ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2012 года  Дело N А10-3098/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 года

В полном объеме постановление изготовлено 12 марта 2012 года

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Стрелкова А.В.

судей Куклина О.А., Ошировой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Козыревым А.В.

рассмотрев в открытом заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия, Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 ноября 2011 года по делу №А10-3098/2011 по иску Муниципального образования «Город Кяхта» в лице Администрации Муниципального образования «Город Кяхта» (ИНН0312002780, ОГРН1020300715270) к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, третье лицо «Квартирно-эксплуатационная часть» Кяхтинского района (ОГРН1020300716402, ИНН0312002684) о взыскании 327 568 руб. (суд первой инстанции: судья Муравьёва Е.Г.)

В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи (при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия судья Филиппова В.С.) приняли участие представители:

от истца - Борисов С.Б., представитель по доверенности №428 от 05.05.2011,

от ответчика - Подпругин М.О., представитель по доверенности от 21.10.2011,

от заинтересованного лица - Клишина С.Г., представитель по доверенности от 30.09.2011,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование «Город Кяхта» в лице Администрации Муниципального образования «Город Кяхта» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании 327 568 руб. убытков.

В обоснование иска указано, что Квартирно-эксплуатационная часть Кяхтинского района (далее - Кяхтинская КЭЧ) является государственным учреждением, основным видом деятельности которого является, в том числе, организация теплоснабжения военных городков, расположенных в г. Кяхта. Для исполнения возложенных на неё задач собственником имущества в лице Территориального управления Росимущества в Республике Бурятия было передано Кяхтинской КЭЧ в оперативное управление недвижимое и движимое имущество, в том числе котельные и военные городки Кяхтинского гарнизона, необходимые для проживания военнослужащих и их семей. Для организации теплоснабжения военных городков на отопительный период 2007, 2008 годы Кяхтинской КЭЧ был поставлен уголь, необходимый для работы котельных.

Распоряжением Территориального управления Росимущества в Республике Бурятия № 434-Р от 28.12.2006 было прекращено право оперативного управления Кяхтинской КЭЧ на относящееся к федеральной собственности имущество, в том числе на котельные № 2, 44, 341, 231 и находящееся в них оборудование. Жилой фонд военных городков Кяхтинского гарнизона и указанное имущество были переданы в муниципальную собственность МО «Город Кяхта», у которого возникла обязанность по содержанию переданного имущества. Для обеспечения углём переданных котельных и жилого фонда военных городков МО «Город Кяхта» приобрело у Кяхтинской КЭЧ уголь в количестве 400 т.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25.03.2011 по делу № 10-4081/2008 с МО «Город Кяхта» в пользу Кяхтинской КЭЧ взыскано 327 568 руб, составляющих сумму долга за полученный уголь.

Распоряжением Территориального управления  Росимущества в Республике Бурятия № 195-р от 19.05.2009 с изменениями, внесёнными распоряжением № 162-р от 07.12.2009, было отменено распоряжение № 434-р от 28.12.2006 и признано недействующим с момента издания, восстановлено право оперативного управления Кяхтинской КЭЧ на имущество с 08.12.2006.

Издание Территориальным управлением Росимущества в Республике Бурятия распоряжения № 434-р, повлекшего за собой принятие МО «Город Кяхта» обязательств по содержанию жилого фонда и котельных, причинило ответчику вред в виде взыскания с него денежных средств, израсходованных на приобретение угля, а взысканная на основании судебного акта денежная сумма в размере 327 568 руб. является для МО «Город Кяхта» убытками.

В качестве правового обоснования приведены статьи 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на иск возражало, полагая, что от имени казны Российской Федерации должно выступать Росимущество, как главный распорядитель средств федерального бюджета. Считало, что истцом не доказано причинение ему убытков изданием распоряжения Территориальным управлением Росимущества по Республике Бурятия.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28.11.2011 по делу №А10-3098/2011 исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия за счёт казны Российской Федерации в пользу Муниципального образования «Город Кяхта», представляемого Администрацией Муниципального образования «Город Кяхта» взыскано 327 568 руб. убытков.

Не согласившись с принятым судебным актом, Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом обжаловала его в апелляционном порядке, считает его незаконными необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, с которого были взысканы убытки оспариваемым судебным актом. Нормы бюджетного законодательства не содержат положений о возврате незаконно изъятых из бюджета муниципального образования денежных средств, механизм и процедура возврата отсутствуют, причинённые убытки истцом не доказаны.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу с обжалуемым судебным актом согласен в полном объёме, просит его оставить в силе.

Третье лицо о месте и времени заседания арбитражного апелляционного суда извещен надлежащим образом, своих представителей в суд не направил. При таком положении, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц не препятствовала рассмотрению дела.

Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия 28.12.2006 издано Распоряжение № 434-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закреплённого на праве оперативного управления за Квартирно-эксплуатационной частью Кяхтинского района Сибирского военного округа, в собственность Муниципального образования «Город Кяхта», согласно которому прекращено право оперативного управления Квартирно-эксплуатационной части Кяхтинского района Сибирского военного округа на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложениях №№ 1, 2, 3 к настоящему распоряжению, за исключением имущества, указанного в приложениях №№ 4,5.

В пункте 2 распоряжения указано на передачу имущества по приложениям №№ 1, 2, 3 к распоряжению в собственность Муниципального образования «Город Кяхта», за исключением имущества, указанного в Приложениях № 4 и № 5.

Разделами 3, 4, 5, 6 Распоряжения установлено, что Отделу контроля приватизации, работы с государственными предприятиями, учреждениями и коммерческими организациями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия совместно с Квартирно-эксплуатационной частью Кяхтинского района Сибирского военного округа в срок до 01.02.2007 оформить передачу в собственность Муниципального образования «Город Кяхта» имущества, указанного в приложениях №№ 1, 2, 3.

Во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия актом от 05.02.2007 Квартирно-эксплуатационная часть Кяхтинского района передала, а Администрация Муниципального образования «Город Кяхта» приняла имущество, указанное в приложениях №№ 1, 2, 3 к настоящему распоряжению. Указанный акт был утверждён руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия Яковлевым В.И.

По названному акту, в числе прочего были переданы котельные, находящееся в котельных оборудование, жилой фонд военных городков Кяхтинского гарнизона.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 27.11.2007 по делу №А10- 3785/2007, вступившим в законную силу, по заявлению Администрации Муниципального образования «Город Кяхта» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия признано незаконным распоряжение № 434-р от 28.12.2006 в части передачи в собственность Муниципального образования «Город Кяхта» имущества жилых домов, указанных в Приложении № 1 к распоряжению.

Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия устранить нарушения прав и интересов заявителя.

Распоряжением от 07.12.2009 № 162-р Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия внесло изменения в распоряжение № 195-р от 19.05.2009, согласно которому признало недействующим распоряжение № 434-р от 28.12.2006 с момента его издания.

Полагая, что в связи с незаконным принятием Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия распоряжения № 434-р от 28.12.2006 и передачей имущества в муниципальную собственность Муниципальное образование «Город Кяхта» вынуждено было осуществлять функции по содержанию переданного имущества, организовывать теплоснабжение, закупать уголь для котельных, нести в связи с этим убытки.

Необходимость в возмещении убытков явилась основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования и производя взыскания причинённых убытков с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия за счёт казны Российской Федерации в пользу Муниципального образования «Город Кяхта», представляемого Администрацией Муниципального образования «Город Кяхта» суд первой инстанции руководствовался статьёй 53 Конституции Российской Федерации, статьёй 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5.47 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, пунктом 12.1 части 1, подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководящими разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2009 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».

На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Гражданско-правовая ответственность за вред, причинённый незаконными действиями государственных органов, наступает при наличии вреда у потерпевшего и подлежит возмещению на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закон у или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

По правилам статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Судом первой инстанции установлено, что передача котельных и оборудования произведена Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия в муниципальную собственность без предварительного согласия и согласования с Муниципальным образованием «Город Кяхта», без учёта его материальных и технических возможностей. Передача имущества произведена с нарушением действующего законодательства, что подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда от Республики Бурятия от 27.11.2007 по делу №А10-3785/2007.

После издания распоряжения № 434-р от 28.12.2006 у Муниципального образования «Город Кяхта» возникла обязанность по содержанию переданного имущества и организации теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», истец был вынужден предпринимать меры по обеспечению углём полученных в муниципальную собственность котельных для отапливания жилых домов и предупреждения чрезвычайных ситуаций в отопительный период 2007-2008 годы.

27.12.2007 между Муниципальным образованием «Город Кяхта» и Квартирно-эксплуатационной частью Кяхтинского района был заключён договор на  передачу Муниципальному образованию «Город Кяхта» от Квартирно-эксплуатационной части Кяхтинского района 400 тонн угля для обеспечения тепловой энергией котельных, отапливающих дома Кяхтинского гарнизона.

Обстоятельства невозврата Муниципальным образованием «Город Кяхта» полученного угля явилось основанием для обращения Квартирно-эксплуатационной части Кяхтинского района в арбитражный суд с иском о возврате твёрдого топлива.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23.03.2009 по делу № А10-3793/2008, вступившим в законную силу, иск Квартирно-эксплуатационной части Кяхтинского района удовлетворён. Администрацию Муниципального образования «Город Кяхта» обязали возвратить твёрдое топливо в количестве 400 тонн Черемховского угля концентрата 13-80 ДКОМ на топливный склад Квартирно-эксплуатационная части Кяхтинского района расположенный в пос. Хоронхой.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22.10.2010 по делу № А10-3363/2010, вступившим в законную силу, договор займа от 27.12.2007 признан недействительным в силу нарушения при его заключении требований статьи 817 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24.01.2011 заявление Администрации Муниципального образования «Город Кяхта» о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения от 23.03.2009 было удовлетворено, решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23.03.2009 по делу № А10-3793/2008 отменено.

По результатам пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25.03.2011 по делу № А10-3793/2008, вступившим в законную силу, исковые требования Квартирно-эксплуатационная части Кяхтинского района были удовлетворены. С Администрации Муниципального образования «Город Кяхта» за счёт казны в пользу Квартирно-эксплуатационная части Кяхтинского района взыскано 327 568 руб. неосновательно обогащения.

Таким образом, истцом обоснованно на основании судебного решения и выданным исполнительным листом определён размер убытков в сумме 327 568 руб.

Исполнительный лист о взыскании с Муниципального образования «Город Кяхта» был передан на исполнение в финансовый орган и  исполнен.

В соответствии со статьёй 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

В соответствии с пунктом 1 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (Росимущество), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.

На основании пункта 5.47 Положения Росимущество осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на агентство функций.

Согласно пункту 11 Положения Росимущество имеет счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 12.1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что функции администратора и обязанность по возврату излишне зачисленных сумм платежей возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в связи с чем, убытки подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом за счет казны Российской Федерации, в том числе и в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В настоящем случае взыскание убытков за счёт казны Российской Федерации связано с действиями государственного органа - Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия.