АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 12 марта 2012 года  Дело N А55-24248/2011

в составе

Стенина А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышовой Н.В.

рассмотрев в судебном заседании  11 марта 2012 года  дело по иску, заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Оптима", 443030, Самарская область, г.Самара, ул.Вилоновская, 138, этаж 1, офис 1

Общества с ограниченной ответственностью "Атлант", 443030, Самарская область, г.Самара, ул.Вилоновская, 138, этаж 2, офис 12

Общества с ограниченной ответственностью "Гранит",  , 443030, Самарская область, г.Самара, ул.Вилоновская, 138, этаж 2, офис 9

От  17 ноября 2011 года  №

к  Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области ,  443020, Самарская область, г.Самара, ул.Ленинская, 25А

3-и лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, 443099, Самарская область, Самара, Некрасовская, 3

Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара,  443100, Самарская область, Самара, Галактионовская, 132

о признании незаконным решения

при участии в заседании

от ООО "Оптима" - представитель Головлева Н.В., доверенность № б/н от 14.11.2011 года;

от ООО "Атлант" - представитель Головлева Н.В., доверенность № б/н от 15.11.2011 года;

от ООО "Гранит" - представитель Головлева Н.В., доверенность № б/н от 15.11.2011 года;

от заинтересованного лица - представитель Екатеринин И.И., доверенность № 49 от 23.08.2011 года

от Управления Росреестра - не явились

от Департамента строительства и архитектуры - не явились

установил:

ООО "Оптима", ООО "Атлант", ООО "Гранит" обратились в суд с заявлением, в котором просят:

признать незаконным решение ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области от 20.09.11 № 999 об исправлении технической (кадастровой) ошибки;

признать незаконным действие ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области о внесении изменений в части указания сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0519004:531 согласно Постановлению Правительства Самарской области от 10.12.08 № 473 исходя из 6 вида разрешенного использования по состоянию на 22.04.11;

обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Оптима», ООО «Атлант», ООО «Гранит» путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости в размере 3509457,24 рублей, из расчета удельного показателя кадастровой стоимости - 6761,96 руб/м2, в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0519004:531, определив кадастровую стоимость земельного участка в размере 321525,69 рублей, из расчета удельного показателя 619,51 руб/м2.

В судебном заседании представитель заявителей подержала требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица возражал относительно заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве на заявление (л.д. - 53-59) и заявил ходатайство о замене стороны по делу в соответствии со статьей 48 АПК РФ, ввиду прекращения деятельности ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области, в связи с реорганизацией в форме присоединения к ФГБУ «ФКП Росреестра».

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастр аи картографии по Самарской области возражают относительно заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве на заявление (78-82).

Третье лицо - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не обеспечил явку своего представителя, о времени и месте судебного разбирательства извещен в соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ. Позиция по делу отражена в представленном письменном отзыве на заявление (л.д. 74-76).

В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие 3-их лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Оценив ходатайство представителя заинтересованного лица, суд считает его обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Факт прекращения деятельности ФБУ «Кадастровая палата» путем реорганизации в форме присоединения к ФГБУ «ФКП Росреестра» подтверждается Свидетельством серия 77 № 011996460 от 25.01.2012 года.

Согласно пункту 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Изучив и исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд установил:

ООО «Оптима» (далее - заявитель) на праве общей долевой собственности, доля в праве 6722/10000, ООО «Атлант» (далее - заявитель) на праве общей долевой собственности, доля в праве 2259/10000, ООО «Гранит» (далее - заявитель) на праве общей долевой собственности, доля в праве 1019/10000 принадлежит  земельный участок,  площадью 519 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Вилоновская, д. 138, кадастровый номер 63:01:0519004:531

Решением ФБУ Кадастровой палаты по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) от 20.09.2011 года № 999 «Об исправлении технической (кадастровой) ошибки» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0519004:531 рассчитана в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 № 473, исходя из 6 вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц».

Заявители, не согласившись с указанным Решением и действиями кадастровой палаты, посчитав решение и действия органа кадастрового учета незаконными,  обратились в арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.

При оценке доводов лиц, участвующих в деле, суд  основывается на положениях ч.1 ст. 65 АПК РФ, определяющих, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается  как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган  или должностное лицо (п.5 ст. 200 АПК РФ).

В обоснование своих  требований, заявители указывают на тот факт, что вид разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков - «центры обслуживания туристов»,в связи с чем кадастровая стоимость должна быть рассчитана исходя из 8 вида разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения».

Суд считает требования заявителей необоснованными, исходя из следующего:

Из материалов дела следует, что 22.04.11 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской выдан кадастровый паспорт на спорный земельный участок № 63-00-102/11-73941, с кадастровой стоимостью в размере 321525 руб.69 коп., из расчета удельного показателя 619,51 руб/м2.

02.06.11 Управлением Росреестра по Самарской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП) зарегистрировано право собственности заявителей на спорный земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок от 02.06.11 серия 63-АЖ № 326703; серия 63-АЖ № 326702; серия 63-АЖ № 326701.

Управлением Росреестра по Самарской области в адрес ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области было направлено письмо № 12-5638 от 07.09.2011 об исправлении технической ошибки, в том числе по земельному участку с кадастровым номером 63:01:0519004:531, в котором указывалось на необходимость определения кадастровой стоимости, исходя из 6 группы видов разрешенного использования.

При этом Управление Росреестра сослалось на письмо  Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара №Д05-0101/6196-0-2 от 01.07.2011, согласно которому земельные участки с разрешенным использованием - «центр обслуживания туристов» следует относить к 6 виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц», согласно карте правового зонирования  Правил застройки и землепользования в городе Самаре.

Принимая во внимание обращение Росреестра по Самарской области, 20.09.2011 ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области в отношении  названного  земельного участка была исправлена техническая ошибка, и его кадастровая стоимость была рассчитана в соответствии  Постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года № 473, исходя из 6 группы видов разрешенного использования.

В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (с последующими изменениями), установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

В силу пункта 13 названных Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Пунктом.2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения  категории  земель, вида разрешенного использования или уточнения площади  земельного участка, утвержденных Приказом  Минэконоразвития  РФ от 12.08.2006 года №222 предусмотрено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путем  умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Таким образом, по смыслу приведенных норм акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.

В то же время, для земельных участков, образованных после издания акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, при проведении государственной кадастровой оценки земель предусмотрено определение расчетным путем удельных показателей стоимости одного квадратного метра земли в пределах кадастрового квартала населенного пункта Самарской области в зависимости от функционального назначения и видов разрешенного использования земель.

Постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года № 473 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области; утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области и средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Самарской области.

Согласно п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития  РФ от 04.02.2010 № 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в реестр вносятся на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

С учетом положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации  спорный земельный участок по целевому назначению относится к категории «земли населенных пунктов».

В соответствии  со  ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к следующим территориальным зонам:

- общественно-деловым, предназначенным для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам;

- рекреационным, в состав которых могут входить земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами и предназначенными для отдыха граждан и туризма.

Согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61, земельный участок расположен в зоне Ц-1, Ц-2.

Видами разрешенного использования земельных участков в данных зонах являются: многоквартирные дома 2 - 3 этажей, многоквартирные жилые дома вдоль красных линий, только при условии размещения на 1 этаже нежилых объектов, квартиры в многоквартирных домах, которые разрешается использовать для занятий бизнесом или торговлей на первом этаже или в пристроенном отдельно стоящем здании, жилые квартиры в зданиях многоцелевого использования, где разрешены занятия бизнесом, торговлей, при условии обеспечения отдельного входа таким образом, чтобы ни на одном этаже не смешивались разные виды использования (в зданиях общей площадью не более 1000 кв. м), гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, заведения среднего специального образования, высшие учебные заведения, клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения, библиотеки, архивы, информационные центры, музеи, выставочные залы, танцзалы, дискотеки, кинотеатры, видеосалоны, театры, концертные залы, аптеки, поликлиники, пункты первой медицинской помощи, предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов, почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции, банно-оздоровительные комплексы, магазины товаров первой необходимости, торговые центры, выставки товаров, в отдельно стоящих зданиях общей площадью до 5000 кв. м, рестораны, бары (с предложением алкогольных напитков), кафе, закусочные, столовые, индивидуальное обслуживание клиентов, офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, банки, научные, проектные и конструкторские организации за исключением лабораторий биологического профиля или индустриальных технологий при условии использования первого или нижних этажей под объекты коммерческого и некоммерческого назначения, обслуживающие население, суды, нотариальные конторы, другие юридические учреждения, издательства и редакционные офисы, компьютерные центры, телевизионные и радиостудии, рекламные агентства, объекты, связанные с отправлением культа.

Следовательно, градостроительный регламент зоны, в которой расположены земельные участки заявителя, объединяет центры обслуживания туристов в одну группу с гостиницами и домами приема гостей и не предусматривают использование ее территорий для рекреационных целей или размещения объектов лечебно-оздоровительного назначения (туристических баз, стационарных туристско-оздоровительных лагерей, туристских парков, учебно-туристических троп и трасс).

С учетом изложенного,  суд признает  обоснованной позицию заинтересованного лица о необходимости отнесения земельных участков с разрешенным использованием « центр обслуживания туристов» к 6 виду разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц».

Доводы заявителя о невозможности применения в настоящем случае Правил застройки и землепользования  городского округа  Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 26.04.2001 № 61 с  учетом  выше названных норм, суд  считает ошибочными.

Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости осуществляется на основании статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с указанной нормой техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

В силу  изложенных правовых норм, оценивая обстоятельства дела, суд полагает, что оспариваемые Решение об исправлении кадастровой ошибки и действия заинтересованного лица не противоречат нормам действующего законодательства.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации основанием для принятия судом решения о признании незаконным ненормативного акта, решения, действий (бездействия)  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие  двух фактов в совокупности: несоответствия  обжалуемого ненормативного акта, решения. действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этим ненормативным актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Суд считает, что при вынесении заинтересованным лицом  решения и в действиях заинтересованного лица не усматривается нарушений действующего законодательства, в связи с чем, суд не находит  оснований для удовлетворения заявленных требований.

Расходы по госпошлине в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  суд относит на заявителей.

Руководствуясь ст. 46, 51, 110, 167-170, 176, 198-201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований ООО "Оптима", ООО "Атлант", ООО "Гранит"  отказать.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

А.В. Стенина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка