ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2011 года  Дело N А28-5232/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ольковой Т.М.,

судей Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чулковым Р.А.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Мякишевой Н.В., действующей на основании доверенности от 23.06.2011,

представителя ответчика Макаренко Д.П., действующего на основании доверенности от 08.02.2011 № 53-10-25,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Наговицыной Оксаны Николаевны

на решение Арбитражного суда Кировской области от 30.08.2011 по делу

№  А28-5232/2011, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,

по заявлению индивидуального предпринимателя Наговицыной Оксаны Николаевны (ОГРНИП: 307434509900019)

к Администрации города Кирова (ИНН: 4348005534, ОГРН: 1024301340238)

о признании недействительным постановления от 25.05.2011 № 1546-П и возложения обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

индивидуальный предприниматель Наговицына Оксана Николаевна (далее - заявитель, ИП Наговицына О.Н., предприниматель) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к Администрация города Кирова (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным постановления от 25.05.2011 № 1546-п об отказе в размещении объектов на земельном участке по ул. Лесничество, д. 2 б в микрорайоне Лянгасово Ленинского района города Кирова (далее - постановление от 25.05.2011 № 1546-п) и возложении на Администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Наговицыной О.Н. путем принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 43:40:002038:14 площадью 3000 кв.м. для строительства конюшни, домика для обслуживающего персонала и манежа для верховой езды.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 30.08.2011 в удовлетворении требований заявителю отказано. Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы предпринимателя.

Не согласившись с принятым решением, ИП Наговицина О.Н. обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.

По мнению предпринимателя, решение суда первой инстанции вынесено с нарушением и неправильным применением норм права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает, что строительство вышеуказанных объектов, являющихся объектами физической культуры и спорта, в рекреационной зоне действующим законодательством не запрещено. Оспариваемое постановление основано на нормативных актах принятых после возникновения правоотношений, связанных с предоставлением заявителю земельного участка и создало препятствия для завершения процедуры получения земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Считает, что оспариваемое постановление, изданное в порядке самоконтроля, соответствует действующему законодательству, поскольку предполагаемые к размещению объекты не могут располагаться на испрашиваемом земельном участке.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 2007 году ИП Наговицына О.Н. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения конюшни для верховой езды и выгула лошадей по адресу: п. Лянгасово в районе лесничества.

04.05.2007 комиссия по выбору земельных участков Администрации приняла решение о возможности предоставления предпринимателю такого участка.

24.08.2009 Администрация вынесла распоряжение № 1336-зр (далее - распоряжение от 24.08.2009 № 1336-зр), которым предварительно согласовала Наговицыной О.Н. место размещения объекта на земельном участке № 43:40:002038:3У1, расположенном по адресу: микрорайон Лянгасово, ул. Лесничество, д. 2 б, площадью 3000 кв.м. с категорией земель - земли населенных пунктов в зоне отдыха общего пользования с разрешенным видом использования - конюшня, домик для обслуживающего персонала, манеж для верховой езды и утвердила акт о выборе земельного участка от 28.05.2007 № 21-25-787 (л.д. 21).

По заказу предпринимателя подготовлен межевой план земельного участка, 04.05.2011 вновь образованный земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости и 04.05.2011 выдан кадастровый паспорт земельного участка № 90/11-21493 с кадастровым номером 43:40:002038:14 общей площадью 3000 кв. м. (л.д. 36).

19.05.2011 ИП Наговицына О.Н. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного в мкр. Лянгасово по ул. Лесничество, д. 2б в аренду для строительства конюшни, домика для обслуживающего персонала, манежа для верховой езды для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения строений (л.д. 38).

25.05.2011 Администрация издала постановление № 1546-п, которым отменила распоряжение от 24.08.2009 № 1336-зр и отказала предпринимателю в размещении объектов - конюшни, домика для обслуживающего персонала, манежа для верховой езды на земельном участке по ул. Лесничество, д. 2 б, в микрорайоне Лянгасово Ленинского района города Кирова (л.д. 41).

Полагая, что постановление от 25.05.2011 № 1546-п противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя, ИП Наговицына О.Н. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае основанием для обращения в суд с заявленными требованиями стали действия администрации, выразившиеся в принятии постановления от 25.05.2011 № 1546-п, которым было отменено распоряжение от 24.08.2009 № 1336-зр «О предварительном согласовании Наговицыной О.Н. места размещения объекта на земельном участке № 43:40:002038:3У1 (У2038-008) по адресу: г. Киров, Ленинский район, микрорайон Лянгасово, ул. Лесничество, д. 2б» и отказано в размещении объектов на данном участке.

В части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении).

В силу статьи 48 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Из смысла приведенных норм следует, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону; отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным, и не нарушать законных прав граждан и организаций.

В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.

Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В пункте 5 статьи 30 ЗК РФ указан порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:

- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Для возникновения права на земельный участок должны быть пройдены все три стадии, предшествующие предоставлению участка.

Пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ установлена обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 № 4224/10 сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой положения пункта 3 статьи 31 Кодекса призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.

Из представленных в дело документов следует, что Администрацией города Кирова произведено информирование населения в газете «Вятский край» от 28.02.2009 № 40 (4408) о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства конюшни, домика для персонала, манежа для верховой езды в мкр. Лянгасово в районе лесничества и установлено, что предложения или возражения по вопросу строительства указанных объектов следует направлять в Администрацию города Кирова в течение 10 дней с даты публикации данного сообщения (л.д. 61).

При этом из текста указанного объявления не представляется возможным точно определить, где именно в районе лесничества планируется размещение перечисленных объектов, в частности при наличии в данном районе нескольких улиц, в объявлении не указана улица, в районе которой планируется размещение объектов строительства, информация не содержит также сведений о размере выделяемого земельного участка.

Таким образом, цели публичного информирования (защита интересов населения, выявление возможных претендентов на земельный участок) опубликованным сообщением не были достигнуты. В связи с чем, размещенная Администрацией информация не соответствовала требованиям пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Между тем, из материалов дела усматривается несогласие населения с размещением на земельном участке, входящем в исторически сложившуюся зону отдыха жителей микрорайона Лянгасово, испрашиваемых предпринимателем объектов (л.д. 65-75). Данное мнение населения не было выявлено до издания распоряжения от 24.08.2009 № 1336-зр, в том числе, и вследствие неполноты опубликованной информации.

Кроме того, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в оспариваемом постановлении указано, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен предпринимателю в связи с включением территории Лесничества в микрорайоне Лянгасово в парковую зону отдыха и в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Кирова, утвержденными решением Кировской городской Думы от 23.12.2009 № 36/4, входит в границы территории зоны городских лесов (Р-3).

Из смысла статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что вопрос о возможности размещения на земельном участке того или иного объекта решается с учетом градостроительных норм и правил.

Статьями 1, 7 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.

Согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что градостроительное зонирование - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6); территориальными зонами являются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7); правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8); градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9).

Согласно части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Согласно частям 1, 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом, правовой режим земельного участка, в том числе, виды, разрешенное использование и ограничения его использования определяются градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в границах которой он расположен. Определение границ территориальных зон и установление правового режима, входящих в их состав земельных участков, осуществляется в процессе градостроительного зонирования территории муниципального образования. Строительство на земельном участке может осуществляться в соответствии с видом целевого использования земельного участка.