АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 10 апреля 2012 года  Дело N А55-27950/2011

Резолютивная часть  объявлена  03 апреля  2012 года

Решение в полном объеме изготовлено  10 апреля  2012 года

Судья Арбитражного суда Самарской области   Митина Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балькиной Л.С.

рассмотрев 29 марта - 03 апреля  2012 года  в  судебном заседании дело

по иску

Заместителя прокурора Самарской области, г. Самара

к  1.Администрации муниципального района Богатовский Самарской области, Самарская область,Богатовский район, с.Богатое,

2. Открытому акционерному обществу "Россельхозбанк" в лице Самарского регионального  филиала открытого акционерного общества "Россельхозбанк",  г. Самара

Третье лицо - Центральный Банк Российской Федерации в лице  Главного управления  по Самарской области. ,

о признании  размещения муниципального  заказа и муниципального контракта недействительными ,

при участии:

от истца -  Фомин  В.С. доверенность от 03.10.2011

от ответчика - 1 - не участвовали,

2 - Потапова  А.И.  доверенность от  15.12.2011 № 231

от 3 лица- Данилина И.В. доверенность от  07.02.2012

установил:

Заместитель прокурора Самарской области обратился  в арбитражный суд Самарской области с иском к  Администрации муниципального района Богатовский Самарской области, Открытому акционерному обществу "Россельхозбанк", Самарский региональный филиал открытого акционерного общества "Россельхозбанк" о признании  размещения муниципального заказа в форме открытого аукциона  по выбору  финансовой организации для нужд муниципального района  Богатовский Самарской области  и муниципального контракта  на оказание финансовых услуг  по открытию и  расчетно - кассового  обслуживания  банковских счетов № 40302810513190000005 «Денежные средства учреждения  во временном распоряжении», счет 40116810013190000005  для получения наличных  средств  и внебюджетного счета  № 40703810413193000002 администрации  муниципального района Богатовский Самарской области , заключенного между  Открытым акционерным обществом "Россельхозбанк" и Администрацией муниципального района Богатовский Самарской области  недействительными; применении последствий недействительности  сделки в виде закрытия счетов: № 40302810513190000005 «Денежные средства учреждения  во временном распоряжении», счет 40116810013190000005  для получения наличных  средств  и внебюджетного счета  № 40703810413193000002.

Истец заявил отказ от иска в части требований о  применении последствий недействительности  сделки в виде закрытия счетов: № 40302810513190000005,  40116810013190000005   и  № 40703810413193000002 в Открытом акционерном обществе "Россельхозбанк" .

Согласно ч.2 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Поскольку данный отказ не противоречит законам и иным нормативным  правовым актам, а также не нарушает права и законные интересы  других лиц, суд принимает отказ от иска в части требований о  применении последствий  недействительности сделки.

В связи с отказом  от иска в соответствии с п.4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ, производство по делу в указанной части  следует прекратить.

Определением от  28.12.2011 к участию в деле третьим лицом привлечен Центральный Банк Российской Федерации в лице  Главного управления  по Самарской области.

Ответчик 1 в заседание суда не явился,  отзыв на иск не представил.

Ответчик 2 иск не признал по мотивам, изложенным в  отзыве на иск и дополнительном отзыве от 27.02.2012 ( л.д. 55-58).

Третье лицо представило отзыв на иск ( л.д. 78, 79).

Рассмотрев материалы дела,  изучив доводы, содержащиеся в исковом заявлении,  отзыве на иск, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Администрацией муниципального района Богатовский Самарской области был проведен открытый аукцион на заключение муниципального контракта на оказание банковских услуг по открытию и ведению счетов: № 40302810513190000005 «Денежные средства учреждения во временном распоряжении», № 40116810013190000005 для получения наличных средств, внебюджетного счета № 40703810413193000002.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 29.12.2010 аукцион по выбору финансовой организации для нужд муниципального района Богатовский Самарской области признан несостоявшимся в связи с поступлением одной заявки.

Между ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» и администрацией муниципального района Богатовский Самарской области 17.01.2011 был заключен муниципальный контракт № 1 на оказание финансовых услуг по открытию и ведению счетов, предметом которого является открытие банком счетов в валюте РФ согласно приложению № 1 к контракту и осуществление расчетно-кассового  обслуживания.

Согласно приложению  № 1 к муниципальному контракту  для  администрации  муниципального района Богатовский  Самарской области  открыты  счета на  следующие цели: «Средства во временном распоряжении», «Для получения наличных денежных средств», «Зачисление коммунальных услуг, услуг по содержанию здания, родительская плата, родительские пожертвования».

Размещение заказа и муниципальный контракт на оказание финансовых услуг от 17.01.2011 , заключенный между ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» и администрацией муниципального района Богатовский Самарской области, не соответствуют требованиям закона и подлежат признанию недействительными по следующим основаниям.

Обращаясь с  иском в арбитражный суд заместитель прокурора Самарской области указывает, что конкурс и муниципальный контракт не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежат признанию недействительными.

Согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в том числе с иском о признании недействительными сделок и применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами местного самоуправления.

Согласно ч. 1,2,3 ст. 215 Бюджетного кодекса РФ исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 38.2 и 156 настоящего Кодекса счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусмотренным частью пятой настоящей статьи.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)», пунктом 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) на Банк России возложены функции обслуживания бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и все операции со средствами бюджетов, которые Банк России осуществляет без комиссионного вознаграждения.

Как определено статьей 6 БК РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Согласно пункту 2 статьи 156 БК РФ в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций  кредитные организации осуществляют функции Банка России.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 № 12-П, указано, что положение «о невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов» в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе, должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов. При этом под «соответствующей территорией» понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации на территории определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).

Заявителем в адрес ГУ Банка России по Самарской области был направлен запрос от  14.11.2011 № 2-485в-11.В ответ на указанный запрос ГУ Банка России по Самарской области письмом от 15.11.2011  № 361-19/1003  (л.д.13) сообщило, что  обслуживание Администрации  Богатовского муниципального района Самарской области  и бюджетных учреждений в РКЦ Отрадный Главного управлении Банка России по  Самарской области не производится,  однако РКЦ Отрадный Главного управлении Банка России по  Самарской области имеет возможность  принять кассовое обслуживание администрации сельских поселений и  бюджетные организации Богатовского района  Самарской области.

Таким образом, из указанного документа следует, что входящие в состав Главного управления Банка России по Самарской области расчетно-кассовые центры, расположенные на территории Самарской области обладают возможностями по обслуживанию счетов бюджетов всех уровней, в т.ч. и счетов  администрации сельских поселений и  бюджетные организации Богатовского района  Самарской области.

Доводы ответчика 2 , изложенные в  отзыве на иск,  об  отдаленности  места нахождения  расчетно -кассового центра ,  находящегося в  г. Отрадный, судом не принимается, поскольку  данное обстоятельство  не  свидетельствует об отсутствии технической возможности оказания услуг по обслуживанию счета муниципального бюджета подразделением Банка России в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Суд, оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, приходит к выводу о наличии технической возможности оказания услуг по обслуживанию счета муниципального бюджета подразделением Банка России в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона,  ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает других последствий нарушения.

Согласно п.1 ст.449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Данная норма императивно определяет правовые последствия признания торгов недействительными в виде недействительности заключенной по результатам торгов сделки.

Согласно пункту 32 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166 ГК РФ), при этом ГК РФ не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки.

Следовательно, оспариваемый конкурс на заключение муниципального контракта является недействительным, а договор, заключенный ответчиками в нарушение вышеуказанных положений бюджетного законодательства, является ничтожным.

Расходы по уплате государственной пошлины  в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  подлежат отнесению на ответчиков.

Руководствуясь п. 2 ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 150, 151, ст.ст.110,167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ :

Принять заявление истца  об отказе от иска  в части применения последствий  недействительности сделки.

Производство по делу  в указанной части прекратить.

Признать  размещение муниципального  заказа в форме  открытого аукциона  по выбору  финансовой организации  для нужд  муниципального района  Богатовский Самарской области  и  муниципальный контракт  от  17.01.2011 на оказание  финансовых услуг  по открытию и расчетно - кассовому  обслуживанию  банковских счетов, заключенный между Открытым акционерным обществом "Российский сельскохозяйственный банк " и Администрацией муниципального района Богатовский Самарской области,  недействительными.

В доход  федерального бюджета Российской Федерации взыскать  с Открытого  акционерного  общества "Россельхозбанк" в лице Самарского регионального  филиала открытого акционерного общества "Россельхозбанк",  г. Самара  государственную пошлину в сумме 4000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара в  течение месяца  со дня принятия  с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья ________________________________________________/ Митина Л.Н.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка