ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2012 года  Дело N А40-65434/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  29 марта  2012  года

Полный текст постановления изготовлен  30 марта 2012 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,

судей Борзыкина М.В.,  Кузнецова А.М.,

при участии в заседании:

от ГИСС Василевская О.Н., доверенность от 04 июля 2011 года

рассмотрев  29 марта 2012 года  в судебном заседании кассационную

жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы

на решение от 06 октября 2011 года

Арбитражного суда города Москвы

принятое судьей Уточкиным И.Н.

на постановление 14 декабря 2011 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Кольцовой Н.Н., Векличем Б.С., Лепихиным Д.Е.,

по делу № А40-65434/11-92-572

по заявлению открытого акционерного общества «Городская информационно-справочная служба» (ОГРН.1027739534910)

к Департаменту земельных ресурсов города Москвы

об оспаривании ненормативного правового акта

третье лицо: Департамент имущества города Москвы

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Городская информационно-справочная служба» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР г. Москвы, Департамент), с учетом уточнений, о признании незаконным отказа в оформлении договора аренды на земельный участок площадью 681 кв.м., по адресу: г. Москва, ул. Новокосинская, вл. 1/5, стр. 1, кадастровый номер 77:03:0009003:1001 под строительство и эксплуатацию справочно-информационного центра, выраженного в письме от 15.03.2011 № 33-2Т3-468/11-(3)-3, и обязании устранить нарушения прав и законных интересов путем заключения договора аренды названного участка.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 октября 2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2011 года, заявленные требования удовлетворены.

Удовлетворяя заявление общества, арбитражные суды исходили из того, что оснований для отказа в оформлении земельно-правовых отношений не имелось.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, ДЗР г. Москвы обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм права.

Департамент в обоснование своей кассационной жалобы указывает, что в нарушение установленного порядка Акт выбора земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Новокосинская, вл. 1/5, стр. 1 для строительства органами исполнительной власти города Москвы не утверждался.

ДЗР г. Москвы считает, что спорный земельный участок подлежит предоставлению исключительно на основании торгов, конкурсов, аукционов.

Представитель заявителя возражал против доводов кассационной жалобы, полагая, что оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными.

ДЗР г. Москвы м третье лицо в судебное заседание суда кассационной инстанции своих представителей не направили, о рассмотрении кассационной жалобы уведомлены надлежащим образом. На основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассматривается без их участия.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судами, общество создано на основании Постановления Правительства Москвы от 15.10.1996 № 860 «О совершенствовании городской информационно-справочной системы г. Москвы» с целью развития городской информационно-справочной системы и обеспечения современного уровня информационно-справочного обслуживания населения города Москвы.

С момента создания и по настоящее время 100% уставного капитала заявителя принадлежат Правительству Москвы в лице Департамента имущества города Москвы.

Правительством Москвы в уставный капитал общества внесены права аренды земельных участков в количестве 20 000 кв. м на период 49 лет (пункт 2.1.3. Постановления Правительства Москвы от 15.10.1996 № 860), что подтверждается Актом приемки-передачи имущественных прав Правительства города Москвы в уставный капитал заявителя от 20 сентября 2005 года.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 15.10.1996 № 860 и Постановлением Правительства Москвы от 16.09.1997 № 680 «О концепции создания городской информационно-справочной системы г. Москвы» составной частью уставного капитала заявителя является стоимость имущественных прав аренды на 20 000 кв.м. земли на период 49 лет для строительства 200 справочно-информационных узлов, располагающихся в местах максимальной концентрации пассажиро-пешеходных потоков.

В целях реализации прав общества на земельные участки для строительства справочно-информационных узлов Постановлением Правительства Москвы от 02.11.1999 № 1008 Московскому земельному комитету предписано заключать с ним договоры аренды на земли на основании разработанной исходно-разрешительной документации на 200 земельных участков для строительства СИЦ, в том числе на земельные участки, ранее оформленные и находящиеся в стадии оформления (пункт 3.1).

Постановлением Правительства Москвы от 11.04.2006 № 253-ПП «О развитии городской информационно-справочной системы Москвы» заключать с заявителем договоры аренды земли на земельные участки под строительство справочно-информационных центров сроком на 49 лет предписано и Департаменту земельных ресурсов города Москвы (пункт 8.3.1).

31.12.2010г. общество обратилось в ДЗР г. Москвы с заявлением об оформлении договора аренды земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Новокосинская, вл. 1/5, стр.1.

Письмом от 15.03.2011 № 33-2ТЗ-468/11-(3)-3 заявителю отказано в оформлении земельно-правовых отношений со ссылкой на заключение Москонтроля об отсутствии правовых оснований для предоставления земельных участков для проектирования и строительства справочно-информационных центров.

Не согласившись с отказом Департамента, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и восстановлении нарушенных прав.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для признания решения и (или) ненормативного правового акта незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правильно применив положения статей 10, 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статей подпункт «д» пункта 4 статьи 14 Закона города Москвы от 14.05.2003 № 27 «О землепользовании и земельной застройке в городе Москве», Постановлений Правительства Москвы от 15.10.1996 № 860, от 16.09.1997 № 680, от 02.11.1999 № 1008, от 11.04.2006 № 253-ПП, и с учетом установленных по делу обстоятельств, арбитражные суды пришли к выводу о соблюдении обществом порядка выбора земельного участка с предварительным согласованием.

Испрашиваемый заявителем под строительство справочно-информационного центра земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Новокосинская, вл. 1/5, стр. 1 предоставлен ему на основании предписаний нормативно-правовых актов Правительства Москвы (в частности, постановлений от 15.10.1996 № 860, от13.02.2001 № 133-ПП, от 11.04.2006 № 253-ПП).

Как видно из материалов дела, обществом оформлен Акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства, реконструкции от 31.05.2006 № А-1844/10, для чего получены: Градостроительный план развития территории ВАО до 2020 года, предпроектная документация для осуществления строительства от 03.03.2006 № 09-03-1177-05/302-06, выписка из Протокола Регламентной комиссии у Главного Архитектора города от 28.04.2006 № 10, выписка из Протокола заседания Окружной комиссии по имущественно-земельным отношениям и градостроительству на территории ВАО от 16.04.2003 № 11 (о разработке исходно-разрешительной документации), выписка из Протокола Комиссии по земельным отношениям и градостроительному регулированию на территории ВАО от 20.01.2005 № 1.

В связи с тем, что при обращении в ДЗР г. Москвы обществом был предоставлен полный комплект документов, необходимый для оформления земельно-правовых отношений, суды обоснованно признали отказ Департамента незаконным.

Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что ранее договор аренды на испрашиваемый земельный участок был заключен (Договор аренды от 24.11.2006 № М-03-027594), однако по причине вхождения части земельного участка в границы улично-дорожной сети города Москвы в его регистрации было отказано и заявителем предприняты меры по корректировке границ с учетом улично-дорожной сети, после чего общество вновь обратилось в ДЗР г. Москвы (письмо от 28.12.2010 № 1367-4/10, вх. от 31.12.2010г.).

При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения требований общества и признания незаконным отказа, выраженного в письме от 15.03.2011 № 33-2Т3-468/11-(3)-3.

Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права, выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о неправильном толковании норм права, в связи с чем, не могут быть основанием к отмене судебных актов.

Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых судебных актов, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных решения и постановления, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 06 октября 2011 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2011 года по делу   № А40-65434/11-92-572 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы - без удовлетворения.

     Председательствующий

     Е.Ю. Воронина

     судья

     М.В. Борзыкин

     судья

     А.М. Кузнецов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка