АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 13 марта 2012 года  Дело N А72-10034/2011

Резолютивная часть решения объявлена 05.03.2012г.

В полном объеме решение изготовлено 13.03.2012г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ю.А. Каданцев,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.Б. Айзен,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Администрации города Ульяновска

к Управлению надзорной деятельности ГУ МЧС по Ульяновской области, г.Ульяновск,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: МБУ «Управление гражданской защиты г. Ульяновска»,

Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области;

Управление надзорной деятельности Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области

о признании незаконным  и отмене предписания  № 623/1/343 от 30.09.2011г.  по устранению  нарушений обязательных требований пожарной безопасности,

заинтересованные лица: заместитель главного государственного инспектора г.Ульяновска по пожарному надзору П.М.Коргутлов, г. Ульяновск,

Главное управление МЧС России по Ульяновской области, г. Ульяновск,

при участии в заседании:

от  заявителя - Серов В.А., доверенность от 21.12.2011г.;

заместитель главного государственного инспектора г.Ульяновска по пожарному надзору П.М.Коргутлов, удостоверение ГПН № 32982 от 10.02.2011г.;

от ГУ МЧС России по Ульяновской области - Исаев К.Е., доверенность от 12.01.2012г.;

от других лиц - не явились, уведомлены;

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Ульяновской области обратилась Администрация города Ульяновска с заявлением к Управлению государственного пожарного надзора по Ульяновской области о признании незаконным  и отмене предписания  № 623/1/343 от 30.09.2011г.  по устранению  нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МБУ «Управление гражданской защиты г. Ульяновска», Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области; Управление надзорной деятельности Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области.

В судебном заседании 23.01.2012г. заявитель уточнил, что ответчиком по делу является Управление надзорной деятельности ГУ МЧС по Ульяновской области.

Заместитель главного государственного инспектора г.Ульяновска по пожарному надзору П.М.Коргутлов не согласился с требованиями и доводами заявителя по доводам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области поддержало требования заявителя.

ГУ МЧС России по Ульяновской области отзыв на требования заявителя не представило, представитель в судебном заседании с требованиями и доводами заявителя не согласился.

Так как все участвующие в деле лица уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, суд на основании ст. 156 АПК РФ рассматривает дело по имеющимся в нем материалам.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам:

На основании распоряжения от 29.08.2011г. № 623 (т.1 л.д.91-92) в отношении заявителя  в период с 05.09.2011г. по 30.09.2011г. проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания № 82/1/37 от 06.04.2011г., срок исполнения которого истек 31.07.2011г.

По результатам проверки составлен акт от 30.09.2011г. № 623, заявителю выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 30.09.2011г. № 623/1/343, в котором указано на необходимость устранения следующих нарушений:

1. Противопожарные расстояния от границ застройки городского поселения с индивидуальной застройкой более 2-х этажей до лесного массива составляет менее 50 метров, фактически в пос. Ленинском Заволжского района г.Ульяновска расстояние от границ застройки зданий по ул.Фестивальной №№ 106, 104, 102, 100, 98, 87 - до лесного массива составляет 30 метров;

по ул.Фестивальной № 108 - до лесного массива составляет 42 метра;

по ул.Фестивальной №№ 118, 116, 114, 110 - до лесного массива составляет 22 метра;

по ул.Фестивальной № 120 - до лесного массива составляет 37 метров;

по ул. Лесной №№ 71, 73 - до лесного массива составляет 3 метра;

по ул. Лесной № 71а - до лесного массива составляет 20 метров;

по ул. Лесной № 78 - до лесного массива составляет 12 метров;

по ул.2-я Квартальная №№ 13, 14, по ул.3-я Квартальная №№ 15, 16, по ул.4-я Квартальная № 17, по ул.Лучистая №№ 15, 18, по ул.Садовая №№ 19, 20, по ул.Цветочная №№ 21, 22, по ул. Рябиновая, 60 до лесного массива составляет 1-7 метров;

2. Противопожарные расстояния от границ застройки городского поселения с индивидуальной застройкой более 2-х этажей до лесного массива составляет менее 50 метров, фактически в пос.Поливно Ленинского района г.Ульяновска расстояние от границ застройки зданий по ул. Поливенской дома №№ 3, 24, 26 до лесного массива составляет - 25 метров;

3. Противопожарные расстояния от границ застройки городского поселения с индивидуальной застройкой более 2-х этажей до лесного массива составляет менее 50 метров, фактически в микрорайоне «Лесхоз» Ленинского района г.Ульяновска расстояние  от границ застройки зданий по ул.Подлесной дома № 14, 20, 22, 30, 32 до лесного массива составляет 20 метров; от границ застройки зданий по ул.Ветеринарная дом № 9 до лесного массива составляет 5 метров;

4. Противопожарные расстояния от границ застройки городского поселения до лесного массива составляет менее 50 метров, фактически в поселке Лесная Долина Засвияжского района г.Ульяновска расстояние от границ застройки зданий до лесного массива составляет - 14-35 метров.

Заявитель, не согласившись с оспариваемым предписанием, обратился в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов и просит признать недействительным указанное предписание в полном объеме.

Требования заявителя суд рассматривает с учетом положений следующего.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" «Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности».

Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Пункт 3 ППБ 01-03 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности), установлено, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Пунктом 10 Правил пожарной безопасности установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

На основании ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

С учетом вышеприведенных норм оспариваемое предписание принято должностными лицами ГУ МЧС в рамках имеющихся у них полномочий.

Оспариваемым предписанием на заявителя возложена обязанность по устранению нарушений требований части 15 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в соответствии с которой «Противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров».

Довод заявителя о недоказанности фактов нарушений требований нормативных актов, указанных в оспариваемом предписании, суд оценивает с учетом следующего.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу № А72-3165/2011 от 01.07.2011г. признано незаконным и отменено постановление главного государственного инспектора города Ульяновска  по пожарному надзору о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 21.04.2011г. № о привлечении мэрии города Ульяновска к административной ответственности по части 1 ст. 20.4 Кодек­са Российской Федерации об административных правонарушениях, суд также считает несостоятельным.

Но факт отмены данного постановления свидетельствует лишь об отсутствии оснований для привлечения мэрии г.Ульяновска к административной ответственности.

Между тем, в рамках настоящего дела подлежит разрешению вопрос о наличии обязанности администрации города Ульяновска по соблюдению вышеизложенных требований части 15 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Вступившим в законную силу постановлением мирового суда судебного участка № 5 Ленинского района г. Ульяновска от 02.12.2011г. по делу № 5-803/11 (т. 1 л.д.98-100) мэрия города Ульяновска привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение предписания ГПН № 82/1/37 от 06.04.2011г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности в установленный срок.

В данном постановлении мирового суда (т.1 л.д.100) изложено следующее: «Как установлено в судебном заседании, противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений в пос.Ленинском, Поливно, Лесная Долина, микрорайоне Лесхоз составляют в отношении некоторых домов не просто менее 50 метров либо менее 15 метров, а от 1 до 5 метров. Доказательства обратного в судебном заседании не добыто».

В силу части 3 статьи 69 АПК РФ «Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле».

Поскольку, как указано распоряжении от 29.08.2011г. № 623 (т.1 л.д.91-92), проверка, по результатам которой заявителю было выдано оспариваемое в рамках настоящего дела предписание от 26.07.2011г., была проведена с целью контроля исполнения предписания № 82/1/37 от 06.04.2011г., результаты рассмотрения дела № 5-803/11 мирового суда судебного участка № 5 Ленинского района г. Ульяновска, в котором участвовали те же лица, что и в настоящем деле, с учетом положений части 3 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение.

Участвующими в деле лицами не представлены какие-либо дополнительные доказательства, результаты оценки которых могли бы опровергнуть выводы суда, изложенные в постановлении мирового суда судебного участка № 5 Ленинского района г. Ульяновска от 02.12.2011г. по делу № 5-803/11.

В частности, администрацией города Ульяновска не представлены доказательства устранения каких-либо нарушений, указанных в предписании № 82/1/37 от 06.04.2011г., которое заявителем в судебном порядке оспорено не было (например, доказательства выполнения соответствующих работ).

Таким образом, требование администрации города Ульяновска о признании незаконным  и отмене предписания  № 623/1/343 от 30.09.2011г.  по устранению  нарушений обязательных требований пожарной безопасности удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований  администрации города Ульяновска отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара) в течение месяца со дня принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.

Судья     Ю.А. Каданцев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка