• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 октября 2011 года  Дело N А82-2483/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Караваевой А.В.,

судей Буториной Г.Г., Ольковой Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С. ,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава - исполнителя Некрасовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от по делу № А82 - 2483/2011, принятое судом в составе судьи Красновой Т.Б.

по заявлению администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (ОГРН 1027601598617, место нахождения: Ярославская область, Некрасовский район, п. Некрасовское, ул. Набережная, д. 37))

к судебному приставу - исполнителю Некрасовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Челноковой Н.К.

третье лицо по делу: Некрасовское МП ЖКХ (взыскатель по исполнительному производству)

о признании недействительным требования о предоставлении документов,

третье лицо: Некрасовское муниципальное предприятие жилищно - коммунального хозяйства,

установил:

Администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области к судебному приставу - исполнителю Некрасовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Челноковой Н.К. (далее - судебный пристав - исполнитель, ответчик) с заявлением о признании недействительным требования от 03.03.2011 № 1377/11/15/76 о представлении документов в установленный срок. В судебном заседании заявитель уточнил требования, заявив, что не оспаривает требование в части представления учредительных документов (в том числе изменений к ним).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.04.2011 заявленные требования Администрации удовлетворены, требование судебного пристава - исполнителя от 03.03.2011 № 1377/11/15/76 о предоставлении документов в установленный срок, за исключением требования о предоставлении учредительных документов (в том числе изменений к ним), признано недействительным.

Судебный пристав - исполнитель, не согласившись с принятым решением суда, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области отменить и принять по делу новое решение.

По мнению судебного пристава - исполнителя, судом неправильно применены нормы материального права, а также выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Ответчик, ссылаясь на статью 64 Федерального закона № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве», указывает, что в процессе исполнения требований исполнительного документа судебный пристав - исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки. Следовательно, для выявления имущества, составляющего казну публично - правового образования, судебный пристав - исполнитель обращается в орган местного самоуправления. При этом, как полагает заявитель жалобы, судебный пристав - исполнитель имеет право самостоятельно определять, какого рода информация (ее объем) ему необходима для исполнения требований исполнительного документа.

Судебный пристав - исполнитель считает, что его требование о представлении информации об имуществе, принадлежащем не только публично - правовому образованию, но и бюджетному учреждению, является законным и обоснованным, поскольку в данном случае преследуется цель устранения спорных моментов при исполнении в дальнейшем требований соответствующего исполнительного документа. При таких обстоятельствах, заявитель жалобы полагает, что суд фактически ограничил полномочия судебного пристава - исполнителя в получении необходимой информации для исполнения требований исполнительного документа.

Администрация Некрасовского муниципального района в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит решение оставить без изменения.

Некрасовское муниципальное предприятие жилищно - коммунального хозяйства (далее - взыскатель) в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с выводами, изложенными в решении Арбитражного суда Ярославской области. Взыскатель полагает, что суд первой инстанции при вынесении решения превысил свои полномочия и тем самым ограничил законные действия пристава, направленные на исполнение исполнительного документа.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Администрация Некрасовского муниципального района, Некрасовское муниципальное предприятие жилищно - коммунального хозяйства представили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.06.2006 года с Администрации Некрасовского муниципального округа за счет Некрасовского муниципального округа в пользу Некрасовского муниципального предприятия жилищно - коммунального хозяйства взыскано 4449632 руб. 14 коп. долга. Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 08.09.2006 года уточнена резолютивная часть решения по данному делу, в соответствии с чем указано: «Взыскать с казны Некрасовского муниципального района в пользу Некрасовского муниципального предприятия жилищно - коммунального хозяйства 4449632 руб. 14 долга».

Согласно отзыву судебного пристава - исполнителя (л.д. 45) при предъявлении исполнительного листа в службу судебных приставов взыскателем предъявлены документы, подтверждающие, что данный исполнительный лист дважды предъявлялся на исполнение в Управление финансов Некрасовского муниципального района, и дважды был возвращен без исполнения в связи с отсутствием денежных средств для погашения имеющейся задолженности.

В результате неисполнения финансовым органом, исполнительный лист № 114073, выданный Арбитражным судом Ярославской области 29.09.2008 по делу № А82 - 19354/2005 - 7 о взыскании с казны Некрасовского муниципального района в пользу Некрасовского муниципального предприятия жилищно - коммунального хозяйства 4449632 руб. 14 коп. поступил на исполнение судебному приставу - исполнителю Некрасовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области.

11.02.2011 судебный пристав - исполнитель на основании указанного исполнительного листа вынес постановление о возбуждении исполнительного производства № 1377/11/15/76. Предмет исполнения: задолженность в размере 4449 632 рубля 14 копеек.

03.03.2011 судебный пристав - исполнитель в рамках исполнительного производства № 1377/11/15/76 направил в Администрацию Некрасовского муниципального района требование № 1377/11/15/76 о необходимости представления в срок до 18.03.2011 следующих документов: учредительные документы (в т.ч. изменения к ним);список (в т.ч. даты открытия) расчетных, валютных и иных счетов в банках (а также адреса и реквизиты данных кредитных учреждений);

список структурных подразделений, филиалов (в т.ч. их правильные наименования, адреса, номера рублевых и валютных счетов); бухгалтерский баланс за последний отчетный период (форма №1); отчет о прибылях и убытках организации (форма №2 и расшифровку к ней); отчет о движении капитала (форма №3); отчет о движении денежных средств (форма №4); пояснительная записка (по итогам отчетного периода); сведения о владении акциями и долями в уставных капиталах других предприятий;

расшифровку следующих строк баланса: основные средства, незавершенное строительство; долгосрочные финансовые вложения, краткосрочные финансовые вложения, запасы (общая сумма, расшифровка и место нахождения),

кассовая книга за последние три (шесть) месяца; дебиторская задолженность (последние имеющиеся акты сверок расчетов с обязательными реквизитами сторон и договоры, по которым возникла дебиторская задолженность, иные документы, подтверждающие наличие обязательств - акты взаимных расчетов либо решения судов о взыскании с дебитора денежных средств, полные наименования и адреса дебиторов, а также объяснения о причинах непринятия мер по взысканию задолженности); предложения по погашению имеющейся задолженности.

Также судебный пристав - исполнитель предложил Администрации подготовить перечень имущества, независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится (с отдельным выделением имущества, не находящегося на балансе в бюджетных учреждениях) в следующей очередности: в первую очередь - движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе ценные бумаги, предметы дизайна офисов, готовая продукция (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом изделий; во вторую очередь - имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг; в третью очередь - недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг; в четвертую очередь - непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.

Администрация, не согласившись с указанным требованием, обратилась в Арбитражный суд Ярославской области.

Арбитражный суд требования заявителя удовлетворил, признав незаконным требование судебного пристава - исполнителя от 03.03.2011 о представлении документов, за исключением требования о представлении учредительных документов.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в связи со следующим.

Некрасовское муниципальное предприятие жилищно - коммунального хозяйства обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с администрации Некрасовского МО суммы долга.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.05.2006 года по делу № А82 - 19354/2005(уточненному судом апелляционной инстанции) с казны Некрасовского муниципального района в пользу Некрасовского МП ЖКХ взыскано 4632000 руб. 14 коп. долга. Исполнительный лист по делу был выдан 29.08.2008г. Должником по исполнительному листу указана Администрация Некрасовского МО.

Исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет средств бюджета производится в соответствии нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, указанных в главе 24.1 данного кодекса.

Из материалов дела усматривается, что установленный порядок был соблюден взыскателем, однако исполнение не произошло. В связи с чем, исполнительный документ по истечению трехмесячного срока был направлен в службу судебных приставов - исполнителей, возбуждено исполнительное производство.

При рассмотрении данного дела арбитражный суд апелляционный инстанции исходит из того, что спор возник на стадии исполнения судебного акта судебным приставом исполнителем.

Согласно части 1 статьи 198 и статье 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 года № 1 - ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и в соответствии со статьей 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон «Об исполнительном производстве») и пунктом 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по искам к публично - правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке.

Из системного толкования вышеизложенных норм и разъяснения, данного в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что в случае неисполнения исполнительного документа о взыскании задолженности за счет средств казны в течение 3 месяцев взыскатель действительно имеет право обратиться в службу судебных приставов за принудительным исполнением. Однако исполнение не может быть осуществлено принудительно за счет средств бюджета в силу иммунитета бюджетов, поэтому принудительное исполнение должно осуществляться за счет иного имущества казны путем обращения взыскания на принадлежащее муниципальному образованию имущество, прежде всего, не переданное в оперативное управление или хозяйственное ведение.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229 - ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в силу прямого указания закона при исполнении судебного акта по данному делу подлежат применению нормы бюджетного законодательства, а не Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Порядок действий судебного пристава - исполнителя закреплен в Методических рекомендациях по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы судебных приставов от 15.05.2009 N 195.

В соответствии с данными рекомендациями при поступлении в структурное подразделение территориального органа ФССП России исполнительного документа о взыскании денежных средств за счет казны публично - правового образования, по которому исполнение решения суда не было произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) за счет средств бюджета в течение трехмесячного срока, судебный пристав - исполнитель возбуждает исполнительное производство в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

В соответствии с пунктом 4 статьи 214 и пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации и казну муниципального образования составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

В соответствии с Методическими рекомендациями для выявления имущества, составляющего казну соответствующего публично - правового образования, судебный пристав - исполнитель обращается с запросом в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

Дальнейшие исполнительные действия в отношении имущества публично - правового образования, в том числе арест, оценка и реализация имущества, составляющего казну публично - правового образования, осуществляются в соответствии с порядком обращения взыскания на имущество должника, установленным Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

На основании изложенного следует вывод о том, что при реализации своего права на истребование у Администрации необходимой информации и документов, судебный пристав - исполнитель мог запросить сведения, касающиеся только средств бюджета и имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Судебным приставом - исполнителем по данному делу не учтено, что в соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальную казну городского, сельского поселения или другого муниципального образования составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое требование судебного пристава - исполнителя не соответствует требованиям Федерального закона 02.10.2007 г. N 229 - ФЗ "Об исполнительном производстве", противоречит положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также нарушает права и законные интересы заявителя как бюджетного учреждения.

При таких обстоятельствах требование судебного пристава - исполнителя о представлении документов, касающихся денежных средств и имущества Администрации (бюджетного учреждения) является неправомерным.

Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

По мнению суда апелляционной инстанции, доводы апелляционной жалобы не основаны на нормах действующего законодательства в силу вышеизложенного.

Таким образом, решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей пунктом 2 статьи 329 АПК РФ заявление об оспаривании действий и постановлений судебного пристава - исполнителя государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 258, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.04.2011 по делу № А82 - 2483/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу судебного пристава - исполнителя Некрасовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

     Председательствующий

     А.В. Караваева

     Судьи

     Г.Г. Буторина

     Т.М. Олькова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А82-2483/2011
Принявший орган: Второй арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 03 октября 2011

Поиск в тексте