АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 13 апреля 2012 года  Дело N А05-2684/2012

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Радюшиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Вельского района Архангельской области  (165150, Архангельская обл., г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 36а)

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Переработчик-2» (ОГРН 1022901219330, место нахождения: 165115, Архангельская обл., Вельский район, д.Муравьевская Горка)

к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей: от прокуратуры - Савин Д.В. (доверенность от 07.02.2012, удостоверение), от лица, в отношении которого ведется производство о привлечении к административной ответственности, - не явился (извещен)

установил:

прокурор Вельского района Архангельской области обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Переработчик-2» (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представитель прокуратуры в судебном заседании предъявленные требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные в заявлении о привлечении к административной ответственности.

Общество в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представило отзыв на заявление, в котором свою вину в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, признало полностью, просило назначить наказание в минимальном размере.

На основании положений части 3 статьи 205 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя общества

Заслушав представителя прокуратуры, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901219330.

Старшим помощником прокурора Вельского района совместно со старшим инспектором государственным инспектором отдела пограничного и внутреннего ветеринарного контроля и надзора в период с 13 по 16 февраля 2012 года проведена проверка соблюдения обществом законодательства о ветеринарии.

В ходе проведения указанной проверки лица, проводившие проверку, выявили ряд нарушений, в том числе в ходе проверки было установлено, что общество, расположенное по адресу: Архангельская область, Вельский район, г.Вельск, п/о Горка Муравьевская, осуществляет деятельность по обращению с отходами производства без лицензии. Результаты проверки отражены в справке от 16.02.2012.

По результатам проверки прокурором Вельского района 24.02.2012 вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.

При составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.02.2012 присутствовал законный представитель общества, которому были разъяснены права и обязанности лиц, привлекаемых к административной ответственности, содержащиеся в статьях 24.4, 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ, а также содержание статьи 51 Конституции Российской Федерации, о чем свидетельствуют его подписи в протоколе. Копия постановления получена законным представителем общества, о чем имеется отметка в протоколе об административном правонарушении.

Руководствуясь частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ, прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 65 указанного кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица на осуществление предпринимательской деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ), вступившего в силу 03.11.2011, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Согласно статье 3 Закона № 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Согласно статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), пункту 30 части 1 статьи 12 № 99-ФЗ подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

В силу статей 4.1, 20 Закона № 89-ФЗ отходы по степени опасности для окружающей природной среды могут быть I - V класса опасности, систематизированы в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее - Каталог отходов), утвержденном Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, с указанием в классификационном коде установленного класса опасности.

Из статей 4, 14 Закона № 89-ФЗ усматривается, что отходы, образовавшиеся в результате деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, могут находиться в их собственности. Отходы, относящиеся к I - IV классу опасности, подтверждаются названными лицами в части конкретного класса опасности в установленном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Вельский муниципальный район» и обществом заключен договор от 09.02.2009 № 1677, по условиям которого обществу для организации складирования промышленных отходов предоставлялся в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 5946 кв.м. из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с кадастровым номером 29:01:14 04 05:6, находящийся примерно в 670 метрах по направлению на север от ориентира р.Коротаиха, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Архангельская область, Вельский район, муниципальное образование «Муравьевское», 42 квартал Вельского лесничества.

Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.03.2009 (номер регистрации 29-29-02/003/2009-99).

В соответствии с пунктом 2.1 Устава общества целями его деятельности являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Согласно пункту 2.2 Устава общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Одним из видов деятельности, указанных в пункте 2.2. Устава общества является производство мяса и мясопродуктов.

В ходе проверки было установлено, что на предоставленном в аренду земельном участке обществом размещены биологические отходы от переработки мяса говядины и свинины (в том числе отходы мяса, кожи, иные части туши несортированные домашних животных, отходы рогов, копыт), а также мусор от бытовых помещений организации несортированный.

В соответствии с примечанием к Каталогу отходов тринадцатизначный код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки. Тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2 - II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности).

Отходам мяса, кожи, прочих частей туши несортированным домашних животных, а также отходам рогов и копыт присвоены коды 13201000 01 00 5 и 13201200 01 00 5 соответственно. Поскольку последняя цифра кода «5», то указанные виды отходов образуют пятый класс опасности для окружающей природной среды.

Мусор от бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный) имеет код 91200400 01 00 4, т.е. указанные виды отходов относятся к четвертому классу опасности.

Из текста постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.02.2012 следует, что в качестве нарушения части 2 статьи 14.1 КоАП РФ прокурором квалифицировано осуществление обществом деятельности по размещению отходов IV класса опасности (мусор от бытовых помещений организации несортированный).

Диспозицией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.

В соответствии со статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Из материалов дела следует, что от осуществляемого обществом основного хозяйственного вида деятельности - производства мяса и мясопродуктов - образуются отходы (павшие животные, навоз, отходы животных жиров и т.п.), а также отходы мусор от бытовых помещений организации несортированный. Отходы образуются как результат производственной деятельности общества. Из материалов дела не усматривается, а прокурором не представлено доказательств того, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по размещению отходов и, соответственно, получает прибыль от такой деятельности.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Обязанность по доказыванию события правонарушения и виновности лица в его совершении возложена в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ на административный орган.

Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, суд приходит к выводу, что в нарушение процессуальной обязанности доказывания прокурор не представил надлежащих и достаточных доказательств, подтверждающих, что совершенные обществом действия подлежат квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку в нарушение положений статьи 1.5 КоАП РФ, статей 65, 205 АПК РФ прокурором в материалы дела не представлены доказательства того, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по размещению отходов IV класса опасности (мусор от бытовых помещений организации несортированный) и получает прибыль от такой деятельности.

В силу статьи 1 Закона № 89-ФЗ объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 указанного закона устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Из материалов дела следует, что отходы IV класса опасности образуются в результате производственной деятельности общества.

Вместе с тем в деле отсутствуют доказательства того, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ.

Кроме  того, в материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие отнести предоставленный обществу в аренду для организации складирования промышленных отходов земельный участок к объектам размещения отходов, а также доказательства осуществления обществом деятельности по размещению отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности Законом № 89-ФЗ.

Следовательно, общество в данном случае не является субъектом вменяемого ему прокурором административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде осуществления деятельности по размещению отходов IV класса опасности без соответствующей лицензии.

В силу изложенных обстоятельств у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований прокурора и привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать прокурору Вельского района Архангельской области в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Переработчик-2», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 2102907001085, находящегося по адресу: 165150, Архангельская область, п/о Горка Муравьевская Вельского района, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Л.В. Шишова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка