АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 12 марта 2012 года  Дело N А55-21062/2011

Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2012 года. Полный текст решения изготовлен 12 марта 2012 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Агеенко С.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степановой М.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании 01-05 марта 2012 года (в соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв) дело по иску

Муниципального предприятия г.о. Самара «Инженерные системы», г. Самара

от  19 октября 2011 года

к  Обществу с ограниченной ответственностью «Виктор и Ко Мега Парк», г. Самара

при участии в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Департамента управления имуществом г.о. Самара,  г. Самара

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца:

- Муниципального образования городской округ Самара в лице Администрации г.о. Самара, г. Самара

- Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара, г. Самара

- Муниципального предприятия г.о. Самара «Инженерная служба», г. Самара

о взыскании неосновательного обогащения в сумме 4 003 664 рубля 65 коп.

при участии в заседании

от истца - не явился, извещен, после перерыва - представитель Руденко С.А. по доверенности от 20.01.2012 года, представитель Филатова И.А. по доверенности от 20.02.2012 года

от ответчика - представитель Гатина Ф.Ф. по доверенности от 09.11.2011 года

от Департамента управления имуществом г.о. Самара - представитель Игнатенко Т.В. по доверенности от 26.12.2011 года, после перерыва - представитель Шамилина Е.Ю. по доверенности от 26.12.2011 года

от Муниципального образования городской округ Самара в лице Администрации г.о. Самара - не явился, извещен

от Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара - представитель Зотова Е.И. по доверенности 17.01.2012 года

от Муниципального предприятия г.о. Самара «Инженерная служба» - представитель Колесникова И.А. по доверенности от 01.02.2012 года

установил:

Муниципальное предприятие г.о. Самара «Инженерные системы» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Виктор и Ко Мега Парк» (далее - ответчик) неосновательного обогащения в сумме 4 003 664 рубля 65 коп. (т. 1 л.д. 2-6, т. 3 л.д. 16-17).

Истец в ходе судебного заседания исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик в пояснениях, данных в судебном заседании, и в отзыве  (т. 1 л.д. 53-56, 112-113, т. 2 л.д. 149-150, т. 3 л.д. 131-133) исковые требования не признает.

Департамент управления имуществом г.о. Самара заявленные исковые требования поддерживает (т. 2 л.д. 135-138).

Муниципальное образование городской округ Самара в лице Администрации  г.о. Самара в судебное заседание не явилось. Согласно представленному отзыву  (т. 3 л.д. 8-11) считает исковые требования Муниципального предприятия г.о. Самара «Инженерные системы» обоснованными. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия данного третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара в пояснениях, данных в судебном заседании, и в отзыве (т. 3 л.д. 112-116) исковые требования считает обоснованными.

Муниципальное предприятие г.о. Самара «Инженерная служба» в пояснениях, данных в судебном заседании, и в отзыве (т. 3 л.д. 78-79) исковые требования считает обоснованными.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, суд полагает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Муниципальное предприятие городского округа Самара «Инженерные системы» было образовано в соответствии с Постановлением Главы городского округа Самара № 178 от 17.03.2008 года (т. 1 л.д. 12).

Вышеуказанным Постановлением определено, что предметом и основным видом деятельности Предприятия являются оказание услуг по приему и транспортировке поверхностных, дренажных, поливомоечных и нормативно-чистых производственных сточных вод от предприятий и с территории городского округа Самара через системы дождевой канализации (абонирование на договорной основе), а также осуществления контроля за соблюдением лимитов сточных вод, сбрасываемых через сети дождевой канализации городского округа Самара.

Согласно п. 2.2. Устава предметом деятельности Предприятия является: содержание и эксплуатация дождевой канализации и искусственных сооружений, выполнение функций водопользователя (т. 1 л.д. 15-20).

В соответствии с п. 3.2. Постановления № 178 от 17.03.2008 года и Договором  № 000378Х от 25.12.2008 года о порядке использования муниципального имущества Предприятию на праве хозяйственного ведения было передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, в том числе система городской дождевой канализации для эксплуатации и содержания. МП Инженерные системы осуществляет свою деятельность за счет прибыли от использования имущества, находящегося у него в хозяйственном ведении, в связи с чем, содержание и эксплуатация имущества осуществляется за счет денежных средств, поступающих от организаций, заключивших с муниципальным предприятием договор на прием сточных вод в городскую дождевую канализационную сеть (т. 1 л.д. 29-31).

Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г. № 167 утверждены Правила пользования системами коммунального хозяйства и канализации в РФ. Данные Правила регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства.

На территории городского округа Самара данную сферу деятельности регулируют Правила пользования системой дождевой канализации города Самары, утвержденные Постановлением Главы города Самары № 26 от 31.01.2005 года (далее по тексту - Правила).

Согласно пункту 3 Правила регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и владельцем сети в сфере пользования системой дождевой канализации города Самары.

В силу положений пункта 4 Правила являются обязательными для владельца сети и всех абонентов (заказчиков) и субабонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что владелец сети предоставляет услуги абонентам по транспортировке сточных вод через систему дождевой канализации как при непосредственном подключении сетей абонента, так и при отводе поверхностных сточных вод по рельефу местности.

В соответствии с пунктами 9 и 10 Правил сброс сточных вод в дождевую канализацию разрешается при наличии:

- технических условий, выданных Уполномоченным органом на присоединение к дождевой сети (для присоединения новых, реконструируемых, перепрофилируемых или расширяемых объектов);

- разрешения владельца сети на присоединение к системе городской дождевой канализации (водоотведение);

- договора на сброс (прием) сточных вод, заключенного между абонентом и владельцем сети.

Запрещается любое самовольное присоединение к системе городской дождевой канализации.

Лица, не имеющие собственных выпусков дождевой канализации, но сбрасывающие поверхностные стоки по рельефу в систему городской дождевой канализации, заключают договор с владельцем сети на прием поверхностных стоков с их территорий (п. 10).

Порядок выдачи разрешений на присоединение (водоотведение) к системе городской дождевой канализации определен главой IV вышеназванных Правил.

Пунктом 36 Правил установлено, что в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системой городской дождевой канализации:

-  количество сброшенных сточных вод исчисляется по пропускной способности устройств при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения;

-  количество загрязняющих веществ определяется по результатам отбора проб владельцем сети.

Согласно пункту 40 Правил при обнаружении самовольно возведенного устройства и сооружения для присоединения к системе городской дождевой канализации представитель владельца сети оформляет акт и выписывает владельцу указанных устройств и сооружений, не являющемуся абонентом, платежный документ для оплаты за сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества, объемы которых определяются в соответствии с пунктом 36 Правил.

Лица, виновные в самовольном присоединении к системе городской дождевой канализации и повреждении этой системы, которые могут повлечь за собой угрозу жизни и здоровью населения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 47 Правил).

Приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара № 734 от 23.06.2008 года  «О передаче в хозяйственное ведение муниципального имущества», в соответствии со ст. 209, 215, 299 ГК РФ муниципальному предприятию Инженерные системы было передано имущество - сети дождевой канализации по ул. Дыбенко от ул. И. Булкина до ул. 13-й проезд, что подтверждается Актом приема-передачи от 24.06.2008 года (т. 1 л.д. 32-33).

Судом установлено, что ответчику принадлежит торгово-развлекательный  комплекс  «Космопорт»  (далее  по  тексту -  ТРК Космопорт), расположенный по адресу: 443045,   г. Самара, ул. Дыбенко, дом № 30.

Согласно плану территории ТРК Космопорт, Ответчик имеет собственную систему водосбора ливневых стоков, предназначенную для отвода дождевых, талых и дренажных вод со своей территории.

Согласно Актам технического обследования от 15.10.2008 года и от 01.07.2011 года система отводящих коллекторов с территории ответчика имеет подключение (врезку) к городскому дождевому коллектору на ул. Дыбенко (т. 1 л.д. 42-43).

Сточные воды ответчик самостоятельно в водные объекты не транспортирует, а самовольно использует городскую дождевую систему канализации. Между тем, отвод и транспортировка сточных вод, осуществляемая Истцом с территории Ответчика, обеспечивают нормальное функционирование деятельности последнего.

Договор между МП г.о. Самара «Инженерные системы» и ООО «Виктор и Ко Мега Парк» до настоящего времени не заключен в связи с уклонением последнего.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Согласно ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Принимая во внимание Постановление Главы городского округа Самара № 292 от 25.04.2008 года «Об установлении тарифа МП городского округа Самара «Инженерные системы» на водоотведение (транспортировку сточных вод)» денежные средства, сбереженные ООО «Виктор и Ко Мега Парк» за период с 01.11.2008 года по 30.11.2008 года, составляют 4 003 664,65 рубля:

0 подключенного устройства = 600мм

S сечения врезки - 0,2826 М

W сточных вод = 1,2 м/с х 0,2826 м2 = 0,33912 м3/сек.

суммарный объем сточных вод за указанный период:

0,33912 х 60(сек.) х 60 (мин.) х 24 (час.) х 30 (суток) = 878 999 м3

878 999 м3 х  3,86 руб.  =  3 392 936,14 рублей (без НДС 18%);

3 392 936,14 руб.  х  1,18 = 4 003 664,65 рубля (в том числе НДС 18%).

Довод ответчика о том, что Муниципальное предприятие г.о. Самара «Инженерные системы» является ненадлежащим истцом, поскольку на систему дождевой канализации не зарегистрировано право муниципальной собственности, суд находит необоснованным.

Из пункта 1 Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-1), следует, что к объектам муниципальной собственности относятся объекты инженерной инфраструктуры городов, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

Указом Президента РФ от 22.12.1993 года № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда РФ, выраженной в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 15 от 11.06.1997г. «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий», объекты, указанные в Приложении № 3 к указанному Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991, являются муниципальной собственностью непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.

В данном случае спорный объект недвижимости является объектом, относящимся к муниципальной собственности, в силу пункта 1 приложения 3 к указанному Постановлению как объект инженерной инфраструктуры городов, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

Объект недвижимости - сети дождевой канализации, расположенные по адресу: г. Самара. Советский район, по ул. Дыбенко от ул. Ивана Булкина до Тринадцатого проезда, являются муниципальной собственностью, включены в реестр муниципального имущества 17.09.92 за номером 00296Л на основании Решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов № 222 о 17.09.92, что подтверждается выпиской из реестра от 17.11.2011 № 15-07-06/59626, имеющейся в материалах дела.

Решение Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов № 222 от 17.09.92 было принято во исполнение Закона № 343-1 от 21.11.1990 «О дополнительных полномочиях Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям» и Решения Самарского областного Совета народных депутатов от 19.11.1991, согласно которому в собственность городского округа Самара переданы сети дождевой канализации, на тот момент времени находящиеся на балансе и относящиеся к основным средствам предприятия - Объединения Куйбышевспецремстрой (порядковый номер 102), что подтверждается балансом предприятия на 01.01.1992, где данный объект указан в графе «объекты и элементы внешнего благоустройства».

Далее сети дождевой канализации перешли на баланс муниципального предприятия «Ремстройблагоустройство» в связи с тем, что данное муниципальное предприятие было создано по решению трудового коллектива объединения «Куйбышевспецремстрой» и явилось его правопреемником.

Постановлением администрации г. Самары от 30.03.1992 № 140 «О придании муниципальному предприятию «Ремстройблагоустройство» статуса головного предприятия» на данное предприятие были возложены функции заказчика на капитальный ремонт и содержание дорог, зеленых насаждений, уличного освещения, мостов, путепроводов, ливневой канализации.