АРБИТРАЖНЫЙ СУД БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 13 апреля 2012 года  Дело N А09-366/2012

Арбитражный суд в составе судьи  Грахольской И.Э.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лузик И.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МО ВО при МО МВД РФ «Новозыбковский»

к  МИФНС России № 1 по Брянской области

о признании решения недействительным

и встречное заявление МИФНС России № 1 по Брянской области

к МО ВО МВД РФ «Новозыбковский»

о взыскании 5 662 725 руб. 65 коп.

при участии в заседании:

от заявителя: Климова Т.Д. - юрисконсульт, доверенность № 15/1 от 20.03.2012г.,

от ответчика: Волконская М.К. - специалист 1 разряда, доверенность № 02-01/001337 от 25.01.2012г., Иванченко О.П. - главный специалист - эксперт правового отдела, доверенность № 02-01/001840 от 01.02.2012г.

установил:

Межмуниципальный отдел вневедомственной охраны при межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Новозыбковский» (далее - МО ВО при МО МВД РФ «Новозыбковский») обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Брянской области (далее - ИФНС, налоговый орган) об отмене решения №33 от 10.10.2011г.

До вынесения окончательного судебного акта по настоящему делу заявитель уточнил свои требования и просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Брянской области от 10.10.2011г. №33.

Уточненные требования приняты  судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка Государственного учреждения «Отдел вневедомственной охраны при ОВД по Климовскому муниципальному району», которое 19.08.2011г. прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к Межмуниципальному отделу вневедомственной охраны при межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Новозыбковский», по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет налога на прибыль организаций за период с 01.01.2008г. по 31.03.2011г.

По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки №33 от 12.09.2011г.

На основании материалов проверки, с учетом представленных МО ВО при МО МВД РФ «Новозыбковский» возражений к акту проверки, руководителем ИФНС 10.10.2011г. принято решение №33  об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с указанным решением МО ВО при МО МВД РФ «Новозыбковский» начислен налог на прибыль организаций  в сумме 4 563 746 руб. и пени в размере 962 849 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области от 16.11.2011г. по апелляционной жалобе МО ВО при МО МВД РФ «Новозыбковский» решение налоговой инспекции №33 от 10.10.2011г. оставлено без изменения.

Не согласившись с решением налоговой инспекции, МО ВО при МО МВД РФ «Новозыбковский» обратилось в суд с указанным выше заявлением.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Брянской области предъявлено встречное заявление о взыскании с МО ВО при МО МВД РФ «Новозыбковский» налога на прибыль организаций и пени в размере 5 662 725 руб. 65коп.

Встречное заявление принято судом  в соответствии со статьей 132 АПК РФ.

В результате проверки налоговым органом установлено, что налогоплательщиком в нарушение пункта 1 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации не включена в доходы выручка, полученная от оказания услуг по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан. Из представленных оборотно-сальдовых ведомостей по счету 2205030 (доходы от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности), актов сдачи-приемки выполненных работ, договоров на оказание услуг юридическим и физическим лицам следует, что ГУ «Отдел вневедомственной охраны при ОВД по Климовскому муниципальному району» получило в проверяемом периоде доход  от оказания услуг по договорам охраны в следующем размере: 2008 год - 6 169 039 руб., 2009 год - 6 757 254 руб., 2010 год - 6 896 202 руб., 1 квартал 2011 года - 1 762 431 руб.

Согласно общему принципу определения доходов, содержащемуся в статье 41 НК РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой эту выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организации является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.

Положениями статьи 248 НК РФ предусмотрено, что к доходам относятся доходы от реализации и внереализационные доходы.

В силу пунктов 1, 2 статьи 249 НК РФ в целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (статья 39 НК РФ).

Особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями настоящей главы (пункт 3 статьи 249 НК РФ).

В частности особенности ведения налогового учета, исчисления и уплаты налога на прибыль бюджетными учреждениями установлены статьей 321.1 НК РФ, действовавшей до 01.01.2011г.

При этом пунктом 1 статьи 321.1 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

В целях главы 25 НК РФ иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 321.1 НК РФ если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

Если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, не предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности. При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

По смыслу указанных норм отнесение Налоговым кодексом к доходам платежей по договорам на охрану имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, не поставлено в зависимость от того, являются ли они доходом соответствующего бюджета или нет.

ГУ ОВО при ОВД по Климовскому муниципальному району имело лицевые счета по учету средств от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности в Отделении по Климовскому району Управления Федерального казначейства по Брянской области.

Согласно писем Отделения по Климовскому району Управления Федерального казначейства по Брянской области денежные средства, полученные по договорам охраны, учитывались казначейством как средства от приносящей доход деятельности.

Учитывая изложенное, средства, полученные Управлением в рамках договоров по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, подлежали включению в состав доходов от реализации услуг и отражению в составе доходов в декларации по налогу на прибыль организаций за проверяемый период: 2008г., 2009г., 2010г. и 1 квартал 2011 года.

Ранее статьей 35 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» предусматривалось финансирование милиции за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансировались за счет средств, поступающих на основе договоров.

Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 589, предусматривалось, что содержание вневедомственной охраны осуществляется за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников. При этом расходование средств на содержание подразделений вневедомственной охраны осуществляется по утвержденной в установленном порядке смете доходов и расходов по нормам и нормативам, применяемым в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Однако, пунктом 8 статьи 1 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ из статьи 35 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» положения о финансировании подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров, исключены.

Постановлением Правительства РФ от 04.08.2005 № 489 из Положения от 14.08.1992 № 589 о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации также исключены: пункт 10, предусматривающий осуществление вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержания за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников; пункт 11, устанавливающий формирование фонда оплаты труда работников вневедомственной охраны в пределах 80 процентов от средств, поступающих по договорам от собственников.

В соответствии с действующей редакцией пункта 10 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.

Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.

Довод заявителя о том, что Законом «О милиции» предусмотрены задачи милиции, среди которых отсутствует получение доходов и ведение коммерческой деятельности, как основной, а иные задачи на милицию могут быть возложены  только Законом «О милиции», судом не принимается, как противоречащий Налоговому кодексу Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, средства, получаемые вневедомственной охраной по договорам охраны с юридическими и физическими лицами, учитываются федеральным казначейством как средства от приносящей доход деятельности.

Для целей налогообложения налогом на прибыль организаций доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, определены в статье 251 НК РФ. Перечень данной статьи носит закрытый характер, состав указанных  в ней доходов является исчерпывающим. В данной статье не указана плата, получаемая подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии у подразделений вневедомственной охраны обязанности уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи в установленном законодательством о налогах и сборах порядке до перечисления полученных от осуществления услуг по охране имущества средств в бюджет. Следовательно, налоговым органом обоснованно сделан вывод о занижении ГУ «Отдел вневедомственной охраны при ОВД по Климовскому муниципальному району» налоговой базы по налогу на прибыль организаций за проверяемый период с 01.01.2008г. по 31.03.2011г.  в результате невключения  в состав доходов от реализации услуг средств, полученных в соответствии с заключенными договорами по охране имущества юридических и физических лиц, предоставления иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан. По результатам проверки доначислен налог на прибыль организаций в сумме 4 563 746 руб. и пени по нему в размере 962 849 руб.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Грубых нарушений порядка проведения выездной налоговой проверки судом не установлено.

Таким образом, требования Межмуниципального отдела вневедомственной охраны при межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Новозыбковский» о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Брянской области №33 от 10.10.2011г. удовлетворению не подлежат.

Встречное заявление МИФНС №1 России по Брянской области о взыскании налога на прибыль организаций и пени в размере 5 662 725 руб. 65 коп. (в том числе: 4 563 746 руб. - налог на прибыль организаций, 1 098 979 руб. 65 коп. - пени по налогу на прибыль организаций) подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Налог на прибыль организаций в сумме 4 563 746 руб. и пени в размере 962 849 руб. доначислены по итогам выездной налоговой проверки в соответствии с решением МИФНС №1 по Брянской области №33 от 10.10.2011г.

На основании статьи 69 НК РФ МО ВО при МО МВД РФ «Новозыбковский»  было направлено требования №5427 от 28.11.2011г об уплате 4 563 746 руб. налога на прибыль организаций  и 962 849 руб. пени по нему.

Так как указанная в требовании сумма задолженности не была оплачена налогоплательщиком, налоговым органом на основании статьи 75 НК РФ начислены пени и направлены требования о ее оплате, в том числе: №4253 от 14.12.2011г. пеня по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 12 120 руб. 40 коп.; №4254 от 14.12.2011г. пеня по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ - 67 660руб. 48 коп.;  №4602 от 30.01.2012г. пеня по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 8560 руб. 59 коп.; №4603 от 30.01.2012г. пеня по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ - 47 789 руб. 25 коп.

Расчеты пени представлены в материалы дела и налогоплательщику. Замечаний по расчетам не имеется.

При рассмотрении основного заявления МО ВО при МО МВД РФ «Новозыбковский»  о признании недействительным решения ИФНС №33 от 10.10.2011г. судом установлено, что налоговой инспекцией обоснованно доначислен налог на прибыль организаций в сумме 4 563 746 руб. и пени по указанному налогу  в размере 962 849 руб., а также пени за период с 11.10.2011г. по 14.12.2011г. и с 15.12.2011г. по 30.01.2012г.

Встречное заявление МИФНС №1 России по Брянской области о взыскании налога на прибыль организаций и пени в размере 5 662 725 руб. 65 коп. (в том числе: 4 563 746 руб. налога на прибыль организаций и 1 098 979 руб. 65 коп. пени по налогу на прибыль организаций) подлежит удовлетворению.

Размер государственной пошлины по первоначальному заявлению, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ составляет 2000 руб.

Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, государственная пошлина по встречному заявлению составляет 51 313 руб. 63 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Учитывая, что при подаче первоначального заявления МО ВО при МО МВД РФ «Новозыбковский» была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, а также, что налоговый орган в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины по встречному заявлению, государственная пошлина по первоначальному и встречному заявлениям в размере 53 313 руб. 63 коп. относится на  МО ВО при МО МВД РФ «Новозыбковский» и подлежит взысканию в федеральный бюджет.