• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2012 года  Дело N А64-3154/2011

Резолютивная часть постановления оглашена 07.03.2012

Постановление изготовлено в полном объёме 14.03.2012

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего

судей

при участии в заседании:

Смолко С.И.

Солодовой Л.В.

Нарусова М.М.

от истца

не явились

от ответчика

от третьих лиц

Каряев В.А. - представитель, дов. от 11.05.2011

Пелягин А.Р. - представитель, дов. от 14.05.2011

не явились

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, г.Тамбов, на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011 (судьи Фёдоров В.И., Мокроусова Л.М., Поротиков А.И.) по делу №А64-3154/2011,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - Территориальное управление), ОГРН 1096829003974, г.Тамбов, обратилось в арбитражный суд с иском к Тамбовскому областному государственному образовательному автономному учреждению дополнительного профессионального образования «Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования» (далее - Институт), ОГРН 1026801157019, г.Тамбов, о взыскании 3910272,86 руб. задолженности по арендной плате за период с 01.11.2008 по 16.08.2009, 2947484,15 руб. пени за просрочку платежа за период с 10.11.2008 по 16.08.2009 и 513549,17 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.08.2009 по 06.04.2011 (уточнённые требования).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по делу выступили Тамбовское областное государственное учреждение культуры «Центр по сохранению историко-культурного наследия Тамбовской области» (далее - Центр по сохранению культурного наследия), г.Тамбов, субъект Российской Федерации - Тамбовская область в лице Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (далее - Комитет), г.Тамбов.

Институт заявил встречный иск к Территориальному управлению о зачёте в счёт арендной платы 2246660,24 руб., затраченных на проведение ремонта в арендуемых помещениях (уточнённые требования).

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.08.2011 иск Территориального управления удовлетворен в полном объеме в части взыскания долга и процентов и частично, на сумму 300000 руб., в части пени. Суд снизил сумму пени, применив ст.333 ГК РФ. В части суммы пени - 2647484,15 руб. в иске отказано. В части суммы процентов - 886,32 руб. производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска. Встречный иск Института удовлетворён на сумму 689665 руб., в части требования о взыскании 1556995,24 руб. отказано, в части требования о взыскании 17166,64 руб. производство по делу прекращено. В итоге в результате произведённого судом зачёта по первоначальному и встречному искам с Института в пользу Территориального управления взыскано 4034156,17 руб., в том числе 3220617,86 руб. основного долга по арендной плате за период с 01.11.2008 по 16.08.2009, 300000 руб. пени за просрочку платежа за период с 10.11.2008 по 16.08.2009, 513549,17 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.08.2009 по 06.04.2011.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011 решение суда изменено в части требований по встречному иску. Встречный иск удовлетворён на сумму 2246660,24 руб. В части требования на сумму 17166,64 руб. производство по делу прекращено. В итоге в результате произведённого апелляционным судом зачёта по первоначальному и встречному искам с Института в пользу Территориального управления взыскано 2477160,93 руб., в том числе 1663622,62 руб. основного долга по арендной плате за период с 01.11.2008 по 16.08.2009, 300000 руб. пени за период с 10.11.2008 по 16.08.2009, 513549,17 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.08.2009 по 06.04.2011.

В кассационной жалобе Территориальное управление просит постановление апелляционного суда от 07.12.2011 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 22.08.2011, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушение судом норм материального права.

В отзывах на кассационную жалобу ответчик и третье лицо - Центр по сохранению культурного наследия просят принятое апелляционным судом постановление оставить без изменения, как законный и обоснованный судебный акт.

В отзыве на кассационную жалобу третье лицо - Комитет просит отменить все состоявшиеся по настоящему делу судебные акты, ссылаясь на то, что Территориальное управление не вправе обращаться в арбитражный суд с заявленным иском, поскольку спорные нежилые помещения, арендуемые Институтом, были переданы из федеральной собственности в государственную собственность по акту приёма-передачи от 17.08.2009 на основании распоряжения Территориального управления от 09.06.2009 №375-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в государственную собственность Тамбовской области», в связи с чем все права и обязанности по спорному договору аренды перешли к новому собственнику данных нежилых помещений, в том числе право на получение арендной платы, несмотря на невнесение сторонами до настоящего времени изменений в договор аренды в отношении нового арендодателя.

В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы отзыва на кассационную жалобу по изложенным в нём мотивам. Истец и третье лицо - Центр по сохранению культурного наследия заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без участия истца и третьих лиц в силу ч.3 ст.284 АПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, выслушав представителей ответчика, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости постановление апелляционного суда оставить без изменения в связи с нижеизложенным.

Как следует из материалов дела и установлено судом предыдущих инстанций, Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» к категории памятников федерального значения отнесён градостроительный комплекс «Женская гимназия и Сиротский дом», расположенный по адресу: г.Тамбов, ул.Советская, д.108.

04.11.2004 между Территориальным управлением (арендодатель), Государственным учреждением «Инспекция охраны историко-культурного наследия Тамбовской области» (балансодержатель) и Институтом (арендатор) заключен договор №116/1 аренды на нежилые помещения общей площадью 3312,8 кв.м, расположенные в здании-памятнике по адресу: г.Тамбов, ул.Советская, д.108, для использования под образовательную деятельность, сроком с 16.11.2004 по 14.11.2005.

По акту приема-передачи от 16.11.2004 арендатор принял нежилые помещения.

В дальнейшем дополнительными соглашениями к договору аренды срок аренды неоднократно продлялся. Последним дополнительным соглашением от 27.12.2007 №7 срок продлен до 11.11.2008.

Пунктом 4.1 договора арендная плата установлена в размере 937522,40 руб. в год без учёта НДС. Сумма ежемесячной арендной платы составляет 78126,86 руб. без учёта НДС. Внесение арендной платы производится за месяц вперёд до 10 числа оплачиваемого месяца (пункт 4.2).

В дальнейшем арендная плата увеличивалась на основании подписываемых сторонами дополнительных соглашений. В частности, дополнительным соглашением от 25.04.2007 №6 к договору аренды размер арендной платы с 01.01.2007 установлен на основании отчёта оценщика и составляет 4930920,4 руб. в год без учёта НДС (410910,03 руб. в месяц без учёта НДС) - т.1, л.д.21.

21.02.2007 между Институтом (заказчик) и Центром по сохранению культурного наследия (исполнитель) был заключён договор №1 по осуществлению последним технического надзора за проведением работ по капитальному ремонту здания Института, расположенного по ул.Советской, 108, г.Тамбова (памятник истории и культуры «Градостроительный комплекс Женская гимназия») (т.1, л.д.143).

14.08.2007 Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области Институту выдано охранное обязательство по использованию объекта культурного наследия «Градостроительный комплекс Женская гимназия и Сиротский дом», согласно пунктам 1.3, 1.4, 1.5 которого Институт обязан с разрешения Управления культуры проводить ремонтно-реставрационные работы памятника, с привлечением к выполнению таких работ подрядных организаций, имеющих соответствующие лицензии, с обеспечением ведения технического и авторского надзора при производстве работ (т.2, л.д.87).

12.02.2008 между Институтом (заказчик) и Центром по сохранению культурного наследия (исполнитель) был заключён договор №2 на выполнение акта технического состояния части здания-памятника «Градостроительный комплекс Женская гимназия и Сиротский дом» площадью 3318,7 кв.м. Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что за составленный акт заказчик перечисляет исполнителю 14988,36 руб. (с НДС 18%) - т.2, л.д.59.

25.04.2008 представителями Центра по сохранению культурного наследия и Института произведен технический осмотр спорного здания, по результатам которого составлен акт № 2. В акте отмечено, что общее состояние внешних и внутренних архитектурно-конструктивных (чердачные и межэтажные перекрытия, фундаменты, цоколи и отмостки около них, внутренние и внешние стены здания, крыша и кровля, главы, шатры, их конструкция и покрытие, полы, столбы, колонны, двери, окна, инженерные коммуникации) и декоративных (облицовка, окраска, карнизы, пилястры, лепнина, скульптура, живопись на фасадах) элементов памятника неудовлетворительное. В целях сохранения памятника и создания нормальных условий для его использования указано на обязанность арендатора провести ремонтно-реставрационные работы (т.1, л.д.146-147).

Платёжным поручением № 417 от 21.04.2008 Институт перечислил Центру по сохранению культурного наследия 14988,36 руб. (т.2, л.д.86).

28.04.2008 Институт (заказчик) заключил с Обществом с ограниченной ответственностью «Тамара» (далее - ООО «Тамара», подрядчик) государственный контракт №1 на выполнение работ по капитальному ремонту здания (памятника архитектуры) на сумму 1440260 руб. согласно локальной смете (приложение №1 к договору) и графику выполнения работ (приложение №2 к договору) -т.1, л.д.93-95, 96, 97-107.

Лицензия рег. №Д 585292, выданная 04.07.2005 сроком до 04.07.2010, подтверждает право ООО «Тамара» на осуществление строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом ГС-1-68-02-26-0-6829020377-001683-1 (л.д.129, 131), а лицензия №РПК 1943, выданная 14.12.2007 сроком до 15.12.2012, - право ООО «Тамара» на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (т.1, л.д.132).

06.05.2008 Управление культуры выдало Институту разрешение №25-Р-08 сроком действия до 31.12.2008 на производство работ по сохранению объекта культурного наследия - памятника федерального значения «Градостроительный комплекс Женская гимназия и Сиротский дом», а именно, на выполнение ремонтно-реставрационных работ, в том числе работ по отделке помещений, ремонту полов, частичной замене дверных и оконных блоков, электротехнических работ, частичного ремонта фасада (т.1, л.д.152). Здесь же указано, что основным условием является ведение работ в соответствии с требованиями ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия).

По заказу Института Обществом с ограниченной ответственностью «Тамбовский центр проектирования строительных технологий» (далее - ООО «Тамбовский ЦПСТ») на основании договора от 01.08.2008 №14-14/2008 ТЦПСТ (т.1, л.д.148) было проведено обследование междуэтажного перекрытия в спорном здании и дано Заключение о техническом состоянии (т.1, л.д.116-126).

Лицензия рег. №Д 755090, выданная 10.06.2006 на срок до 10.07.2011, подтверждает право ООО «Тамбовский ЦПСТ» на проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом ГС-1-68-02-26-0-6829020377-001683-1 (л.д.129, 130).

Платёжным поручением от 22.09.2008 №1096 Институт перечислил Обществу «Тамбовский ЦПСТ» 29734 руб. в качестве оплаты за выполнение работ по обследованию междуэтажного перекрытия в здании в соответствии с договором от 01.08.2008 №14-14/2008 ТЦПСТ (т.2, л.д.82).

Указывая на аварийное состояние арендуемых помещений в здании-памятнике, письмом от 08.08.2008 за №364 Институт просил Территориальное управление дать разрешение на производство необходимых ремонтных работ с зачётом расходов Института в счёт арендной платы по договору от 04.11.2004 №116/1 (т.1, л.д.128).

Дополнительным соглашением от 30.08.2008 к вышеназванному государственному контракту от 28.04.2008 №1 в связи с изменением технологического решения по производству работ и выявлением потребности в большом количестве дополнительных видов работ, не предусмотренных контрактом, Институт и ООО «Тамара» установили предельный срок выполнения государственного контракта 20.12.2008 с увеличением стоимости контракта до 1512273 руб. с приложением дополнительной сметы (т.1, л.д.108, 109).

Представленные в материалы акт №1 от 19.06.2008 на общую сумму 292869 руб. (т.1, л.д.138-139), акт №5 от 15.12.2008 на общую сумму 26593 руб. (т.1, л.д.141), акт №2 от 23.10.2008 на общую сумму 395152 руб. (т.2, л.д.93-95), акт №3 от 17.11.2008 на общую сумму 680344 руб. (т.2, л.д.100-111), акт №4 от 01.12.2008 на общую сумму 117315 руб. (т.2, л.д.113-114) подтверждают факт выполнения Обществом «Тамара» работ по капитальному ремонту спорного здания-памятника в общей сложности на сумму 1512273 руб.

Платёжными поручениями от 11.07.2008 №803 на сумму 292868,88 руб. (т.1, л.д.110), 10.11.2009 №518 на сумму 26382,75 руб., 09.11.2009 №511 на сумму 86800 руб., 10.11.2009 №517 на сумму 30515 руб., 23.12.2008 №1468 на сумму 210,25 руб., 06.10.2009 №413 на сумму 395152 руб., 19.08.2009 №294 на сумму 680344 руб. подтверждается факт оплаты Институтом выполненных Обществом «Тамара» работ в общей сумме 1512272,88 руб. (т.1, л.д.133, 134, 135, 136, 137,т.2, л.д.115, 116).

18.04.2009 в связи чрезвычайными климатическими обстоятельствами (неблагоприятными погодными условиями) произошёл срыв кровли здания-памятника общей площадью 300 кв.м.

По просьбе Института Территориальное управление (письмом от 22.04.2009 за исх. №2295) и Управление культуры (письмом от 24.04.2009 за исх. №01-15/404) согласовали проведение работ по восстановлению крыши и кровли здания (т.2, л.д.25, 27).

28.04.2009 Институт (заказчик) заключил с Обществом с ограниченной ответственностью «Тамбовснаб» (далее - ООО «Тамбовснаб») государственный контракт №1 на выполнение работ по ремонту крыши здания. Согласно локальной смете (приложение №1 к контракту) цена контракта составила 689665 руб. (т.2, л.д.31-35).

Лицензия К 053997, выданная 18.12.2008 на срок до 18.12.2013, подтверждает право ООО «Тамбовснаб» на осуществление строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения (строительство зданий и сооружений II уровня ответственности, в том числе кровельные работы) (т.2, л.д.36-37).

Акты о приёмке выполненных работ: акт №1 от 04.05.2009 на общую сумму 35731 руб., акт №2 от 12.05.2009 на общую сумму 198023 руб., акт №3 от 19.05.2009 на общую сумму 455911 руб. подтверждают факт выполнения Обществом «Тамбовснаб» работ по ремонту крыши согласно контракту от 28.04.2009 №1 всего на сумму 689665 руб. (т.2, л.д.41, 43, 45).

Платёжные поручения от 15.07.2009 №162 на сумму 150000 руб., 22.07.2007 №199 на сумму 15000 руб., 29.12.2009 №798 на сумму 139665 руб., 27.05.2009 №41069 на сумму 150000 руб., 12.05.2009 №34716 на сумму 32155 руб., 30.04.2009 №31837 на сумму 67845 руб. подтверждают факт оплаты Институтом Обществу «Тамбовснаб» работ по ремонту крыши всего на сумму 689665 руб. (т.2, л.д. 47, 48, 49, 129, 130, 131).

Ссылаясь на то, что в период с 01.11.2008 по 16.08.2009 Институт не вносил арендную плату за пользование арендуемыми по договору аренды от 04.11.2004 №116/1 помещениями, в результате чего за ним образовалась задолженность, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с указанным иском.

Ссылаясь на то, что затраты на проведение ремонтно-реставрационных работ по сохранению памятника составили в общей сложности 2246660,24 руб., однако Территориальное управление отказывается зачесть указанную сумму в стоимость арендной платы по договору аренды от 04.11.2004 №116/1, Институт обратился в арбитражный суд со встречным иском.

Установив факт пользования Институтом нежилыми помещениями здания-памятника на праве аренды, а также, установив отсутствие доказательств внесения последним арендных платежей в сумме 3910272,86 руб. за заявленный истцом период, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст.309, 314 ГК РФ, удовлетворил первоначальный иск и взыскал с ответчика основной долг в указанной сумме, договорную пеню в сумме 300000 руб., уменьшив её размер на основании ст.333 ГК РФ, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии с п.1 ст.395 ГК РФ в сумме 513549,17 руб. за период с 17.08.2009 по 06.04.2011.

Удовлетворяя встречный иск на сумму 689665 руб., суд пришёл к выводу о правомерности заявленного Институтом требования в части взыскания указанной суммы за ремонт кровли здания-памятника. При этом суд руководствовался нормой п.4 ст.614 ГК РФ, согласно которой арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.

Отказывая в удовлетворении остальной части встречного иска, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что на момент заключения договора аренды от 04.11.2004 №116/1 Закон об объектах культурного наследия уже действовал, однако стороны данного договора не оговорили возможность получения арендатором компенсации за произведённый капитальный ремонт. Более того, пунктом 8.2 указанного договора предусмотрено, что расходы арендатора при долевом участии в капитальном ремонте здания, а также на текущий ремонт, реконструкцию и содержание арендуемых помещений не являются основанием для снижения арендной платы.

Апелляционный суд фактически оставил без изменения решение суда первой инстанции в части удовлетворения первоначального иска. В части встречного иска решение суда изменено, иск удовлетворен в полном объеме.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Постановление апелляционного суда от 30.11.2011 в части удовлетворения первоначального иска заявителем кассационной жалобы не обжалуется, следовательно, не является предметом оценки суда кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции согласен с постановлением апелляционного суда.

В соответствии с п.2 ст. 14 Закона об объектах культурного наследия арендаторам объектов культурного наследия, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обеспечившим выполнение работ по сохранению такого объекта, предоставлено право на уменьшение установленной арендной платы на сумму произведённых затрат или части затрат.

Указанной нормой права предусмотрена компенсация не всех произведённых арендатором затрат по капитальному ремонту арендуемого памятника истории и культуры, а только за работы по его сохранению, предусмотренные ст.ст.40-45 Закона об объектах культурного наследия.

Так, согласно ст.40 Закона об объектах культурного наследия сохранение объекта культурного наследия есть направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе, консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Материалами дела подтверждается, что произведённые Институтом работы по ремонту арендуемых нежилых помещений здания-памятника относятся к работам, направленным на обеспечение физической сохранности данного объекта и произведены они с соблюдением установленного порядка проведения таких работ, а именно, с получением разрешения от 06.05.2008 №25-Р-08, выданного компетентным органом - Управлением культуры, при ведении технического надзора за производимыми работами Центром по сохранению культурного наследия, выполнены ремонтные работы организацией, имеющей лицензию на осуществление реставрационной деятельности.

Поскольку факт выполнения работ на общую сумму 2246660,24 руб. и факт оплаты Институтом этих работ подтверждёны представленными в материалы дела доказательствами, апелляционный суд обоснованно пришёл к выводу о возникновении у последнего права на уменьшение арендной платы по договору аренды от 04.11.2004 №116/1 на сумму произведённых им затрат. При этом апелляционным судом правомерно отмечено, что отсутствие прописанного в договоре аренды механизма возмещения арендатору таких затрат не может служить основанием к отказу в их зачёте, поскольку право арендатора на такую компенсацию установлено законом.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на преюдициальное значение для настоящего спора выводов суда по вступившему в законную силу судебному акту по делу №А64-7878/09 несостоятельна. Отказывая Институту в удовлетворении иска по делу №А64-7878/09, апелляционный суд в постановлении от 11.02.2011 признал право Института на зачет произведенных им расходов на ремонтно-реставрационные работы здания в счет арендной платы, а не на взыскание суммы расходов на ремонт.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.

Руководствуясь п.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011 по делу №А64-3154/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
   С.И.Смолко

     Судьи
   Л.В.Солодова

     М.М.Нарусов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А64-3154/2011
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 14 марта 2012

Поиск в тексте