 20 рублей (две купюры достоинством 10 рублей каждая), принтером платежного терминала распечатана квитанция. В связи с отсутствием у физического лица необходимости в данной квитанции  после зачисления денежных средств на счет абонента, физическое лицо передало квитанцию работникам налоговой инспекции, проводившим проверку. На квитанции отражена следующая информация: SFOUR LLC, тех поддержка тел. 8 - 905 - 635 - 0405, ККМ 609 370, ИНН 760900052538, ЭКЛЗ 0118720582, квитанция №22428, номер терминала: SFOUR 015, адрес терминала: п. Семибратово, ул. Ленинская, 12, платежная система КиберПлат, кредитная организация МУП «Расчетный центр», договор 1414 от 16.06.09, дата платежа 14.09.10, 11:37:09, получатель: Билайн, номер телефона 8(906) 526 - 40 - 42, сумма 20 руб. 00 коп., комиссия: 0 руб. 00 коп, к зачислению: 20 руб. 00 коп.

Инспекцией установлено, что квитанция в нарушение статьи 5 Федерального закона от 03.06.2009 №103 - ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон №103 - ФЗ) не содержит следующей  обязательной информации: 1) наименования документа - кассовый чек; 2) наименования и местонахождения платежного агента, принявшего денежные средства, отсутствует признак фискального режима контрольно - кассовой машины.

Кроме того, на квитанции отражена информация - адрес терминала (п. Семибратово, ул. Ленинская, 12), которая не  соответствует фактическому месту установки терминала  по приему платежей - Ярославская область, Ростовский район, пос. Семибратово, ул. Советская, д.10.

Инспекцией также установлено, что ИНН, указанный на квитанции, принадлежит ИП Новожилову С.В., контрольно - кассовая машина Меркурий MS - К, заводской номер 609370 зарегистрирована в налоговом органе 09.11.2009 не в составе терминала, а зарегистрирована и установлена по адресу: Ярославская область, г. Ростов, ул. Пушкинская, д.56, офис. Контрольно - кассовая техника в составе платежного терминала по адресу: Ярославская область, Ростовский район, пос. Семибратово, ул. Советская, д.10 в налоговом органе не зарегистрирована.

14.09.2010 в 15 час. 05 мин. сотрудниками Инспекции с помощью запроса из блока памяти электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) контрольно - кассовой машины Меркурий - MS - К, заводской номер 609370 по адресу: Ярославская область, г. Ростов, ул. Пушкинская, д.56, офис, получена распечатка контрольной ленты по номеру текущей смены - №0257 от 14.09.2010 из режима отчета контрольной ленты по номеру смены. По данным отчета общая сумма продаж по контрольной ленте от 14.09.2010 (смена №0257) составила 68 100 руб. 00 коп., сумма произведенной продажи - 20 руб. 00 коп. в 11 час. 37 мин. 14.09.2010 не отражена.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 14.09.2010 №003505/39 (л.д.38 - 41).

Во время проверки налоговым органом также был допрошен свидетель Большакова Галина Юрьевна (физическое лицо, оплатившее сотовую связь) (л.д. 42 - 43).

14.09.2010 госналогинспектором МРИ ФНС №2 по Ярославской области в отношении ИП Новожилова С.В. вынесено определение о возбуждении дела по признакам административного нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ  и проведении административного расследования (л.д.45).

29.09.2010 составлен протокол об административном правонарушении №504 (л.д. 22). По результатам рассмотрения протокола 11.11.2010 начальником Инспекции было вынесено постановление №547 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ и назначении административного наказания  в виде штрафа в размере 3000 рублей (л.д. 12 - 15).

Не согласившись с указанным постановлением, ИП Новожилов С.В. обжаловал его в Арбитражный суд Ярославской области.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В статье 1 Федерального закона от 22.05.2003 №54 - ФЗ "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон №54 - ФЗ) определено, что платежный терминал - это устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты).

В силу пункта 2 статьи 5 Закона №54 - ФЗ организации, применяющие платежный терминал, обязаны использовать контрольно - кассовую технику в составе платежного терминала; осуществлять регистрацию применяемой контрольно - кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика; применять исправную контрольно - кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти; эксплуатировать контрольно - кассовую технику в фискальном режиме; выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом.

В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона №103 - ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно - кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой; соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Согласно статье 2, части 1 статьи 6 Закона №103 - ФЗ платежный агент (юридическое лицо, осуществляющее деятельность по приему платежей физических лиц; оператор по приему платежей либо платежный субагент) при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно - кассовую технику.

Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно - кассовой техники влечет административную ответственность на основании части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

В пункте 1 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 №16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно - кассовых машин" разъяснено, что под неприменением контрольно - кассовых машин следует понимать, в числе прочего, фактическое неиспользование контрольно - кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия), использование контрольно - кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти.

При привлечении Предпринимателя к административной ответственности Инспекция исходила из того, что принадлежащее ИП Новожилову С.В. и используемое по адресу: Ярославская область, Ростовский район, п. Семибратово, ул. Советская, д.10 оборудование является платежным терминалом.

Ответчиком установлено, что Предпринимателем на основании договора с Компанией SFOUR применяется в качестве составного звена действий по приему платежей модуль удаленного мониторинга состояния терминалов - EventWatch. Этот модуль позволяет организовать систему дистанционного контроля событий:  техническое состояние терминала, степень заполненности стекеров, сообщения об ошибках и поломках терминала, предоставляет возможность получать и обрабатывать данные о текущем состоянии терминала на сервере мониторинга. Сервер мониторинга и управления  EventWatch - система для сбора, хранения и отображения статистики функционирования сети платежных терминалов. Модуль EventWatch также  позволяет производить ряд действий с терминалом дистанционно, в ряде случаев устраняет необходимость отправки техника для обслуживания терминала. Таким образом, удаленная точка приема платежей, принадлежащая ИП Новожилову С.В., расположенная по адресу: Ярославская область, Ростовский район, п. Семибратово, ул. Советская, д.10, в составе которой используется модуль удаленного мониторинга состояния терминалов - EventWatch, имеет возможность самостоятельной, автономной, дистанционной работы, а, следовательно, является платежным терминалом.

Материалами дела подтверждается, что 16.03.2009 за ИП Новожиловым С.В. зарегистрирована контрольно - кассовая техника Меркурий MS - К, заводской номер 609370, в качестве места установки указано: Ярославская область, г. Ростов, ул. Пушкинская, д. 56, офис (карточка регистрации контрольно - кассовой техники - л.д. 112). Техническое обслуживание указанной техники производит общество с ограниченной ответственностью «Ростовторгтехника» (далее - ООО «Ростовторгтехника») на основании договора на обслуживание кассовых аппаратов от 06.11.2009 №1100/09 (л.д.107 - 108).

ООО «Ростовторгтехника» в ответе на запрос от 22.09.2010 (л.д. 53) указало, что регистратор введен в эксплуатацию с терминалом ввода данных, для автономной работы (без компьютера и без какого - либо программного обеспечения); никакие работы по подключению этого регистратора к компьютерно - кассовым системам посредством проводной или беспроводной связи ООО «Ростовторгтехника» не проводило; в составе платежного терминала имеется техническая возможность использования контрольно - кассовой техники «Меркурий MS - К».

Таким образом, у заявителя имеется зарегистрированная контрольно - кассовая техника, расположенная по адресу: Ярославская область, г. Ростов, ул. Пушкинская, д. 56, офис. В то же время контрольно - кассовая техника в составе платежного терминала Предпринимателем не регистрировалась.

В соответствии со статьей 1 Закона №54 - ФЗ под фискальной памятью понимается комплекс программно - аппаратных средств в составе контрольно - кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно - кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов; под фискальным режимом - режим функционирования контрольно - кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти.

Пунктом 1.1 Закона №54 - ФЗ предусмотрено, что контрольно - кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом должна среди прочего: быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат.

Из материалов дела следует, что Инспекцией 14.09.2010 в 15 час. 05 мин. проведен запрос из блока памяти ЭКЛЗ контрольно - кассовой машины Меркурий MS - K, принадлежащей ИП Новожилову С.В. По отчету, полученному из памяти ЭКЛЗ, сумма произведенной продажи в размере 20 руб. 00 коп. в 11 час. 37 мин. не отражена.

Доказательств обеспечения применения контрольно - кассовой техники в момент осуществления денежных расчетов с физическим лицом 14.09.2010 в деле не имеется. Каких - либо документов, свидетельствующих о том, что в составе платежного терминала по адресу: Ярославская область, Ростовский район, п. Семибратово, ул. Советская, д.10 содержится контрольно - кассовая техника, не представлено.

В соответствии с Федеральным законом от 28.11.2009 №289 - ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" с 01.04.2010 вступили в силу нормы Закона №103 - ФЗ, определяющие применение платежными агентами контрольно - кассовой техники, в частности установлена обязанность выдачи кассовых чеков при осуществлении платежей через платежные терминалы.

Статьей 5 Закона №103 - ФЗ установлено, что кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа - кассовый чек; наименование оплаченного товара (работ, услуг); общую сумму принятых денежных средств; размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно - кассовой техники; адрес места приема денежных средств; наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

Материалами дела подтверждается, что распечатанная при оплате физическим лицом услуг сотовой связи квитанция не содержала обязательных реквизитов, установленных статьей 5 Закона №103 - ФЗ: наименование документа - кассовый чек, наименование и местонахождение платежного агента, принявшего денежные средства; отраженная на квитанции информация - адрес терминала: п. Семибратово, д.12 не соответствует фактическому месту установки платежного терминала (Ярославская область, Ростовский район, п. Семибратово, ул. Советская, 10). Иной документ физическому лицу при оплате услуг сотовой связи не выдан.

Таким образом, в данном случае Предпринимателем осуществлялись наличные денежные расчеты при оказании услуги по зачислению денежных средств в сумме 20 руб. 00 коп. с использованием платежного терминала без применения контрольно - кассовой техники, связи с чем указанное деяние обоснованно квалифицировано ответчиком по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней о недоказанности ответчиком события вменяемого правонарушения отклоняются.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.

Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в рассматриваемом случае имело место виновное несоблюдение Предпринимателем требований законодательства о применении контрольно - кассовой техники. Какие - либо неустранимые сомнения в виновности заявителя отсутствуют.