АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 11 марта 2012 года  Дело N А27-5820/2011

Резолютивная часть решения оглашена «06» марта 2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено «11» марта 2012 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Дубешко Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубровской Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску  открытого акционерного общества «Новокузнецкие электрические сети», Кемеровская область, г. Новокузнецк

к комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, Кемеровская область, г. Новокузнецк

о государственной регистрации перехода права собственности

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово,

при участии:

от истца - Бойко В.А., представителя, доверенность № 401/11 от 29.12.2011, паспорт;

от ответчика - Епифанцевой Е.Ю., представителя, доверенность № 856/5 от 01.03.2012, служебное удостоверение;

от третьего лица - Залендинова В.В., главного специалиста-эксперта, доверенность № 31Д от 20.02.2012, служебное удостоверение,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Новокузнецкие Электрические Сети » (далее - ОАО «НЭС», Общество), г. Новокузнецк (ИНН 4217067706; ОГРН 1074217005092) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, г. Новокузнецк (далее - Комитет, КУМИ г. Новокузнецка) (ИНН 4216006034; ОГРН 1024201467509) о государственной регистрации перехода права собственности на следующие объекты недвижимого имущества:

- отдельно стоящее нежилое здание подстанции 35/6кв № 1, общей площадью 658,5 кв.м, расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. Циолковского, д. 41а;

- отдельно стоящее нежилое здание распределительного пункта № 3, общей площадью 76,2 кв.м, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, просп. Строителей, д. 55-Б;

- отдельно стоящее нежилое здание подстанции № 4, общей площадью 200,8 кв.м., расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Заводской район, ул. Малая, д. 8;

- отдельно стоящее нежилое здание трансформаторной подстанции № 37, общей площадью 15 кв.м., расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. 25 лет Октября, № 4а;

- отдельно стоящее нежилое здание трансформаторной подстанции № 28, общей площадью 47,8 кв.м., расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, пр. Строителей, д. 64 корп. 1, переданных КУМИ г. Новокузнецка в качестве вклада в уставной капитал Общества.

Исковые требования со ссылками на часть 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации, пункт 2 статьи 8, пункт 2 статьи 223, пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивированы уклонением ответчика от государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости, переданные истцу по соответствующим актам приема-передачи муниципального имущества на основании договора о создании ОАО «НЭС» от 01 июня 2007 года, заключенного между КУМИ г. Новокузнецка и обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом «НЭК», г. Новокузнецк.

Определением от 01 июня 2011 года судом на основании части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «НЭК», г. Новокузнецк (далее - ООО «ТД «НЭК»); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (далее - Управление Росреестра).

Согласно имеющимся в материалах дела сведениям 28 января 2011 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2115476094226 о ликвидации ООО «ТД «НЭК». В связи с чем протокольным определением суда от 21 июля 2011 года ООО «ТД «НЭК» исключено из числа третьих лиц по делу (т. 2, л.д. 103-105).

По ходатайству истца определением суда от 06 сентября 2011 года производство по делу приостанавливалось судом до вступления в законную силу судебного акта по делу № А27-7793/2011 по иску Муниципального образования  города Новокузнецка в лице КУМИ г. Новокузнецка о прекращении права собственности ОАО «НЭС» и признании права муниципальной собственности на сети электроснабжения г. Новокузнецка на имущество, переданное в качестве вклада в уставный капитал общества по актам приема-передачи.

Определением суда от 29 февраля 2012 года производство по делу возобновлено, судебное разбирательство назначено на 06 марта 2012 года.

Явившиеся в судебное заседание представители участвующих в деле лиц поддержали свои ранее изложенные по делу позиции.

Истец на иске настаивал по основаниям, аналогичным изложенным в исковом заявлении и письменных объяснениях по иску. Дополнительно сослался на преюдициальность обстоятельств, установленных арбитражным судом по ранее рассмотренному делу №А27-7793/2011.

Ответчик поддержал свои возражения, ранее изложенные в письменных отзывах на исковое заявление. Со ссылкой на положения статей 166, 168 ГК РФ, Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Устава г. Новокузнецка указал на ничтожность сделки по передаче в уставный капитал ОАО «НЭС» спорных объектов недвижимого имущества. В обоснование своих доводов сослался на следующие обстоятельства. Распоряжение Главы города Новокузнецка № 598 «О создании открытого акционерного общества «Новокузнецкие электрические сети» не соответствует нормам действующего законодательства (в решении не определено, какое имущество вносится в качестве вклада в уставной капитал в конкретной доле, решение принято ненадлежащим органом местного самоуправления). В настоящее время Распоряжение Главы города Новокузнецка от 03.04.2007 № 598 и приказы Комитета об условиях приватизации муниципального имущества от 01.06.2007 № 85 и от 14.01.2010 № 6 отменены. Решение о создании ОАО «НЭС» на момент издания распоряжения от 03.04.2007 № 598 учредителями не было принято, протокол № 1 общего собрания учредителей  ОАО «НЭС» подписан лишь 01.06.2007. Также сделка совершена с нарушением закона, поскольку был ограничен доступ хозяйствующих субъектов на рынок транспортировки электрической энергии.

Представителем третьего лица указано на возможность удовлетворения исковых требований в случае уклонения ответчика от государственной регистрации перехода права собственности. В ходе судебного разбирательства даны устные объяснения относительно порядка государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ч.1 ст. 64, ч.2 ст. 65, ст.ст. 8, 9, 71, 168 АПК РФ арбитражный суд  устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств в соответствии с подлежащими применению нормами материального права с учетом принципов состязательности и равноправия сторон.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд установил следующее.

Постановлением Совета народных депутатов города Новокузнецка от 24.05.2005 № 5/34 (далее - Постановление № 5/34) утвержден Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2005-2008 года.

В соответствии с пунктом 2.3 данного Прогнозного плана (в редакции внесенных  Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.06.2006 № 9/88 изменений) приватизации путем внесения в уставной капитал Общества подлежали сети электроснабжения г. Новокузнецка с оборудованием и объектами недвижимости. В состав приватизируемого имущества вошли в том числе: отдельно стоящее нежилое здание подстанции 35/6кв № 1;  отдельно стоящее нежилое здание распределительного пункта № 3; отдельно стоящее нежилое здание подстанции № 4; отдельно стоящее нежилое здание трансформаторной подстанции № 37; отдельно стоящее нежилое здание трансформаторной подстанции № 28. Прогноз дохода от приватизации всего имущества, вошедшего в приватизационный план, определен в сумме 75400000 руб. Приватизация земельных участков, расположенных под объектами недвижимости, осуществляется в порядке, установленном Законом о приватизации и Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 5 Постановления № 5/34). Контроль за исполнением Постановления № 5/34 возложен на Администрацию города Новокузнецка и председателя Комитета по собственности.

Распоряжением Главы города Новокузнецка от 03.04.2007 № 598 «О создании открытого акционерного общества «Новокузнецкие электрические сети» Комитету  поручено совместно с ООО «ТД «НЭК» путем учреждения создать ОАО «НЭС»; внести в качестве вклада в уставный капитал Общества муниципальное имущество рыночной стоимостью 129173520 руб. (согласно отчету по определению рыночной стоимости объектов, выполненного ООО «НЭО»); определить условия внесения муниципального имущества в уставный капитал ОАО «НЭС», обязательным условием приватизации установить сохранение назначения вносимого в уставный капитал общества имущества в течение срока не менее 5 лет с момента приватизации; подготовить учредительные и другие необходимые документы для государственной регистрации ОАО «НЭС».

Приказом Комитета от 01.06.2007 № 85 «Об условиях внесения муниципального имущества в уставный капитал учреждаемого ОАО «НЭС»» утвержден размер уставного капитала Общества (264173520 руб.), разделенного на обыкновенные именные бездокументарные акции в количестве 26417352 шт. по номиналу 10 руб. каждая. Доля муниципального имущества в уставном капитале ОАО «НЭС» определена в размере 48,9 % (12917352 акции), что составляет 129173520 руб., доля ООО «ТД «НЭК» в уставном капитале ОАО «НЭС» - 51,1 % (13500000 акций) и, соответственно, 135000000 руб.

Муниципальное имущество было внесено в качестве вклада в уставной капитал ОАО «НЭС» согласно приложениям №№ 1-11 (п. 2 Приказа от 01.06.2007 № 85 «Об условиях внесения муниципального имущества в уставный капитал учреждаемого ОАО «НЭС»).

01 июня 2007 года между учредителями ООО «ТД «НЭК» и Комитетом был подписан договор о создании ОАО «НЭС», о чем 21 июня 2007 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.

24 июля 2007 года муниципальное имущество, в том числе:

- отдельно стоящее нежилое здание подстанции 35/6кв № 1, общей площадью 658,5 кв.м, расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. Циолковского, д. 41а (Акт № 3) (т. 1, л.д. 72);

- отдельно стоящее нежилое здание распределительного пункта № 3, общей площадью 76,2 кв.м, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, просп. Строителей, д. 55-Б (Акт № 5) (т. 1, л.д. 65);

- отдельно стоящее нежилое здание подстанции № 4, общей площадью 200,8 кв.м., расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Заводской район, ул. Малая, д. 8 (Акт № 3) (т. 1, л.д. 73);

- отдельно стоящее нежилое здание трансформаторной подстанции № 37, общей площадью 15 кв.м., расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. 25 лет Октября, № 4а (Акт № 6) (т. 1, л.д. 79);

- отдельно стоящее нежилое здание трансформаторной подстанции № 28, общей площадью 47,8 кв.м., расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, пр. Строителей, д. 64 корп. 1 (Акт № 6) (т. 1, л.д. 78), передано ОАО «НЭС» в качестве вклада в его уставный капитал.

В соответствии с протестом прокурора г. Новокузнецка от 18.10.2010 № 1-223в-2010 Распоряжением администрации от 15.11.2010 № 2114 было отменено распоряжение Главы города Новокузнецка № 598 от 26.12.2006 «О создании открытого акционерного общества «Новокузнецкие электрические сети». В связи с отменой указанного распоряжения Главы города Приказом № 171 от 14.04.2011 отменены приказ КУМИ г. Новокузнецка от 01.06.2007 № 85 «Об условиях внесения муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал учреждаемого открытого акционерного общества «Новокузнецкие электрические сети», а также приказ КУМИ г. Новокузнецка от 14.01.2010 № 6 «Об условиях приватизации муниципального имущества».

04 мая 2011 года  Управление Росреестра  уведомило истца о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на спорные объекты недвижимого имущества по представленным ОАО «НЭС» и Комитетом на государственную регистрацию в феврале, апреле 2011 года документам в связи с заявлением КУМИ г. Новокузнецка (уведомления № 06/004/2011-468 от 04.05.2011, № 06/024/2011-139 от 04.05.2011, № 06/039/2011-396 от 04.05.2011, № 06/039/2011-381 от 04.05.2011, № 06/004/2011-453 от 04.05.2011) (т. 1, л.д. 20-24).

В связи с уклонением Комитета от государственной регистрации перехода права

собственности на объекты недвижимости, переданные в качестве вклада в уставный капитал ОАО «НЭС», последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно пункту 3 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества. Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации также определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления соответственно (пункт 2 статьи 6 Закона о приватизации).

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о приватизации внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ является одним из способов приватизации муниципального имущества.

Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ регулируется ст. 25 Закона о приватизации, согласно которой по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. При этом доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция, если иное не установлено Президентом Российской Федерации в отношении стратегических акционерных обществ. Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Устава города Новокузнецка (в редакции, действующей на дату принятия Постановления Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.06.2006 № 9/88) городской Совет народных депутатов в соответствии с федеральными законами устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, порядок и условия приватизации муниципального имущества, принимает решения о приватизации объектов муниципальной собственности на территории городского округа.

Администрация города участвует в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения (пункт 4 статьи 55 Устава).

Согласно пункту 2.1.2 Положения об управлении и распоряжении объектами (имуществом) муниципальной собственности города Новокузнецка, утвержденного Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 08.02.2006 №2/5 (далее - Положение), городской Совет народных депутатов устанавливает порядок, сроки и условия приватизации муниципального имущества, принимает решения о приватизации объектов муниципальной собственности на территории городского округа.

Глава города организует разработку и представление городскому Совету народных депутатов Прогнозного плана приватизации, других нормативных актов по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, обеспечивает контроль за их исполнением; осуществляет иные полномочия в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа, не отнесенные к компетенции городского Совета народных депутатов (пункты 2.2.3, 2.2.7 Положения).

Учредителем от имени города в открытых акционерных обществах, создаваемых в порядке приватизации, выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (пункт 4.2.2 Положения).

Имущество, относящееся к муниципальной собственности, вносится в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых в процессе приватизации открытых акционерных обществ на основании распоряжения Главы города, Прогнозного плана приватизации (пункт 4.3.1 Положения).

Исходя из изложенного, принятие решения о порядке, сроках и условиях приватизации муниципального имущества отнесено к компетенции Новокузнецкого городского Совета народных депутатов. Вместе с тем, основанием для внесения муниципального имущества в уставный капитал открытого акционерного общества, может являться распоряжение Главы города, принятое в порядке реализации решения городского совета о приватизации конкретного муниципального имущества, в том числе по вопросам определения условий приватизации, не определенных городским советом. Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка уполномочен от имени  города выступать учредителем общества, в отношении ОАО «НЭС» Комитету распоряжением  Главы города Новокузнецка от 03.04.2007 № 598 предоставлены полномочия по определению условий приватизации, не указанных в данном распоряжении.

Доводы ответчика относительно того, что определение размера доли в уставном капитале открытого акционерного общества, находящейся в муниципальной собственности, входило в компетенцию Новокузнецкого  городского Совета народных депутатов и не могло быть определено Главой города либо Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, судом отклоняются.

Ни федеральным законодательством, ни нормативными правовыми актами города Новокузнецка не определено, что входит в понятие «условия приватизации».

Применительно к решению об условиях приватизации федерального имущества, согласно пункту 2 статьи 14 Закона о приватизации (в редакции, действующей в 2006 году на момент возникновения спорных правоотношений), в нем должны содержаться следующие сведения: наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); способ приватизации имущества; нормативная цена; срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); иные необходимые для приватизации имущества сведения.

Способ приватизации муниципального имущества - внесение в уставный капитал открытого акционерного общества, наименование имущества, подлежащего приватизации, размер предполагаемого дохода, определен уполномоченным органом муниципального образования «Город Новокузнецк» - Новокузнецким городским Советом народных депутатов, что соответствует статьям 14, 25 Закона о приватизации, статье 55 Устава города Новокузнецка.