АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 12 апреля 2012 года  Дело N А05-1046/2012

Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2012 года.

Решение в полном объёме изготовлено 12 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В.  при ведении протокола судебного заседания секретарем Земской М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" в лице филиала в Архангельской области (ОГРН 1047855099170; место нахождения: 163002, г.Архангельск, ул.Северодвинская, дом 28, корп.1) к Северному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1033500039011; место нахождения: 163045, г.Архангельск, ул.Теснанова, дом 16, корп.1) о признании недействительными предписания, при участии  в заседании суда представителей:

от заявителя - Шарин А. П. (доверенность от 29.12.2011), Кузнецова О. В. (доверенность от 21.02.2012),

от ответчика - Стельмачёнок Э. А. (доверенность от 10.01.2012).

установил:

открытое акционерное общество "Газпром газораспределение" в лице филиала в Архангельской области (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания  № 343-11-11/П от 06.12.2011, вынесенного Северным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ответчик, управление).

Предмет заявленного требования указан с учетом его уточнения обществом в ходе судебного  разбирательства, принятого судом в соответствии со  статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество в обоснование заявления ссылается на то, что оспариваемое предписание является незаконным и нарушает его права в связи с тем, что оно выдано филиалу, а не юридическому лицу.

Ответчик заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что составление и вручение предписания произведено в соответствии с действующим законодательством.

Судом  установлены следующие фактические обстоятельства дела.

На основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) №617 от 31.10.2011 было решено организовать и провести плановые выездные проверки в отношении филиалов ОАО "Газпром газораспределение". В числе этих филиалов был указан и филиал в Архангельской области.

Ответчик издал приказ №1349-ПР от 02.11.2011 о проведении плановой выездной проверки в отношении филиалов в Архангельской и Вологодской области в целях проверки соблюдения обществом обязательных требований безопасности при технической эксплуатации электрических и тепловых электроустановок и сетей, проверки соблюдения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации консервации и ликвидации опасных производственных объектов и т.д.

В ходе этой проверки были выявлены нарушения обязательных требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления и других нормативных актов на опасных производственных объектов - сетях газораспределения, расположенных на территории Архангельской области. Всего в ходе проверки выявлено 50 нарушений, которые были отражены в акте проверки филиала от 06.12.2011 №343-11-11/А.

В тот же день заявителю было выдано предписание № 343-11-11/П по устранению выявленных нарушений. В предписании был установлен  срок устранения нарушений -  до 06.02.2012.

Одновременно с этим  Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) провела  плановую выездную проверку в отношении ОАО "Газпром газораспределение" по местам нахождения опасных производственных объектов -сетей газораспределения, расположенных в том числе и на территории Архангельской области. Результаты этой проверки зафиксированы в акте проверки № 214-А от 06.12.2011, в пункте 8 которого указано нарушение, выявленное в Архангельской области. На основании этого акта законному представителю ОАО "Газпром газораспределение" было выдано предписание №214-П от 06.12.2011 со сроком устранения нарушений  до 30.05.2012, а по филиалу в Архангельской области - до 06.02.2012. При этом в пункте 8 предписания №214-П от 06.12.2011 было зафиксировано только одно нарушение, выявленное в Архангельской области.

Не согласившись с предписанием  № 343-11-11/П от 06.12.2011, заявитель обратился в арбитражный суд.

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав объяснения представителей  сторон, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц определен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 16 Закона № 294-ФЗ установлено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом  2 этой же статьи  предусмотрено, что в акте проверки помимо иных сведений указывается  наименование проверяемого юридического лица, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки. В пункте 12 статьи 16 Закона № 294-ФЗ говорится о том, что юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны  выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункту 7 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 30.10.2008 N 280 (далее - Административный регламент), государственная функция по осуществлению контроля и надзора в области промышленной безопасности исполняется в отношении юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности (поднадзорные организации).

Пунктом 4 Административного регламента установлено, что должностные лица Ростехнадзора при исполнении своих должностных обязанностей имеют право выдавать поднадзорным организациям предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности.

Из смысла приведенных норм, а также из содержания пункта 1 статьи 1, пункта 6 статьи 2, пунктов 1 и 12 статьи 9, пункта 4 статьи 13 Закона № 294-ФЗ следует, что субъектом, в отношении которого  контролирующим органом принимаются меры государственного  контроля, является юридическое лицо, а не филиал юридического лица.  Следовательно, ответчик должен был составить спорное предписание в отношении субъекта административно-правовых отношений, то есть юридического лица (ОАО "Газпром газораспределение"), но не его филиала.

Суд отмечает, что в данной ситуации Ростехнадзор, выдавая юридическому лицу - ОАО "Газпром газораспределение" предписание №214-П от 06.12.2011, вправе был предложить ему в этом предписании устранить нарушения, выявленные на опасных производственных объектов - сетях газораспределения, расположенных на территории Архангельской области, и отраженные в спорном предписании.  Однако в предписании №214-П от 06.12.2011 относительно филиала в Архангельской области отражено лишь одно нарушение. Это нарушение заключалось в том, что  эксплуатируемый опасный производственный объект - газопровод  межпоселковый от ГРС-1 «Архангельск»  до Архангельской ТЭЦ и ГГРП г.Архангельск, а также газопровод  межпоселковый от ГРС-2 «Уйма» до ОАО «Комбинат Силбет» не зарегистрирован в государственном  реестре опасных производственных объектов. Указанное нарушение не значится в числе нарушений, отраженных в предписании №343-11-11/П от 06 декабря 2011г.

В связи с изложенным суд пришел к выводу о том, что предписание №343-11-11/П от 06.12.2011 составлено с нарушением норм права, оно нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем подлежит признанию недействительным.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу  относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

признать недействительным ненормативный правовой акт - предписание  №343-11-11/П от 06 декабря 2011г., принятое Северным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" в лице филиала в Архангельской области.

Обязать Северное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  открытого акционерного общества "Газпром газораспределение".

Оспариваемое предписание  проверено на соответствие нормам Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Взыскать с Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" в лице филиала в Архангельской области 2000 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Звездина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка