ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2012 года  Дело N А40-87658/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2012

Постановление изготовлено в полном объеме 23.03.2012

Дело №А40-87658/11-84-514

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Веклича Б.С.

Судей: Кольцовой Н.Н., Румянцева П.В.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лаухиной А.А.,

при участии:

от заявителя: Гореликова О.В. по доверенности №1/22 от 01.11.2011;

от ответчиков: Данилова О.В. по доверенности №33-11-8/12 от 10.01.2012,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Столичная Автосервисная Корпорация»

на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.12.2011 по делу №А40-87658/11-84-514, принятое судьей Сизовой О.В.

по заявлению ООО «Столичная Автосервисная Корпорация» (ОГРН 1057746203316, г.Москва, Неманский проезд, д.4, корп.1)

к Департаменту земельных ресурсов города Москвы, ТУ ДЗР г.Москвы в СВАО

о признании недействительным отказа в оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане), оформленного письмом №33-5Т2-279/11-(0)-1 от 08.06.2011, обязании оформить распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположено здание с условным номером 180596, на кадастровой карте (плане),

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Столичная Автосервисная Корпорация» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы в оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане), оформленного письмом от 08.06.2011№33-5Т2-279/11-(0)-1, об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы оформить распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположено здание с условным номером 180596, на кадастровой карте (плане).

Решением суда от 20.12.2011 в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что в силу действующего законодательства заявитель не имеет права на приватизацию земельного участка, составляющего улично-дорожную сеть, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для издания запрашиваемого распорядительного документа.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой. Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Ответчик возражает против доводов жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в собственности у ООО «Столичная Автосервисная Корпорация» находится объект недвижимости - здание площадью 136,7 кв.м. (условный №180596), расположенное по адресу: г.Москва, Проспект Мира д.186Д, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 77 АВ 887919 от 31.08.2005.

12.05.2011 Общество обратилось в службу «одного окна» Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением (вх. №33-5Т2-279/11-(0)-0) об издании распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по указанному адресу, на кадастровой карте (плане) территории.

Письмом Департамента земельных ресурсов города Москвы от 08.06.2011№33-5Т2-279/11-(0)-1 заявителю было отказано в оформлении распоряжения в связи с тем, что участок, на котором расположено здание, находится в границах участка улично-дорожной сети, поставленного на кадастровый учет, и, соответственно, решение об устранении пересечений, по мнению Департамента, может быть принято только Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.

Заявитель, считая данный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для признания решения и (или) ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно материалам дела заявитель, как собственник объекта недвижимости по адресу: г.Москва, Проспект Мира д.186Д, обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, занятого объектом недвижимости, с целью реализации своего права, предусмотренного ч.1 ст.36 Земельного кодекса РФ.

Согласно ч.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу абз.1 п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абз.2 п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ).

Порядок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в городе Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 №643-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год», п.2.1 которого предусматривает, что если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.

Пункт п.3.11 Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме «одного окна», утвержденного этим же постановлением, определяет порядок и срок подготовки распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.

Однако Департаментом в установленные сроки распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка принято не было, утвержденная схема не выдана заявителю.

В адрес Общества направлено письмо от 08.06.2011№33-5Т2-279/11-(0)-1, которым сообщено об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.

Между тем по смыслу п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ утверждение схемы расположения земельного участка под зданием, принадлежащем на праве собственности заявителю, является безусловной обязанностью государственного органа и необходимой предпосылкой для подачи документов на оформление земельного участка в собственность или аренду.

Указанные в письме от 08.06.2011 №33-5Т2-279/11-(0)-1 обстоятельства не могут являться основанием для ограничения гарантированного федеральным законодательством права лица на постановку земельного участка на кадастровый учет (п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ), поскольку не предусмотрены в качестве таковых Земельным кодексом РФ. Кроме того, ответчиком не приведено оснований для отказа в получении испрашиваемого документа, основанных на пункте 5 Регламента подготовки документов в режиме «одного окна», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 №643-ПП.

Довод ответчика о том, что заявитель вправе обратиться в Градостроительно-земельную комиссию города Москвы для устранения пересечений границ земельного участка с улично-дорожной сетью, отклоняется судебной коллегией, так как на основании постановлений Правительства Москвы от 12.04.2011 №118-ПП, от 16.11.2010 №1019-ПП на Департамент земельных ресурсов города Москвы возложена обязанность по принятию мер для устранения пересечений границ земельных участков с улично-дорожной сетью, внесению данных вопросов на заседание Градостроительно-земельной комиссии города Москвы. Кроме того, пунктом 3.11.4 Регламента подготовки документов в режиме «одного окна» установлено обязательное направление Департаментом проекта распорядительного документа в Москомархитектуру для подготовки соответствующего заключения.

При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали законные основания для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, оформленного письмом от 08.06.2011 №33-5Т2-279/11-(0)-1. Данный отказ, в нарушение положений п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ, не позволяет заявителю приобрести какие-либо права на земельный участок, занятый принадлежащим ему объектом недвижимости.

Вопросы, касающиеся того, на какой из видов этих прав (собственность или аренда) заявитель впоследствии будет претендовать, выходят за рамки настоящего спора, исходя из предмета и оснований заявленных требований, в связи с чем положения п.4 п.28, п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ, п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», постановления Правительства Москвы от 13.07.2004 №490-ПП, на которые сослался суд первой инстанции, не применимы к спорным правоотношениям.

Таким образом, решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене по основанию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ (неправильное применение норм материального права).

Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются судом в порядке ст.110 АПК РФ и относятся на ответчика.

Руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2011 по делу №А40-87658/11-84-514 отменить.

Признать незаконным отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы в оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане), оформленного письмом от 08.06.2011№33-5Т2-279/11-(0)-1.

Обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы оформить ООО «Столичная Автосервисная Корпорация» распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположено здание с условным номером 180596, на кадастровой карте (плане).

Взыскать с Департамента земельных ресурсов города Москвы в пользу ООО «Столичная Автосервисная Корпорация» государственную пошлину по заявлению в размере 2 000 рублей и по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей.

Возвратить ООО «Столичная Автосервисная Корпорация» из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей, как излишне уплаченную.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

     Председательствующий
  Б.С. Веклич

     Судьи
  П.В. Румянцев

     Н.Н. Кольцова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка