ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 марта 2012 года  Дело N А46-1381/2010

Постановление изготовлено в полном объёме 13 марта 2012 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего  Григорьева Д.В.

судей  Орловой Н.В.

Тихомирова В.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» на решение от 30.08.2011 Арбитражного суда Омской области (судья Глазков О.В.) и постановление от 25.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу № А46-1381/2010 по заявлению открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» (644037, г. Омск, ул. Партизанская, д. 10, ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644000, г. Омск, ул. Красный Путь, 5, ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Омской области (644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, 42, 534, ИНН 5503051770, ОГРН 1025500754400) о признании незаконными решений от 05.08.2009 № 36/09-13309, от 05.11.2009 № 36/09-18912 и об обязании устранить допущенные нарушения.

Суд установил:

открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее - ОАО «ТГК № 11», общество, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, Управление Роснедвижимости по Омской области) о признании незаконными решения от 05.08.2009 № 36/09-13309 и от 05.11.2009 № 36/09-18912 и об обязании Управления Роснедвижимости по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:0695, разрешённое использование: для производственных целей, категория земель: земли населённых пунктов, местоположение установлено относительно двухэтажного здания гаража ц.2, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, пр-т Губкина, дом 7, на «ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе» с 05.08.2009.

На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции произвёл замену Управления Роснедвижимости на правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).

К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Омской области (впоследствии переименованное в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Омской области).

До судебного заседания заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленное требование, просил суд признать незаконным решение от 05.11.2009 № 36/09-18912 «Об отказе в осуществлении кадастрового учёта изменений» и обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:0695, разрешённое использование: для производственных целей, категория земель: земли населённых пунктов, местоположение установлено относительно двухэтажного здания гаража ц.2, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, пр-т Губкина, дом 7, на «ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе» с 05.08.2009. От требования о признании незаконным решения от 05.08.2009 № 36/09-13309 «О приостановлении осуществления кадастрового учёта», отказался.

Требование мотивировано отсутствием у заинтересованного лица оснований для отказа в учёте изменений вида разрешённого использования земельного участка, нарушением отказом прав общества в сфере экономической деятельности. Заявитель указал, что при определении вида разрешённого использования земельного участка в соответствии с фактическим использованием изменится кадастровая стоимость земельного участка и размер уплачиваемого земельного налога.

Решением от 30.08.2011 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 25.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования общества к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области о признании незаконными решения от 05.11.2009 № 36/09-18912 и об обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:695, разрешённое использование: для производственных целей, категория земель: земли населённых пунктов, местоположение установлено относительно двухэтажного здания гаража ц.2, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, пр-т Губкина, дом 7, на «ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе» с 05.08.2009 отказано.

Производство по делу по заявлению ОАО «ТГК № 11» о признании незаконным решения от 05.08.2009 № 36/09-13309 «О приостановлении осуществления кадастрового учёта» прекращено.

В кассационной жалобе ОАО «ТГК № 11», ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение от 30.08.2011 и постановление от 25.11.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В жалобе указано на неправильное применение судами норм материального права, неполное исследование обстоятельств дела.

Уточняя 16.08.2011 заявленные в суд требования, заявитель приложил письмо от 20.08.2009 № 36-17/535, которым в полном объёме были устранены причины, послужившие основанием для приостановления кадастрового учёта спорного земельного участка, что не было принято судами во внимание.

Сведения о границах территориальных зон (индивидуальные обозначения таких зон, описание местоположения границ) должны, по мнению заявителя, содержаться в дежурных кадастровых картах, предназначенных для использования только органом кадастрового учёта (в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.10.2009 № 416 «Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт»). Сведения, включаемые в публичные кадастровые карты и доступные заявителю, были предоставлены заинтересованному лицу письмом от 20.08.2009 № 36-17/535. Принимая во внимание, что общество предоставило сведения о границах территориальной зоны, имеющей отношение к спорному земельному участку, и таким образом устранило обстоятельство, послужившее основанием для приостановления 05.08.2009 осуществления кадастрового учёта изменений, у Управления Росреестра не было оснований для отказа 05.11.2009 в осуществлении кадастрового учёта изменений вида разрешённого использования земельного участка.

По мнению заявителя, ОАО «ТГК № 11» устранило недостатки в комплекте документов, послужившие основанием для приостановления кадастрового учёта изменений земельного участка. Выводы судов о том, что ОАО «ТГК № 11» должно было предоставить полные сведения о территориальных зонах, которые должны содержаться в государственном кадастре недвижимости, противоречат действовавшему на момент совершения оспариваемого решения законодательству. Принимая во внимание, что ОАО «ТГК № 11» предоставило в орган кадастрового учёта сведения о границах территориальной зоны, имеющей отношение к спорному земельному участку, а также документ, подтверждающий изменённое разрешённое использование земельного участка, оспариваемое решение об отказе в осуществлении кадастрового учёта принято в нарушение статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции полагает их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Из материалов дела следует, что ОАО «ТГК № 11» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:03 08 01:695, местоположение которого установлено относительно двухэтажного здания гаража ц.2, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, пр-т Губкина, д. 7.

В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости рассматриваемый земельный участок имеет вид разрешённого использования «для производственных целей».

ОАО «ТГК № 11» обратилось в Управление Роснедвижимости по Омской области с заявлением от 16.07.2009 об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:0695, на «ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе».

По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов, Территориальным отделом № 1 Управления Роснедвижимости по Омской области было принято решение от 05.08.2009 № 36/09-13309 о приостановлении осуществления кадастрового учёта изменений, мотивированное тем, что для осуществления государственного кадастрового учёта земельного участка не представлены необходимые документы, подтверждающие изменение или установление вида разрешённого использования земельного участка.

Сведения о видах разрешённого использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

По состоянию на 03.08.2009 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок с кадастровым номером 55:36:03 08 01:0695, а также о градостроительном регламенте, установленном для указанной территориальной зоны.

Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учёта изменений, обществу было рекомендовано обратиться с заявлением об учёте изменений земельного участка после учёта в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальной зоны, имеющей отношение к испрашиваемому земельному участку, либо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом изменённое разрешённое использование земельного участка.

После истечения срока приостановления осуществления кадастрового учёта в связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, не были устранены, Территориальным отделом № 1 Управления Роснедвижимости по Омской области принято решение от 05.11.2009 № 36/09-18912 об отказе в осуществлении кадастрового учёта изменений.

Полагая, что указанные действия Управления Роснедвижимости по Омской области не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, ОАО «ТГК № 11» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Основной довод заявителя состоял в том, что в материалы дела им было приложено письмо от 20.08.2009 № 36-17/535, которым в полном объёме были устранены причины, послужившие основанием для приостановления кадастрового учёта спорного земельного участка, а именно, представлены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, утверждённые решением Омского городского совета от 10.12.2008 № 201. Указанные правила землепользования и застройки согласно статье 38 включают в себя карту территориального зонирования (приложение № 1), то есть сведения о границах территориальных зон, а также градостроительные регламенты в части видов разрешённого использования земельных участков.

Заинтересованное лицо - Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Омской области - привело довод о том, что указанный документ не содержит сведений, позволяющих достоверно определить, к какой территориальной зоне отнесён испрашиваемый земельный участок, ввиду отсутствия детального описания границ территориальных зон.

Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

Руководствуясь положениями частей 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ), суды исходили из того, что осуществление кадастрового учёта в связи с изменением характеристик земельного участка, в том числе в связи с изменением вида его разрешённого использования, осуществляется уполномоченным органом как в порядке информационного взаимодействия, так и на основании заявлений собственников земельных участков, и иных лиц, указанных в законе.

При этом согласно пункту 9 части 1 статьи 22 Федерального закона № 221-ФЗ при осуществлении кадастрового учёта на основании заявлений лиц, с заявлением в орган кадастрового учёта должны быть представлены документы, необходимые для кадастрового учёта, в том числе копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешённое использование земельного участка (при кадастровом учёте земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений) (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заинтересованным лицом заявления общества).

При наличии утверждённых в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешённого использования в соответствии с положениями пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), то есть самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, из предусмотренных зонированием территорий. Виды разрешённого использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки. Если кадастровый учёт изменений осуществляется не в порядке информационного взаимодействия, заявитель при обращении с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости должен представить копию фрагмента правил землепользования и застройки, подтверждающую установленное разрешённое использование земельного участка. Данное законоположение обусловлено тем, что на органы кадастрового учёта не возложена обязанность по сбору информации, необходимой для учёта изменений, а акая информация не всегда может быть предоставлена в орган кадастрового учёта при информационном взаимодействии в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости».

В данном случае, как было установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 55:36:03 08 01:0695 расположен в границах территориальной зоны, границы которой не определены надлежащим образом, а в государственном кадастре недвижимости не содержатся сведения о границах данной территориальной зоны.

Таким образом, поскольку в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах территориальной зоны, в состав которой входит участок заявителя, а сведения о градостроительном регламенте, установленном для территориальной зоны, в которой находится этот земельный участок, в орган кадастрового учёта не поступали, отсутствовала возможность осуществить кадастровый учёт этих изменений.

Суд не принял ссылку общества на данные, содержащиеся в карте градостроительного зонирования территории г. Омска, приведённые в Приложении № 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, утверждённые решением Омского городского Совета 10.12.2008 № 201, как в силу вышеизложенного, так и в связи с тем, что из содержания указанной схемы невозможно с достоверностью определить принадлежность спорного земельного участка к какой-либо зоне ввиду отсутствия детального описания границ указанных зон. Обществу следовало устранить указанный недостаток в комплекте представленных документов путём обращения в соответствующий государственный орган, наделённый полномочиями по определению территориальных границ зоны, в которой расположен спорный земельный участок.

С учётом изложенного и принимая во внимание положения пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона № 221-ФЗ, суды пришли к выводу о наличии оснований для приостановления кадастрового учёта, а согласно пункту 6 части 2 статьи 27 того же закона - о наличии оснований для отказа в осуществлении кадастрового учёта изменений в отношении земельного участка заявителя.

Между тем судами при разрешении спора не учтено следующее.

Общество, заявив требования по настоящему делу, просило суд не только признать незаконным решение от 05.11.2009 № 36/09-18912 «Об отказе в осуществлении кадастрового учёта изменений», но и обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешённого использования земельного участка заявителя.

Цель, которую преследовало общество при обращении в арбитражный суд, состоит в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка за счёт устранения в кадастре недостоверных, по мнению общества, сведений о номере вида разрешённого использования, присвоенного спорному земельному участку органом кадастрового учёта. При обращении в суд общество указало, что средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков рассматриваемого кадастрового квартала составляет 2 231 руб., за 1 кв. м для девятого вида разрешённого использования и 161,82 руб. за 1 кв. м для десятого вида разрешённого использования.

Суды при рассмотрении дела не учли, что споры, связанные с определением вида разрешённого использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учёта.

В данном же случае спор был разрешён судами по правилам главы 24 АПК РФ, то есть с использованием ненадлежащей процедуры арбитражного судопроизводства.

Также судами не принята во внимание невозможность использования обществом заявительной процедуры учёта в кадастре изменений объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Градостроительным кодексом установлено, что правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом (статья 36 Градостроительного кодекса). Виды разрешённого использования устанавливаются градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне (статьи 1, 30, 37 Градостроительного кодекса).

Градостроительный регламент является составной частью правил землепользования и застройки, которые в обязательном порядке должны были быть приняты в соответствии с Градостроительным кодексом, но не позднее чем через пять лет после введения его в действие (вступил в силу 30.12.2004) (статья 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в редакции от 01.12.2007).

В соответствии с частью 1 стать 37 Градостроительного кодекса разрешённое использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешённого использования, условно разрешённые виды использования, вспомогательные виды разрешённого использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешённого использования и условно разрешённым видам использования и осуществляемые совместно с ними. Основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных органов и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых, указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. К таким сведениям пункт 14 статьи 7 относит разрешённое использование земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.

Руководствуясь положениями частей 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ, суды правомерно исходили из того, что осуществление кадастрового учёта в связи с изменением характеристик земельного участка, в том числе в связи с изменением вида его разрешённого использования, осуществляется уполномоченным органом, как в порядке информационного взаимодействия, так и на основании заявлений собственников земельных участков, и иных лиц, указанных в законе.

Однако в настоящем случае следовало учесть, что правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск Омской области были утверждены решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, то есть после постановки земельного участка на кадастровый учёт и вид разрешённого использования не мог быть определён для спорного земельного участка в соответствии с данными правилами. Следовательно, в настоящем случае не произошло изменения вида разрешённого использования по отношению к тем, которые установлены указанными правилами землепользования и застройки. Также из материалов дела не следует, что произошло изменение фактического использования земельного участка.

В период постановки участка на кадастровый учёт вид разрешённого использования был указан как «для производственных целей».

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. При этом фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешённого использования и сходиться со сведениями, внесёнными в кадастр.

Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённым приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённым приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152 (далее - приказ № П/0152), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов отнесены к разным видам разрешённого использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).