• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 2012 года  Дело N А48-1905/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2012г.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего

Шелудяева В.Н.

Судей

Ключниковой Н.В.

Степиной Л.В.

При участии в заседании:

от ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» (ОГРН 1035717001440; 303023, Орловская обл., Мценский р-н, п. Отрадинский)

от Департамента сельского хозяйства Орловской области (302028, г. Орел, ул. Полесская, д. 10)

Плетневой С.С. - представителя (доверен. от 18.05.2011г., пост.),

Гайдукова Р.М. - представителя (доверен. от 09.02.2011г. № 01-05/311, пост.),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фроловой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.07.2011г. (судья Полинога Ю.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011г. (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Протасов А.И.) по делу №А48-1905/2011,

У С Т А Н О В И Л :

Закрытое акционерное общество «Сахарный комбинат «Отрадинский» (далее - ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский») обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента сельского хозяйства Орловской области, выразившегося в непредоставлении субсидии из федерального бюджета в размере 6 176 830,68 руб. и из областного бюджета в размере 231 631,15 руб. на возмещение части затрат на уплату процентов по целевому кредиту на приобретение отечественного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки.

Для восстановления нарушенного права заявитель просил суд принять решение об обязании Департамента предоставить ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» субсидию в размере 6 176 830,68 руб. из средств федерального бюджета и в размере 231 631,15 руб. из средств бюджета Орловской области.

Решением арбитражного суда от 19.07.2011г. в удовлетворении заявленных ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011г. указанный судебный акт оставлен без изменения.

В кассационной жалобе ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» просит решение и постановление суда отменить ввиду их несоответствия нормам материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, 30.07.2010г. между ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» и государственной корпорацией «Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» было заключено кредитное соглашение №110100/1160, в соответствии с которым обществу предоставлен кредит в размере 1 000 000 000 руб. с лимитом задолженности в сумме 600 000000 руб. на приобретение отечественного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки.

В соответствии с пунктом 4.2 соглашения процентная ставка устанавливалась в размере ставки рефинансирования Банка России плюс 3,5 процентов годовых, но не ниже 10 процентов годовых.

Срок погашения кредита установлен пунктом 3.1 кредитного соглашения - через 364 дня с даты заключения соглашения.

Закупив корнеплоды сахарной свеклы, общество освоило кредит на сумму 600 000 000 руб.

При этом закупка сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки за счет кредитных средств обществом осуществлялась как на основании прямого договора поставки от 26.07.2010г. № 61/645-10, заключенного с производителем этой продукции, так и на основании агентских договоров, заключенных с третьими лицами.

ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский», являясь организацией агропромышленного комплекса, в период 2010-2011 годов обращалось в Департамент с заявлениями о предоставлении субсидий в целях возмещения части затрат по уплате процентов, установленных кредитным соглашением от 30.07.2010г. № 110100/1160.

В ответ на указанные обращения Департамент сельского хозяйства Орловской области указывал обществу на неполноту пакета представленных документов.

Разъяснения государственного органа исполнительной власти о порядке выплаты субсидий, направленные в адрес ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский», предметом спора по настоящему делу не являются.

В очередной раз общество представило в Департамент пакет документов, необходимый для выплаты субсидий, 28 февраля 2011г.

На основании указанного пакета документов из 600 000000 руб. кредитных средств, израсходованных ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» на приобретение сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, Департамент сельского хозяйства Орловской области принял 500 100000 руб. для расчета размера подлежащей выплате субсидии.

Основанием для отказа в субсидировании 99900000 руб. кредитных средств послужил факт их использования на закупку сельскохозяйственного сырья по агентским договорам, заключенным обществом с третьими лицами.

Причина отказа в выплате субсидий на погашение части затрат, связанных с оплатой процентов за пользование кредитными средствами в вышеназванном размере, доведена до общества письмами Департамента от 04.03.2011г. и от 06.05.2011г.

Не согласившись с указанным решением государственного органа исполнительной власти, ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» обжаловало его в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009г. № 90 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

Пунктом 4 Правил установлены условия предоставления субсидий бюджетам.

В перечень условий включено обязательное наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство, независимо от их организационно-правовой формы, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации (далее - заемщики), в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки рассмотрения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий.

Согласно пункту 18 Правил предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании заключенного соглашения о предоставлении субсидий, предусматривающего сведения об объеме субсидии, сведения об объеме средств на возмещение части затрат, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах); целевое назначение субсидии; наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на исполнение которого в том числе предоставляется субсидия и т. д.

В 2010 году между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Орловской области было заключено соглашение от 17 февраля 2010 года № 216/17, в соответствии с пунктом 1.2 которого Министерство направляет Орловской области денежные средства, выделяемые из федерального бюджета по коду главы 082 по разделу 11 «Межбюджетные трансферты» на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в виде субсидий.

На основании пункта 2.5 соглашения от 17.02.2010г. № 216/17 субсидии перечисляются в бюджет Орловской области в течение финансового года.

В силу пункта 3.4 указанного соглашения, в случае, если в 2010 году Орловской областью не будут достигнуты значения целевых показателей эффективности использования субсидий, Министерство принимает решение об уменьшении размера субсидий, предоставляемых бюджету Орловской области на 2011 год.

Постановлением Правительства Орловской области от 15.02.2010г. № 42 «Об утверждении порядка предоставления субсидий на проведение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства в 2010 году» был утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в 2010 году.

Как следует из материалов дела, полный пакет документов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному соглашению от 30.07.2010г. № 110100/1160 ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» представило в уполномоченный орган 28.02.2011г.

Порядок предоставления субсидий организациям агропромышленного комплекса на возмещение части указанных затрат регулировался в 2011 году, в том числе и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, соответствующими соглашениями, заключенными между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъекта Российской Федерации.

В частности, между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Орловской области было заключено соглашение от 08.02.2011г. № 15/17.

Пунктом 2.1.5 вышеуказанного соглашения предусмотрено, что Министерство перечисляет в течение финансового года субсидии в бюджет Орловской области по направлениям и в объемах, утвержденных для Орловской области.

Постановлением Правительства Орловской области от 03.02.2011г. № 27 был утвержден новый Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

В связи с принятием данного постановления утратило силу постановление от 15.02.2010г. № 42 (пункт 3 постановления от 03.02.2011г. № 27).

В соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного постановлением от 03.02.2011г. № 27, субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Законом Орловской области от 03.12.2010г. № 1150-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов».

Пунктом 10 указанного акта введен запрет на предоставление организациям агропромышленного комплекса субсидий на возмещение части затрат по оплате процентов за кредитные средства, израсходованные на приобретение сельскохозяйственного сырья по агентским соглашениям, заключенным с третьими лицами.

Постановление Правительства Орловской области от 03.02.2011г. № 27, утверждающее порядок предоставления субсидий в 2011году, в установленном порядке недействующим не признано.

Как следует из материалов дела, денежные средства в сумме 99900000, полученные по кредитному соглашению от 30.07.2010г. № 110100/1160, ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» израсходовало на приобретение сельскохозяйственного сырья по агентским договорам от 15.01.2010г. № 447/607-10 и от 01.07.2010г. № 464/607-10.

При таких обстоятельствах спора действия Департамента сельского хозяйства Орловской области, связанные с отказом в субсидировании части затрат по оплате процентов за пользование кредитными средствами в указанной сумме, суд обоснованно признал правомерными.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что к спорным правоотношениям должны применяться правовые акты, действующие в 2010 году (период заключения кредитного соглашения и закупки сельскохозяйственного сырья), суд обоснованно признал неправомерными в связи со следующим.

Вопросы, связанные с порядком представления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Предоставление субсидий указанной категории хозяйствующих субъектов носит заявительный характер.

При этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих уполномоченные органы предоставлять субсидии в порядке, действовавшем на дату заключения кредитного соглашения либо на дату приобретения сельскохозяйственного сырья.

Учитывая изложенное, Департамент сельского хозяйства Орловской области, отказывая ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский» в субсидировании части затрат по уплате процентов за пользование кредитными средствами по мотивам использования этих средств на закупку сельскохозяйственного сырья по агентским соглашениям, правомерно руководствовался постановлением Правительства Орловской области от 03.02.2011г. № 27.

При таких обстоятельствах спора обжалуемые решение и постановление суда по настоящему делу отмене или изменению не подлежат.

Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 19.07.2011г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011г. по делу №А48-1905/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
    В.Н. Шелудяев

     Судьи
   Н.В. Ключникова

     Л.В. Степина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А48-1905/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 10 апреля 2012

Поиск в тексте