• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 11 марта 2012 года  Дело N А27-5820/2011

Резолютивная часть решения оглашена «06» марта 2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено «11» марта 2012 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Дубешко Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубровской Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Новокузнецкие электрические сети», Кемеровская область, г. Новокузнецк

к комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, Кемеровская область, г. Новокузнецк

о государственной регистрации перехода права собственности

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово,

при участии:

от истца - Бойко В.А., представителя, доверенность № 401/11 от 29.12.2011, паспорт;

от ответчика - Епифанцевой Е.Ю., представителя, доверенность № 856/5 от 01.03.2012, служебное удостоверение;

от третьего лица - Залендинова В.В., главного специалиста-эксперта, доверенность № 31Д от 20.02.2012, служебное удостоверение,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Новокузнецкие Электрические Сети » (далее - ОАО «НЭС», Общество), г. Новокузнецк (ИНН 4217067706; ОГРН 1074217005092) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, г. Новокузнецк (далее - Комитет, КУМИ г. Новокузнецка) (ИНН 4216006034; ОГРН 1024201467509) о государственной регистрации перехода права собственности на следующие объекты недвижимого имущества:

- отдельно стоящее нежилое здание подстанции 35/6кв № 1, общей площадью 658,5 кв.м, расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. Циолковского, д. 41а;

- отдельно стоящее нежилое здание распределительного пункта № 3, общей площадью 76,2 кв.м, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, просп. Строителей, д. 55-Б;

- отдельно стоящее нежилое здание подстанции № 4, общей площадью 200,8 кв.м., расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Заводской район, ул. Малая, д. 8;

- отдельно стоящее нежилое здание трансформаторной подстанции № 37, общей площадью 15 кв.м., расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. 25 лет Октября, № 4а;

- отдельно стоящее нежилое здание трансформаторной подстанции № 28, общей площадью 47,8 кв.м., расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, пр. Строителей, д. 64 корп. 1, переданных КУМИ г. Новокузнецка в качестве вклада в уставной капитал Общества.

Исковые требования со ссылками на часть 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации, пункт 2 статьи 8, пункт 2 статьи 223, пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивированы уклонением ответчика от государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости, переданные истцу по соответствующим актам приема-передачи муниципального имущества на основании договора о создании ОАО «НЭС» от 01 июня 2007 года, заключенного между КУМИ г. Новокузнецка и обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом «НЭК», г. Новокузнецк.

Определением от 01 июня 2011 года судом на основании части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «НЭК», г. Новокузнецк (далее - ООО «ТД «НЭК»); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (далее - Управление Росреестра).

Согласно имеющимся в материалах дела сведениям 28 января 2011 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2115476094226 о ликвидации ООО «ТД «НЭК». В связи с чем протокольным определением суда от 21 июля 2011 года ООО «ТД «НЭК» исключено из числа третьих лиц по делу (т. 2, л.д. 103-105).

По ходатайству истца определением суда от 06 сентября 2011 года производство по делу приостанавливалось судом до вступления в законную силу судебного акта по делу № А27-7793/2011 по иску Муниципального образования города Новокузнецка в лице КУМИ г. Новокузнецка о прекращении права собственности ОАО «НЭС» и признании права муниципальной собственности на сети электроснабжения г. Новокузнецка на имущество, переданное в качестве вклада в уставный капитал общества по актам приема-передачи.

Определением суда от 29 февраля 2012 года производство по делу возобновлено, судебное разбирательство назначено на 06 марта 2012 года.

Явившиеся в судебное заседание представители участвующих в деле лиц поддержали свои ранее изложенные по делу позиции.

Истец на иске настаивал по основаниям, аналогичным изложенным в исковом заявлении и письменных объяснениях по иску. Дополнительно сослался на преюдициальность обстоятельств, установленных арбитражным судом по ранее рассмотренному делу №А27-7793/2011.

Ответчик поддержал свои возражения, ранее изложенные в письменных отзывах на исковое заявление. Со ссылкой на положения статей 166, 168 ГК РФ, Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Устава г. Новокузнецка указал на ничтожность сделки по передаче в уставный капитал ОАО «НЭС» спорных объектов недвижимого имущества. В обоснование своих доводов сослался на следующие обстоятельства. Распоряжение Главы города Новокузнецка № 598 «О создании открытого акционерного общества «Новокузнецкие электрические сети» не соответствует нормам действующего законодательства (в решении не определено, какое имущество вносится в качестве вклада в уставной капитал в конкретной доле, решение принято ненадлежащим органом местного самоуправления). В настоящее время Распоряжение Главы города Новокузнецка от 03.04.2007 № 598 и приказы Комитета об условиях приватизации муниципального имущества от 01.06.2007 № 85 и от 14.01.2010 № 6 отменены. Решение о создании ОАО «НЭС» на момент издания распоряжения от 03.04.2007 № 598 учредителями не было принято, протокол № 1 общего собрания учредителей ОАО «НЭС» подписан лишь 01.06.2007. Также сделка совершена с нарушением закона, поскольку был ограничен доступ хозяйствующих субъектов на рынок транспортировки электрической энергии.

Представителем третьего лица указано на возможность удовлетворения исковых требований в случае уклонения ответчика от государственной регистрации перехода права собственности. В ходе судебного разбирательства даны устные объяснения относительно порядка государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ч.1 ст. 64, ч.2 ст. 65, ст.ст. 8, 9, 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств в соответствии с подлежащими применению нормами материального права с учетом принципов состязательности и равноправия сторон.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд установил следующее.

Постановлением Совета народных депутатов города Новокузнецка от 24.05.2005 № 5/34 (далее - Постановление № 5/34) утвержден Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2005-2008 года.

В соответствии с пунктом 2.3 данного Прогнозного плана (в редакции внесенных Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.06.2006 № 9/88 изменений) приватизации путем внесения в уставной капитал Общества подлежали сети электроснабжения г. Новокузнецка с оборудованием и объектами недвижимости. В состав приватизируемого имущества вошли в том числе: отдельно стоящее нежилое здание подстанции 35/6кв № 1; отдельно стоящее нежилое здание распределительного пункта № 3; отдельно стоящее нежилое здание подстанции № 4; отдельно стоящее нежилое здание трансформаторной подстанции № 37; отдельно стоящее нежилое здание трансформаторной подстанции № 28. Прогноз дохода от приватизации всего имущества, вошедшего в приватизационный план, определен в сумме 75400000 руб. Приватизация земельных участков, расположенных под объектами недвижимости, осуществляется в порядке, установленном Законом о приватизации и Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 5 Постановления № 5/34). Контроль за исполнением Постановления № 5/34 возложен на Администрацию города Новокузнецка и председателя Комитета по собственности.

Распоряжением Главы города Новокузнецка от 03.04.2007 № 598 «О создании открытого акционерного общества «Новокузнецкие электрические сети» Комитету поручено совместно с ООО «ТД «НЭК» путем учреждения создать ОАО «НЭС»; внести в качестве вклада в уставный капитал Общества муниципальное имущество рыночной стоимостью 129173520 руб. (согласно отчету по определению рыночной стоимости объектов, выполненного ООО «НЭО»); определить условия внесения муниципального имущества в уставный капитал ОАО «НЭС», обязательным условием приватизации установить сохранение назначения вносимого в уставный капитал общества имущества в течение срока не менее 5 лет с момента приватизации; подготовить учредительные и другие необходимые документы для государственной регистрации ОАО «НЭС».

Приказом Комитета от 01.06.2007 № 85 «Об условиях внесения муниципального имущества в уставный капитал учреждаемого ОАО «НЭС»» утвержден размер уставного капитала Общества (264173520 руб.), разделенного на обыкновенные именные бездокументарные акции в количестве 26417352 шт. по номиналу 10 руб. каждая. Доля муниципального имущества в уставном капитале ОАО «НЭС» определена в размере 48,9 % (12917352 акции), что составляет 129173520 руб., доля ООО «ТД «НЭК» в уставном капитале ОАО «НЭС» - 51,1 % (13500000 акций) и, соответственно, 135000000 руб.

Муниципальное имущество было внесено в качестве вклада в уставной капитал ОАО «НЭС» согласно приложениям №№ 1-11 (п. 2 Приказа от 01.06.2007 № 85 «Об условиях внесения муниципального имущества в уставный капитал учреждаемого ОАО «НЭС»).

01 июня 2007 года между учредителями ООО «ТД «НЭК» и Комитетом был подписан договор о создании ОАО «НЭС», о чем 21 июня 2007 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.

24 июля 2007 года муниципальное имущество, в том числе:

- отдельно стоящее нежилое здание подстанции 35/6кв № 1, общей площадью 658,5 кв.м, расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. Циолковского, д. 41а (Акт № 3) (т. 1, л.д. 72);

- отдельно стоящее нежилое здание распределительного пункта № 3, общей площадью 76,2 кв.м, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, просп. Строителей, д. 55-Б (Акт № 5) (т. 1, л.д. 65);

- отдельно стоящее нежилое здание подстанции № 4, общей площадью 200,8 кв.м., расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Заводской район, ул. Малая, д. 8 (Акт № 3) (т. 1, л.д. 73);

- отдельно стоящее нежилое здание трансформаторной подстанции № 37, общей площадью 15 кв.м., расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. 25 лет Октября, № 4а (Акт № 6) (т. 1, л.д. 79);

- отдельно стоящее нежилое здание трансформаторной подстанции № 28, общей площадью 47,8 кв.м., расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, пр. Строителей, д. 64 корп. 1 (Акт № 6) (т. 1, л.д. 78), передано ОАО «НЭС» в качестве вклада в его уставный капитал.

В соответствии с протестом прокурора г. Новокузнецка от 18.10.2010 № 1-223в-2010 Распоряжением администрации от 15.11.2010 № 2114 было отменено распоряжение Главы города Новокузнецка № 598 от 26.12.2006 «О создании открытого акционерного общества «Новокузнецкие электрические сети». В связи с отменой указанного распоряжения Главы города Приказом № 171 от 14.04.2011 отменены приказ КУМИ г. Новокузнецка от 01.06.2007 № 85 «Об условиях внесения муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал учреждаемого открытого акционерного общества «Новокузнецкие электрические сети», а также приказ КУМИ г. Новокузнецка от 14.01.2010 № 6 «Об условиях приватизации муниципального имущества».

04 мая 2011 года Управление Росреестра уведомило истца о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на спорные объекты недвижимого имущества по представленным ОАО «НЭС» и Комитетом на государственную регистрацию в феврале, апреле 2011 года документам в связи с заявлением КУМИ г. Новокузнецка (уведомления № 06/004/2011-468 от 04.05.2011, № 06/024/2011-139 от 04.05.2011, № 06/039/2011-396 от 04.05.2011, № 06/039/2011-381 от 04.05.2011, № 06/004/2011-453 от 04.05.2011) (т. 1, л.д. 20-24).

В связи с уклонением Комитета от государственной регистрации перехода права

собственности на объекты недвижимости, переданные в качестве вклада в уставный капитал ОАО «НЭС», последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно пункту 3 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества. Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации также определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления соответственно (пункт 2 статьи 6 Закона о приватизации).

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о приватизации внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ является одним из способов приватизации муниципального имущества.

Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ регулируется ст. 25 Закона о приватизации, согласно которой по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. При этом доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция, если иное не установлено Президентом Российской Федерации в отношении стратегических акционерных обществ. Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Устава города Новокузнецка (в редакции, действующей на дату принятия Постановления Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.06.2006 № 9/88) городской Совет народных депутатов в соответствии с федеральными законами устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, порядок и условия приватизации муниципального имущества, принимает решения о приватизации объектов муниципальной собственности на территории городского округа.

Администрация города участвует в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения (пункт 4 статьи 55 Устава).

Согласно пункту 2.1.2 Положения об управлении и распоряжении объектами (имуществом) муниципальной собственности города Новокузнецка, утвержденного Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 08.02.2006 №2/5 (далее - Положение), городской Совет народных депутатов устанавливает порядок, сроки и условия приватизации муниципального имущества, принимает решения о приватизации объектов муниципальной собственности на территории городского округа.

Глава города организует разработку и представление городскому Совету народных депутатов Прогнозного плана приватизации, других нормативных актов по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, обеспечивает контроль за их исполнением; осуществляет иные полномочия в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа, не отнесенные к компетенции городского Совета народных депутатов (пункты 2.2.3, 2.2.7 Положения).

Учредителем от имени города в открытых акционерных обществах, создаваемых в порядке приватизации, выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (пункт 4.2.2 Положения).

Имущество, относящееся к муниципальной собственности, вносится в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых в процессе приватизации открытых акционерных обществ на основании распоряжения Главы города, Прогнозного плана приватизации (пункт 4.3.1 Положения).

Исходя из изложенного, принятие решения о порядке, сроках и условиях приватизации муниципального имущества отнесено к компетенции Новокузнецкого городского Совета народных депутатов. Вместе с тем, основанием для внесения муниципального имущества в уставный капитал открытого акционерного общества, может являться распоряжение Главы города, принятое в порядке реализации решения городского совета о приватизации конкретного муниципального имущества, в том числе по вопросам определения условий приватизации, не определенных городским советом. Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка уполномочен от имени города выступать учредителем общества, в отношении ОАО «НЭС» Комитету распоряжением Главы города Новокузнецка от 03.04.2007 № 598 предоставлены полномочия по определению условий приватизации, не указанных в данном распоряжении.

Доводы ответчика относительно того, что определение размера доли в уставном капитале открытого акционерного общества, находящейся в муниципальной собственности, входило в компетенцию Новокузнецкого городского Совета народных депутатов и не могло быть определено Главой города либо Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, судом отклоняются.

Ни федеральным законодательством, ни нормативными правовыми актами города Новокузнецка не определено, что входит в понятие «условия приватизации».

Применительно к решению об условиях приватизации федерального имущества, согласно пункту 2 статьи 14 Закона о приватизации (в редакции, действующей в 2006 году на момент возникновения спорных правоотношений), в нем должны содержаться следующие сведения: наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); способ приватизации имущества; нормативная цена; срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); иные необходимые для приватизации имущества сведения.

Способ приватизации муниципального имущества - внесение в уставный капитал открытого акционерного общества, наименование имущества, подлежащего приватизации, размер предполагаемого дохода, определен уполномоченным органом муниципального образования «Город Новокузнецк» - Новокузнецким городским Советом народных депутатов, что соответствует статьям 14, 25 Закона о приватизации, статье 55 Устава города Новокузнецка.

Учитывая полномочия, предоставленные Главе города Новокузнецка в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью (пункты 2.2.3, 2.2.7, 4.3.1 Положения), основания считать, что у него не имелось полномочий на принятие распоряжения от 03.04.2007 № 598 либо его полномочия были превышены, отсутствуют.

Условие о количестве акций, установленное пунктом 1 статьи 25 Закона о приватизации (не менее 25% плюс одна акция), при приватизации муниципального имущества города Новокузнецка путем внесения вклада в уставный капитал ОАО «НЭС» соблюдено.

Рыночная стоимость переданного в уставный капитал Общества муниципального имущества, определенная на основании отчета оценщика, составила 129173520 руб. Ответчик не оспаривает наличие отчета о рыночной стоимости муниципального имущества, внесенного в уставный капитал ОАО «НЭС», и не оспаривает результаты оценки.

Учитывая, что Планом приватизации прогноз дохода от приватизации спорного муниципального имущества определен в сумме 75400 тыс. руб., приобретение в муниципальную собственность акций ОАО «НЭС» в количестве 12917352 штук на общую сумму 129173520 руб., что составляет 48,9 % уставного каптала Общества, не противоречит Закону о приватизации, Прогнозному плану приватизации.

Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не определяет компетенцию органов местного самоуправления при определении вопросов о количестве акций общества, доле акций в уставном капитале общества, устанавливая, что данные вопросы решают учредители акционерного общества. Учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества (пункты 1, 2, 5 статьи 9 названного Федерального закона в редакции, действующей на 01.06.2007).

Согласно пункту 2 статьи 94 Федерального закона «Об акционерных обществах» по вкладам государства или муниципальных образований права акционеров, по общему правилу, осуществляют соответствующие комитеты по управлению имуществом, фонды имущества или иные уполномоченные государственные органы или органы местного самоуправления.

Поскольку согласно пункту 4.2.2 Положения об управлении и распоряжении объектами (имуществом) муниципальной собственности города Новокузнецка Комитет выступает учредителем от имени города в открытых акционерных обществах, создаваемых в порядке приватизации, следовательно, участвуя в создании ОАО «НЭС» от имени муниципального образования, Комитет действовал в рамках своей компетенции.

Учитывая изложенное, ответчик не доказал обоснованность своих доводов о том, что сделка по внесению муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал ОАО «НЭС» не соответствует статье 25 Закона о приватизации, нормативным правовым актам муниципального образования «Город Новокузнецк».

Доводы Комитета о несоответствии рассматриваемой сделки приватизации требованиям статей 15, 16 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» судом также отклоняются. На дату принятия Постановления Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.06.2006 № 9/88 о приватизации муниципального имущества путем внесения в уставный капитал открытого акционерного общества указанный Федеральный закон о защите конкуренции не вступил в силу. В нарушение ч.1 ст.65 АПК РФ ответчиком не представлены суду доказательства того, что в результате совершения сделки был ограничен доступ иных хозяйствующих субъектов на рынок транспортировки электрической энергии.

С учетом доводов, указанных сторонами в обоснование своей позиции, представленных в материалы дела доказательств и подлежащих применению норм закона суд не находит оснований для вывода о ничтожности сделки по внесению муниципального имущества в уставный капитал ОАО «НЭС» в силу статьи 168 ГК РФ.

При этом само по себе обстоятельство, связанное с отменой Распоряжения Главы города Новокузнецка от 03.04.2007 № 598 и приказов КУМИ г. Новокузнецка от 01.06.2007 № 85, от 14.01.2010 № 6, не может иметь правового значения для оценки правомерности заявленного ОАО «НЭС» требования в связи со следующим.

В соответствии со статьями 8, 67, 153 ГК РФ внесение имущества в уставный капитал открытого акционерного общества является сделкой, влекущей возникновение у лица, совершившего сделку, обязанностей по ее исполнению.

Согласно статье 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно установленному статьей 310 ГК РФ общему правилу односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Следовательно, муниципальное образование в лице КУМИ г. Новокузнецка, совершив сделку по передаче имущества в уставный капитал Общества, не имело полномочий на ее расторжение в одностороннем порядке, а также на применение во внесудебном порядке последствий ее недействительности (аналогичная правовая позиция содержится в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №7575/08).

Следует также отметить, что рассматриваемая сделка выступала предметом оценки на соответствие ее закону при рассмотрении арбитражным судом дела №А27-7793/2011 по иску Комитета о прекращении права собственности ОАО «НЭС» и признании права муниципальной собственности на сети электроснабжения г. Новокузнецка на имущество, переданное в качестве вклада в уставный капитал Общества (в том числе и спорных объектов недвижимости) по актам приема-передачи.

Решением суда от 24 ноября 2011 года в удовлетворении исковых требований КУМИ г. Новокузнецка отказано. Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2012 года решение суда первой инстанции от 24 ноября 2011 года оставлено без изменения.

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, имеют преюдициальное значение и не подлежат повторному исследованию по другому делу, в котором участвуют те же лица.

В связи с вышеизложенным, а также наличием в материалах дела уведомлений регистрирующего органа (№ 06/004/2011-468 от 04.05.2011, № 06/024/2011-139 от 04.05.2011, № 06/039/2011-396 от 04.05.2011, № 06/039/2011-381 от 04.05.2011, № 06/004/2011-453 от 04.05.2011) о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на спорные объекты недвижимого имущества по соответствующему заявлению Комитета, суд отклоняет довод последнего о недоказанности истцом факта уклонения от совершения действий, необходимых для регистрации перехода права собственности на имущество к ОАО «НЭС».

В соответствии со статьями 8, 223, 131 ГК РФ переход к покупателю права собственности подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица.

Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

В абзаце 2 пункта 61 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» даны разъяснения, что иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества.

В случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче (абз. 2 п. 1 ст. 556 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 66 ГК РФ предусмотрено, что имущество, созданное за счет вкладов учредителей, принадлежит хозяйственному обществу на праве собственности.

Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.06.2011 № 06/009/2011-563, №06/009/2011-566, № 06/009/2011-567 (т.2, л.д. 86-88) город Новокузнецк является правообладателем следующих объектов недвижимого имущества:

- отдельно стоящее нежилое здание подстанции 35/6кв № 1, общей площадью 658,5 кв.м, расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. Циолковского, д. 41а;

- отдельно стоящее нежилое здание распределительного пункта № 3, общей площадью 76,2 кв.м, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, просп. Строителей, д. 55-Б;

- отдельно стоящее нежилое здание подстанции № 4, общей площадью 200,8 кв.м., расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Заводской район, ул. Малая, д. 8.

Как следует из представленных ответчиком в материалы дела (т.2, л.д. 89-90) уведомлений от 30.06.2011 № 06/009/2011-564 и № 06/009/2011-565, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о правах в отношении двух спорных объектов недвижимости, а именно:

- отдельно стоящего нежилого здания трансформаторной подстанции № 37, общей площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. 25 лет Октября, № 4а;

- отдельно стоящего нежилого здания трансформаторной подстанции № 28, общей площадью 47,8 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, пр. Строителей, д. 64 корп. 1,.

Между тем, право муниципальной собственности на эти объекты является ранее возникшим, что подтверждено выпиской из реестра муниципальной собственности г. Новокузнецка и Решением Кемеровского областного Совета народных депутатов (Малый Совет) от 21.09.1992 № 171 «О разграничении государственной собственности на муниципальную по городским административно-территориальным образованиям Кемеровской области».

В соответствии с требованиями статей 6, 13, 16 Закона № 122-ФЗ, а также пункта 3 статьи 551 ГК РФ государственная регистрация перехода прав возможна при наличии государственной регистрации ранее возникшего права. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом, и проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества на основании заявлений обеих сторон сделки. В случае уклонения одной стороны от государственной регистрации прав переход права регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны.

Факт передачи спорных объектов недвижимого имущества в пользование ОАО «НЭС» подтвержден материалами дела и не оспаривается ответчиком.

При таких обстоятельствах требования истца о государственной регистрации перехода права собственности на вышеперечисленные объекты недвижимого имущества подлежат удовлетворению.

Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, но не освобожден от возмещения судебных расходов.

Согласно пункту 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» (в ред. Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 № 139) законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов.

Поскольку спорные объекты недвижимости являются муниципальной собственностью, государственной регистрации подлежит переход права собственности не от Комитета, а от муниципального образования «Город Новокузнецк».

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Зарегистрировать переход права собственности от муниципального образования «Город Новокузнецк» к открытому акционерному обществу «Новокузнецкие электрические сети» на следующие объекты недвижимого имущества:

- отдельно стоящее нежилое здание подстанции 35/6кв № 1, общей площадью 658,5 кв.м, расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. Циолковского, д. 41а;

- отдельно стоящее нежилое здание распределительного пункта № 3, общей площадью 76,2 кв.м, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, просп. Строителей, д. 55-Б;

- отдельно стоящее нежилое здание подстанции № 4, общей площадью 200,8 кв.м., расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Заводской район, ул. Малая, д. 8;

- отдельно стоящее нежилое здание трансформаторной подстанции № 37, общей площадью 15 кв.м., расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. 25 лет Октября, № 4а;

- отдельно стоящее нежилое здание трансформаторной подстанции № 28, общей площадью 47,8 кв.м., расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, пр. Строителей, д. 64 корп. 1.

Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка в пользу открытого акционерного общества «Новокузнецкие электрические сети» 20000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска.

Решение в месячный срок после его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в двухмесячный срок после его вступления в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья Е.В.Дубешко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-5820/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 11 марта 2012

Поиск в тексте