• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 02 апреля 2012 года  Дело N А27-15472/2011

Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2012 г.

Полный текст решения изготовлен 02 апреля 2012 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Андугановой О.С.,

при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи Джулань К.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства», г. Новосибирск

к закрытому акционерному обществу «Разрез Распадский», г.Междуреченск

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление государственного автодорожного надзора по Кемеровской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Кемерово

Управление государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Омск

о взыскании 24624 руб. платы за провоз тяжеловесного груза при проезде по федеральным автомобильным дорогам общего пользования

при участии:

от истца - Воевидка С. И., представитель по доверенности №61 от 27.07.2011года, паспорт

от ответчика, третьих лиц - не явились

у с т а н о в и л:

Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства», г. Новосибирск, ОГРН 1035401907287 обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к закрытому акционерному обществу «Разрез Распадский», ОГРН 1024201389783 (далее по тексту - ЗАО «Разрез Распадский», ответчик) о взыскании в доход федерального бюджета РФ платы за провоз тяжеловесного груза при проезде по федеральным автомобильным дорогам общего пользования в размере 7819,20 руб.

Определением арбитражного суда Кемеровской области от 11 ноября 2011 года исковое заявление было принято к производству, начата подготовка дела к судебному разбирательству, на основании ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление государственного автодорожного надзора по Кемеровской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Кемерово, начата подготовка дела к судебному разбирательству, предварительное судебное заседание назначено на 15 декабря 2011года 15 часов 00 минут.

Определением от 15 декабря 2011года подготовка дела к судебному разбирательству завершена, дело назначено к рассмотрению по существу в судебном заседании суда первой инстанции на 01 февраля 2012года, которое судом откладывалось на 02 марта 2012года, впоследствии на 28 марта 2012года. В судебном заседании судом объявлялся перерыв до 30 марта 2012года, о чем на сайте Арбитражного суда Кемеровской области размещено сообщение. В ходе судебного истцом был увеличен размер исковых требований, просит взыскать с ответчика сумму платы за провоз тяжеловесного груза при проезде по автомобильным дорогам общего пользования Федерального значения в размере 24624 руб. согласно уточненного расчета. Ходатайство судом принято к рассмотрению.

Ответчик, надлежащим образом в порядке ч.9 ст. 158 АПК РФ извещенный о времени и месте судебного заседания под роспись в протоколе судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечил. В представленном отзыве на иск против удовлетворения заявленных требований возразил, указав, что акт №1716 от 24.10.2009года не может служить доказательством по делу, поскольку содержит недостоверные сведения о пройденном расстоянии, маршруте и сумме нанесенного ущерба. Согласно путевому листу от 05.10.2009года на грузовой автомобиль КамАЗ 65117, гос. номер Т349ТС42 маршрут движения был Междуреченск - Санкт - Петербург - Междуреченск, расстояние маршрута, указанное в акте - 362 км. не подтверждено документально. Также ссылается на то, что истцом не представлены документы, подтверждающие, что взвешивание транспортного средства, принадлежащего ответчику, произведено на весоизмерительном оборудовании, имеющим свидетельство об утверждении типа средств измерений, сведения о типе средства измерений внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, что есть свидетельство о первичной и периодической поверке весов.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, что подтверждается уведомлениями о вручении заказной корреспонденции, явку представителей в суд не обеспечили, отзывы на иск не представили.

Суд рассмотрел дело на основании ст. 156 АПК РФ в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Как следует из материалов дела, при проверке 24 октября 2009г. автомобиля марки КАМАЗ 6511762 государственный регистрационный номерной знак Т 349 ТС 42, принадлежащего ЗАО «Разрез Распадский», на посту весового контроля федеральной автомобильной дороги СПВК-52 выявлено, что ответчик осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения по маршруту Тюмень- Ивановка с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства без специального разрешения, о чем Управлением государственного автодорожного надзора по Омской области составлен акт № 1716 от 24 октября 2009г., которым установлено, что осевые нагрузки составили: 4.800т., 9.200т., 8.950т., при максимально допустимых с учетом погрешности: 10.100т., 7.100т., 7.100т.

Размер компенсации за нанесенный ущерб по акту №1716 от 24.10.2009года составил 8028,78 руб.

24.06.2011года ответчику направлена претензия №533 о возмещении ущерба, нанесенного федеральной автомобильной дороге от перевозки тяжеловесных грузов, которая оставлена без ответа и удовлетворения.

Неоплата ответчиком указанной суммы явилось основанием обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.

Согласно частям 8, 9 статьи 31 Закона № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.

В соответствии с п. 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009года №934, осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.


Согласно пунктов 5.3.3, 5.4.1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004года №374, Федеральное дорожное агентство организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.


Как следует из устава Федерального казенного учреждения «Федерального управления автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства», утвержденного Приказом Федерального дорожного агентства от 01.06.2011года №68 последнее было образовано на основании приказа Российского агентства от 22 октября 1999г. №158. Приказом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 30 января 2001года №13-ДХ Управление переименовано в государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Министерства транспорта Российской Федерации. Приказом Федерального дорожного агентства от 24 августа 2004года №ВБ-30 наименование Управления было приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации в государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства».


В соответствии с п. 1.2 Устава ФКУ «Сибуправтодор» является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Согласно письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.03.2009года №ВД-4171/04, распоряжения Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом Территориального управления по Новосибирской области от 05.10.2005года №1512-р, Распоряжения Департамента имущества и земельных отношений от 04.08.2003года №1833-р «О закреплении и внесении федерального имущества в реестр федерального имущества», акта закрепления государственного имущества за государственным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Министерства транспорта Российской Федерации на праве оперативного управления» на балансе истца находятся автодороги федерального значения: автомобильная дорога №М-51 «Байкал» федерального значения (Новосибирская область), автомобильная дорога №М-53 «Байкал» федерального значения (Новосибирская область), автомобильная дорога М-53 Новосибирск - Иркутск (Кемеровская область), М-51 Омск - Новосибирск Южный обход г. Омска (Омская область), 1 Р402 «Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск» (Омская область), М-51 Омск - Новосибирск (Омская область), закрепленные за истцом на праве оперативного управления.

С учетом изложенного, ФКУ «Сибуправтодор» обладает полномочиями на начисление и взимание платы за провоз тяжеловесного груза при проезде по указанным выше автомобильным дорогам общего пользования Федерального значения.

В период возникновения спорного правоотношения действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1995г. № 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» в соответствии с которым в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, с 01.01.1996 введена плата с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам. Одновременно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.

Кроме того, в порядке реализации Постановления Правительства РФ от 14 октября 1996года №1211 утверждено Положение о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 20.06.1997г. № 1334).


В данном Положении тяжеловесными признаются транспортные средства, масса которых с грузом или без груза и (или) осевая масса на каждую ось превышает значения, установленные в разделах I и II приложения №1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 08.08.96 №1146.

Размер платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам зависит от полной массы автотранспортного средства, осевых масс, протяженности разрешенного маршрута движения. Расчет суммы платы осуществляется согласно Временным ставкам платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам Российской Федерации, приведенным в Приложении №1 к настоящему Положению. (п. п. 9,10)

Поскольку при проверке принадлежащего ЗАО «Разрез Распадский» транспортного средства - КАМАЗ 65117-62, гос. номер 349 ТС, следующего согласно путевого листа от 05.10.2009года по маршруту г. Междуреченск - Санкт - Петербург - Междуреченск, службой весового контроля 24 октября 2009года были выявлены факты превышения параметров, установленных Инструкцией Минтранса РФ от 27.05.1996г, а именно в части превышения предельно допустимых осевых нагрузок, ответчику произведено начисление платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам федерального значения в размере 24624 руб. с учетом рассчитанных и установленных Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам (утверждено Минтрансом РФ 30.04.2997года) временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов, и с учетом протяженности маршрута движения. Причем протяженность маршрута движения по дорогам общего пользования Федерального значения, находящимся на балансе истца и закрепленных за последним на праве оперативного управления, определена с учетом подтвержденного ответчиком маршрута движения Междуреченск - Санкт - Петербург - Междуреченск. Указанный маршрут движения отражен в путевом листе от 05.10.2009года на автомобиль КАМАЗ 65117 гос. номер Т 349 ТС. Сама протяженность маршрута движения подтверждена также картами автомобильных дорог федерального значения с указанием протяженности последних, по которым пролегал маршрут движения транспортного средства ответчика, а также письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.03.2009года №ВД-4171/04, Распоряжением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом от 05.10.2005года №1512-р, актом закрепления государственного имущества за государственным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» (Приложение к Распоряжению Департамента имущества и земельных отношений Администрации Новосибирской области от 04.08.2003года №1833-р), в которых также отражена протяженность закрепленных за истцом на праве оперативного управления автомобильных дорог федерального значения. Ответчик в порядке ст. 65 АПК РФ доказательства того, что принадлежащее ему транспортное средство двигалось по другому маршруту движения, а также доказательства неправильного определения истцом протяженности маршрута движения транспортного средства ответчика не представил, равно как и контррасчет платы. С учетом изложенного, суд полагает необоснованными доводы ответчика о недоказанности истцом протяженности маршрута движения, по которому осуществлялся провоз тяжеловесного груза.

Факты нарушения, марка, модель, регистрационный номер транспортного средства, сведения о водителе, характере груза, осевые нагрузки, данные о весах, на которых производилось взвешивание груза, зафиксированы в акте № 1716 от 24 октября 2009г., подписанном водителем транспортного средства КАМАЗ 65117 государственный регистрационный номерной знак Т 349 ТС 42. Также с обстоятельствами провоза тяжеловесного груза по автомобильным дорогам федерального значения с предельно допустимыми осевыми нагрузками водитель ответчика выразил согласие, подписав рапорт , составленный государственным инспектором УГАДН по Омской области №2842.

На весы, которыми производилось взвешивание груза и автомобиля истцом представлено свидетельство о поверке весов №26812 действующее до 29.09.2010года, которым подтверждена исправность весов.

При указанных обстоятельствах суд признает исковые требования о взыскании с ЗАО «Разрез Распадский» платы, подлежащей оплате в качестве компенсации ущерба, нанесенного автомобильным дорогам федерального значения в связи с перевозкой тяжеловесного груза без специального разрешения с превышением фактической нагрузки на оси транспортного средства, правомерными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в заявленном истцом размере, не опровергнутом ответчиком.

В соответствии с пунктом 8 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009года №934, средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета.


В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению за счет ответчика. В виду освобождения истца от уплаты государственной пошлины, при обращении в суд с настоящим иском госпошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Разрез Распадский», г.Междуреченск в доход федерального бюджета 24624 руб. платы за провоз тяжеловесного груза при проезде по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Разрез Распадский», г.Междуреченск в доход Федерального бюджета 2000 руб. госпошлины по иску.

Исполнительные листы выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение в течение месяца со дня его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-15472/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 02 апреля 2012

Поиск в тексте