ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2012 года  Дело N А10-4024/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2012 года.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Г. Г. Ячменёва, Н.М. Паньковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С. Сюхунбин, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования сельского поселения «Холодное эвенкийское» на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 января 2012 года по делу № А10-4024/2011 по заявлению Администрации муниципального образования сельского поселения «Холодное эвенкийское» (ИНН 0317001589 ОГРН 1050301961379, место нахождения: 671712, Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, п. Холодная, ул. Новостройка, д. 23) к Финансовому управлению администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия (ИНН 0317010270 ОГРН 1100317000145, место нахождения: 671710, Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, пгт. Нижнеангарск, ул. Рабочая, д. 125) о признании недействительным приказа №9 от 19 сентября 2011 года «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» бюджету муниципального образования сельского поселения «Холодное эвенкийское»,

(суд первой инстанции судья Рабдаева Л.Ю.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя:  не явился,

от заинтересованного лица: не явился,

от третьего лица - Министерства финансов Республики Бурятия (ИНН 0323054892 ОГРН 1020300967257, место нахождения: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, д. 7):  не явился,

установил:

Администрация муниципального образования сельского поселения «Холодное эвенкийское» (далее заявитель, Администрация, СП «Холодное эвенкийское»)  обратилась с требованием к Финансовому управлению администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия о признании недействительным приказа №9 от 19 сентября 2011 года «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» бюджету муниципального образования сельского поселения «Холодное эвенкийское».

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 января 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.  Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый приказ принят в пределах полномочий органа местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством, не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая, что право на приостановление (сокращение) межбюджетных трансфертов финансовым органам местного самоуправления Бюджетным кодексом Российской Федерации не предоставлено.

Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами согласился, указав на достаточность основания для удовлетворения требований заявителя.

Третье лицо  отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с ч. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу,  изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Из представленных в материалы дела документов следует, что 18.08.2011 г. в адрес Главы МО «Северо-Байкальский район» Министерством финансов Республики Бурятия  направлено письмо № 02-05-21, в котором сообщалось, что Минфином РБ проведен анализ выполнения обязательств, принятых по Соглашениям по мерам по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов на 2011 год за первое полугодие 2011 года. В результате анализа выявлено, что по поселениям муниципального района превышены нормативы, установленные Постановлением Правительства Республики Бурятия от 20 октября 2010 года №450 на 2 193,5 тыс.руб. ( в т.ч. СП «Холодное эвенкийское» - 632,4 тыс. руб.). В связи с выявленными нарушениями Министерство финансов Республики Бурятия просило приять меры по соблюдению поселениями района п.2 ст.136 БК РФ и в случае необходимости применить механизм сокращения (приостановления) предоставления межбюджетных трансфертов.

19 сентября 2011 года Финансовым управлением администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия принят приказ №9 «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» бюджету муниципального образования сельского поселения «Холодное эвенкийское», с 20 сентября 2011 года приостановлено предоставление иных межбюджетных трансфертов.

Не согласившись с данным приказом, заявитель обжаловал его в судебном порядке.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью  1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением  части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо  наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным ст. 31 БК РФ, средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых органами государственной власти (органами местного самоуправления), иного публично-правового образования, могут предоставляться исключительно в форме межбюджетных трансфертов, под которыми согласно положениям ст. 6 БК РФ понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ.

Согласно ст. 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами этих субъектов.

В данном случае таким законом субъекта является Закон Республики Бурятия от 13.10.2005г. №134-111 «О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия» (далее Закон РБ №134-111).

Согласно статьи 17.1 Закона РБ №134-III в случае и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и законами Республики Бурятия, бюджетам поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществлении части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, определены ст. 142 БК РФ. Ими, в частности, являются дотации из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и иные межбюджетные трансферты.

В случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ и соответствующими им законами субъекта РФ, бюджетам поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями, то есть на погашение кредиторской задолженности по муниципальным контрактам (ст. 142.4 БК РФ).

В соответствии со ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам сельских поселений.

Согласно  пункту 5 статьи 136 БК РФ при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 настоящего Кодекса, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.

Из толкования взаимосвязанных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Бурятия от 13.10.2005 г. №134-111 следует, что условия и порядок предоставления, приостановления (сокращения) предоставления трансфертов из бюджета муниципального образования должен быть предусмотрен нормативным правовым актом представительного органа муниципального района.

Суд первой инстанции в решении делает ссылки на нормативно правовые акты, касающиеся условий и порядка  предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов федерального и регионального уровней, в данном же случае речь идет о предоставлении (приостановлении предоставления) трансфертов из бюджета органа местного самоуправления, в частности, муниципального образования «Северо-Байкальского района».

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.

Правительство Республики Бурятия установило предельные нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в Республике Бурятия, соблюдение которых по смыслу норм статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации является услови­ем предоставления бюджетам поселений межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Бурятия.

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Республики Бурятия от 20 октября 2010 года №450 «Об утверждении на 2011 год предельных нормативов формирования расходов на содержание органом местного самоуправления в Республике Бурятия» установлены предельные нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления поселений в Республике Бурятия на 2011 год.

Согласно приложению к данному Постановлению предельные нормативы установлены для СП «Холодное эвенкийское» в сумме 1176,3 тыс. руб., т.е. в  данном случае речь идет о межбюджетных трансфертах, предоставляемых из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район».

Несостоятельной является ссылка суда первой инстанции на пункт 5 статьи 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которого законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемым приказом приостановлено предоставление именно данных дотаций.

Напротив, речь идет о межбюджетных трансфертах, предоставление которых в соответствии с решением о бюджете муниципального района осуществляется за счет его средств, что также следует из письма Финансового Управления Администрации МО «Северо-Байкальский район»  №301 от 20.12.2011 г. (л.д. 51-52).

Довод суда первой инстанции о том, что в качестве основания, дающего финансовому органу местного самоуправления право на приостановление трансфертов, является соглашение между заявителем и ответчиком от 5 апреля 2011 года, признается ошибочным в силу следующего.

Под соглашениями, упоминаемыми в статье 142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в статье 17.1 Закона Республики Бурятия от 13 января 2005 года №134-111 «О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия» имеются в виду заключаемые органами местного самоуправления муниципального района с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (абзац 2 части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основанием, дающим финансовому органу местного самоуправления право на приостановление трансфертов, должен быть ненормативный правовой акт органа местного самоуправления, а не приказ финансового управления.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации все названные выше доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы, отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от  27 января 2012 года по делу № А10-4024/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 января 2012 года по делу № А10-4024/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Признать недействительным приказ Финансового управления администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия №9 от 19 сентября 2011 года «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» бюджету муниципального образования сельского поселения «Холодное эвенкийское», как несоответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

     Председательствующий  
 Д. Н. Рылов

     Судьи
  Г. Г. Ячменёв

     Н.М. Панькова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка