АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 марта 2012 года  Дело N А55-24278/2011

В составе судьи

председательствующего судьи  Щетининой М.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Храменковой А.А.

рассмотрев в судебном заседании  06-13 марта 2012 года  дело по заявлению

Товарищества собственников жилья "Дом 61"

к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара;

Главе городского округа Самара;

Администрации городского округа Самара

о признании незаконным бездействие и обязании совершить действия

при участии в заседании

от заявителя - представитель Милюткина Т.А.Ю, по доверенности от 07.12.2011 года

от ДАС - представитель Александров А.Ю., по доверенности №Д05-01/1647 от 27.05.2011 года

от Главы городского округа Самара, Администрации городского округа Самара - представитель  Горшков В.В., по доверенности №01/04-1220 от 12.10.2011 года и №01/04-1219 от 12.10.2011 года; после перерыва представитель Уварова А.С. по доверенностям  №01/04-1493 от 27.12.2011 года;  № 01/04-1494 от 27.12.2011 года

Установил:

Товарищество собственников жилья «Дом 61» (далее - «ТСЖ «Дом 61», «Заявитель») обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самара (далее - «Департамент»), Главе городского округа Самара, Администрации городского округа Самара (далее - «Администрация») с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара по заявлению №СП-1/3300 от 14.07.11 г., выразившееся в непринятии решения о формировании земельного участка площадью 2069 кв.м., занятого многоквартирным жилым домом с прилегающей территорией, находящегося по адресу: г.Самара, Самарский район, ул.Ленинская, д.61 и обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в трехдневный срок утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, общей площадью 2069 кв.м., расположенного по адресу: г.Самара, Самарский район, ул.Ленинская, д.61.

В качестве оснований для удовлетворения заявленных требований  ТСЖ «Дом 61» указало на то, что в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Следуя нормам действующего законодательства, заявитель обратился с просьбой сформировать земельный участок. В нарушение возложенной на органы местного самоуправления обязанности по утверждению схем расположения земельного участка на кадастровой карте, соответствующие органы бездействуют, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара просит в удовлетворении заявления отказать. Представил отзыв, в котором указал, что подзаконный правовой акт об определении границ и размеров земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не разработан. До момента принятия технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений, формирование земельных участков под многоквартирными домами с прилегающей территорией без разработки документации по планировке территории невозможно (л.д.62-67).

Глава городского округа Самара считает предъявленные требования незаконными, поскольку не является органом, уполномоченным совершать действия, заявленные ТСЖ «Дом 61» (л.д. 92-96).

Администрация городского округа Самара просит в удовлетворении заявления отказать по основаниям, указанным в отзыве. Полагает, что является органом, к которому заявленные требования предъявлены быть не могут. Указала, что схема расположения земельного участка подготовлена органом местного самоуправления, однако не подписана заявителем, вследствие чего, бездействия соответствующими органами не допущено (л.д.82-86).

В судебном заседании 06.03.2012 объявлялся перерыв до 13.03.2012 до 09 часов 00 минут. После перерыва судебное заседание было продолжено.

В судебном заседании, после перерыва, представитель заявителя конкретизировал свое требование и указал, что требования заявлены лишь к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, арбитражный суд считает, что заявление является обоснованным и  подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Товарищество собственников жилья «Дом 61» создано 02 апреля 2004 года.

На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме 61 по улице Ленинская, проведенном 01 июля 2011 года принято решение об оформлении в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом с прилегающей территорией (л.д.9-11). В соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации 13 июля 2011 года ТСЖ «Дом 61» обратилось в Департамент (получено 14.07.2011 года, вх. № ОП-1/3300), являющийся уполномоченным органом, с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте). Заявления аналогичного содержания направлены также Главе городского округа Самара и в Администрацию (л.д.12-13). К заявлению приложены необходимые документы, в том числе, схема границ земельного участка, площадью 2069 кв.м., выполненная ООО «ИнвестГеоПроект». В обоснование заявленной площади земельного участка заявитель представил архитектурно-планировочное задание №13А на разработку проекта благоустройства территории, прилегающей к жилому дому №61 по улице Ленинской с организацией спортивной площадки (баскетбольной) и детской площадки, с установкой временного ограждения (л.д.105-107).

Как следует из отзыва заинтересованных лиц, многоквартирный дом №61 по улице Ленинская включен в список многоквартирных домов на 2011 год по формированию земельных участков за счет бюджетных средств. Муниципальным предприятием «Архитектурно-планировочное бюро» подготовлена схема расположения земельного участка в границах отмостки здания (площадью 1089 кв.м.), о чем председатель ТСЖ «Дом 61» был уведомлен по телефону. До настоящего времени данная схема не подписана и  Решение об утверждении не принято. В связи с этим заинтересованные лица полагают, что ими не допущено бездействия на обращение заявителя.

Заявитель, напротив, считает, что по заявлению, направленному в органы местного самоуправления, работа не проведена, схема, приложенная к заявлению на определенную площадь земельного участка, отличающуюся от площади, предложенной Департаментом, не утверждена. Следовательно, бездействие уполномоченных органов, налицо.  Со схемой, имеющейся у Департамента заявитель не согласен.

Суд, дав в соответствии со ст.71 АПК РФ оценку имеющимся в деле доказательствам,  согласен с позицией заявителя о нерассмотрении Департаментом в установленные законодательством сроки направленного заявления. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса, согласно которой предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Согласно пункту 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В Самарской области технические регламенты по определению границ земельных участков, расположенных под многоквартирными домами, не утверждены. Подготовка проектов планировки территорий и проектов межевания территорий с соблюдением процедуры публичных слушаний в силу статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченными органами не проводилась.

В силу положений части 4 статьи 16 Федерального Закона "О введении в действие жилищного Кодекса РФ" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Формирование земельного участка является одной из стадий, реализации собственниками помещений в многоквартирном жилом доме права на надлежащее оформление прав на указанный земельный участок. Бездействие в формировании земельного участка фактически лишает собственников помещений в многоквартирном доме на реализацию указанного права.

Положения статьи 16 Федерального Закона "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ" не предусматривают возможность органов местного самоуправления отказать в формировании земельного участка.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (часть 2 статьи 8); право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части 1, 2 статьи 35); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36).

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 2 статьи 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Вместе с тем, жилищным законодательством не предусмотрены сроки формирования земельного участка, а поэтому следует применять сроки, предусмотренные частью 7 статьи 36 ЗК РФ, а именно: месячный срок с момента обращения. Земельным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ каких-либо сроков формирования земельного участка, занятого многоквартирным жилым домом не установлено, в связи с чем, согласно п.1 ст.6 ГК РФ по аналогии должны применяться положения Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В статье 12 данного Закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В материалах дела  отсутствуют доказательства, рассмотрения Департаментом  заявления  общества от 13.07.2011, не представлены они и в ходе судебного разбирательства. Доводы  Департамента, изложенные в отзыве и в  пояснениях  представителя Департамента  не нашли своего подтверждения.

Таким образом, не осуществление органом местного самоуправления по заявлению ТСЖ конкретных, предписанных законом юридических действий по формированию земельного участка в тех границах, которые указаны в заявлении №СП-1/3300 в установленных срок, свидетельствует о незаконном бездействии Департамента.  Ссылки заинтересованных лиц на необоснованно большую площадь земельного участка не имеют правового значения, поскольку орган местного самоуправления должен либо утвердить испрашиваемую схему расположения земельного участка, либо выдать мотивированный отказ, который может быть обжалован в суд.

Что касается доводов заявителя, о том, что он фактически не согласен с отказом уполномоченных органов в формировании земельного участка в границах и размерах, необходимых для многоквартирного жилого дома в размере, указанном в представленной  схеме расположения земельного участка, то суд считает, что  такой отказ не существует, и не является предметом  оспаривания.

Согласно ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд Самарской области приходит к выводу о том, что Департаментом допущено незаконное бездействие, обязанность, установленная законом не исполнена. При этом, суд считает уполномоченным органом по рассмотрению заявления Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в соответствии с Постановлением Главы городского округа Самара №2340 от 19.09.06 г. «Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий».

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами заявителя о порядке восстановления прав ТСЖ.

Из материалов дела следует, что в настоящее время  Департаментом фактически  заявление общества  от 13.07.2011 года не рассмотрено по существу.  При этом довод Департамента  о не явке  заявителя в Департамент для подписания  изготовленной схемы  в соответствии с Законом Самарской области  «О схеме расположения  земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории»  от 04.03.2011 е нашел своего подтверждения. Поэтому в удовлетворении требований об обязании Департамента в трехдневный срок утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, общей площадью 2069 кв.м., расположенного по адресу: г.Самара, Самарский район, ул.Ленинская, д.61, следует отказать.

Обязать заинтересованное лицо - Департамент рассмотреть по существу заявление общества.

Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Как указано в пункте 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 117 от 13.03.2007 (в редакции Информационного письма Президиума ВАС РФ № 139 от 11.05.2010), в случае, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, то расходы заявителя  подлежат возмещению этим органом.

В связи с изложенным, расходы по оплате государственной пошлины относятся на Департамент строительства и архитектуры  городского округа  Самара.

Руководствуясь ст.ст.110,167-171,176,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить в части.

Бездействие  Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, выразившиеся в уклонении от формирования земельного участка по заявлению ТСЖ «Дом 61»  от 13.07.2011 года (Департаментом получено 14.07.2011 года, вход.№ОП-1/3300) , занятого многоквартирным домом  с прилегающей территорией, расположенного  по адресу: г. Самара,  Самарский район, ул. Ленинская, д.61,  признать незаконным.

Обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара  по вступлении в законную силу решения суда  по делу А55-24278/2011 в  месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  ТСЖ «Дом 61»  путем  рассмотрения по существу  заявления Товарищества собственников жилья «Дом 61» от 13.07.2011 года (вход. № Департамента ОП-1/3300) и принятия соответствующего решения  в соответствии с действующим законодательством.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара  в пользу Товарищества собственников жилья «Дом 61»  расходы по оплате госпошлины в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

М.Н. Щетинина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка