АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 17 апреля 2012 года  Дело N А55-28629/2011

Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего по делу судьи Медведева А.А. рассмотрел 10 апреля 2012 года в судебном заседании заявление

Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, 443100, Самарская область, Самара, ул. Невская, 1,

к  Обществу с ограниченной ответственностью "БиМоло",  443010, Самарская область, г.Самара, ул.Красноармейская д. 1 ,оф. 49.

О взыскании бюджетных средств в сумме 5 000 000 руб. в доход областного бюджета

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Поповой А.Г.

В судебное заседание явились представители:

от истца - Кокшев А.И., представитель по доверенности  от 10.01.2012,

от ответчика - Клементьева Ю.С., представитель по доверенности от 01.02.2012, Чостковская Е.С., представитель по доверенности от 14.03.2012.

Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 17 апреля 2012 года.

Суд установил:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором в соответствии со ст.49 АПК РФ уменьшив размер исковых требований, просит взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «БиМоло» в доход областного бюджета денеж­ные средства в сумме 4 343 976  руб.

Данное уменьшение размера исковых требований судом приняты в порядке ст. 49 АПК РФ.

Общество с ограниченной ответственностью «БиМоло» в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в отзыве.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители ответчика в судебном заседании требования заявителя не признали по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, арбитражный суд находит требования не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Согласно справке о проверке соблюдения бюджетного законодательст­ва органами исполнительной власти Самарской области и сельскохозяйст­венными товаропроизводителями при расходовании средств, выделенных на реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и иных средств, направленных на под­держку сельскохозяйственных товаропроизводителей от 26 сентября 2011 в целях возмещения затрат, понесенных ООО «БиМоло» в связи с приоб­ретением 7 тракторов колесных сельскохозяйственных модели 8320R (заво­дские номера машин (рам)/ гос. номера: 1JZ8320RPAP001016/ 63СА2028, 1JZ8320RTAP001029/ 63СА2026, 1JZ8320REAP001030/ 63СА2027, 1JZ8320RC AP001031 / 63СА2025, 1JZ8320RPAP001033/ 63СА2024, 1JZ8320RCAP001036/63СА2023, 1JZ8320RVAP001037/63СА2014) Министер­ство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области предоставило ООО «БиМоло» субсидию в объеме 5,0 млн. рублей, или в размере 10% от понесенных получателем субсидии затрат на приобретение указан­ной техники (10% * 51,7 млн. рублей =5,17 млн. рублей).

В соответствии с Порядком предоставления в 2010-2012 годах субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение техники, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 № 70 (далее - Порядок),  годовой объем субсидий, предоставляемых для одного получателя, не может превышать 5,0 млн. рублей. В этой связи получателю субсидия выделена в размере 5,0 млн. руб­лей.

Министерством на счет ООО «БиМоло» субсидия перечислена платеж­ным поручением от 15.03.201 1 № 750 в объеме 5,0 млн. рублей.

В соответствии с пунктом 3 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным производителям, признанным таковыми в соответствии с частью 1 и пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального района «О развитии сельского хозяйства», организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции на территории Самарской области и приобретшим в предыдущем и (или) текущем финансовых годах в собственность и (или) лизинг технику для животноводства и птицеводства, растениеводства, заготовки и приготовления кормов.

При этом под организацией агропромышленного комплекса понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющее на территории Самарской области производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), включенной в перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 446.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год (статья 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства").

Согласно пункту 6 Порядка субсидии предоставляются получателю при соблюдении ряда условий, в том числе при условии использования получателем техники в целях производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в течение 2 лет с момента ее приобретения, за исключением случаев фактической невозможности использования техники, подтвержденной соответствующими актами, в течение указанного периода времени в целях производства сельскохозяйственной продукции, и ежегодного представления в министерство справки об использовании техники в течение указанного периода, подписанной получателем.

Таким образом, обязательным условием предоставления субсидии является использование техники получателем в целях производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в течение 2 лет с момента ее приобретения. При этом невозможность использования техники не является основанием для отказа сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса в выдаче субсидий, при условии исполнения получателем субсидии обязанности по предоставлению в Министерство справки об использовании техники. Порядок предоставления субсидий не содержит положений, запрещающих сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекс передавать в аренду технику в случае фактической невозможности ее использовать.

По итогам проверки, проведенной прокуратурой Самарской области по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерству прокуратурой Самарской области направлено представление от 05.10.2011 об устранении нарушений требований законодательства при расходовании бюджетных средств, направленных на поддержку сельскохозяйственных производителей. Из данного представления Министерством, установлено, что согласно договору аренды от 01.09.2010 ООО «БиМоло» предоставило в аренду ООО «БИО-ТОН» 4 трактора колесных сельскохозяйственных модели 8320R (заводские номера машин (рам)/гос. номер: 1JZ8320RPAP001016/63СА2028, 1JZ8320REAP001030/63СА2027,1 JZ8320RPAP001033/63CA2024, 1JZ8320RCAP001036/ 63СА2023), приобретенных в рамках государственной поддержки.

На основании договора аренды сельскохозяйственной техники (оборудования) от 01.04.2011 № 01А ООО «БиМоло» сдано в аренду ГУП Самарской, области «Агро Сервис» 2 трактора колесных сельскохозяйственных модели 8320R (заводские номера машин (рам)/ гос. номера: 1JZ8320RTAP001029/63С А2026, 1JZ8320RC AP001031 /63С А2025).

В связи с этим Министерство пришло к выводу о том, что ООО «САКО» не были соблюдены условия Порядка предоставления субсидии.

В целях взыскания субсидии в доход областного бюджета министерство, являясь главным распорядителем средств областного бюджета по данному виду расходных обязательств, 10.11.2011 направило в адрес ответчика претензию о возврате бюджетных средств на сумму 5 000 000 рублей.

Однако до настоящего времени субсидия в доход областного бюджета в добровольном порядке ответчиком не возвращена.

Согласно пункту 11 Порядка предоставления субсидии на приобретение техники субсидия в размере 4343,976 тыс. рублей (7239,96 тыс. рублей (стоимость 1 трактора) х 6 тракторов х 10% (ставка субсидирования) предоставленная ООО «БиМоло» в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение техники, использованной получателем субсидии на цели, не предусмотренные указанным порядком, по мнению истца, должна быть возвращена в областной бюджет.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В обоснование исковых требований Министерство ссылается на несоблюдение ответчиком условий порядка предоставления субсидии.

Ответчик, возражая против исковых требований, указывает на соблюдение условий предоставления субсидий и неправильное толкование Министерством положений Порядка предоставления субсидий из областного бюджета.

Доводы заявителя суд считает ошибочными, не соответствующими закону и имеющимся в деле доказательствам.

В то же время, доводы ответчика суд считает обоснованными и подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства (далее - Закон N 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу абз. 3 п. 2 этой статьи порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 N 70 "О мерах, направленных на государственную поддержку производителей товаров, работ и услуг в сфере сельскохозяйственного товарного производства, торговли, переработки сельскохозяйственной продукции, рыбоводства на территории Самарской области" утвержден Порядок предоставления в 2010 - 2012 годах субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение техники.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.

Данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.

По правилам пункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

В соответствии с пунктом 11 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 N 70 в случае нарушения получателем субсидий условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка, получатель обязан в течение 10 дней со дня получения письменного требования министерства о возврате субсидии возвратить в областной бюджет предоставленную субсидию. В случае если субсидия не возвращена в установленный срок, она подлежит взысканию в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.

В качестве основания заявленного требования о взыскании субсидии Министерством указано несоблюдение получателем одного из условий п.6. Порядка предоставления субсидии, а именно - использование получателем техники в целях производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в течение двух лет со дня ее приобретения, за исключением случаев фактической невозможности использования техники, подтвержденных соответствующими актами.

По мнению Истца, несоблюдение вышеуказанных требований было установлено по итогам проверки, проведенной прокуратурой Самарской области по поручению Генеральной прокуратуры. В качестве единственного доказательства факта нецелевого использования приведены наличие договоров аренды приобретенной техники аренды от 01.09.2010 с ООО «БИО-ТОН».

Суд приходит к выводу о неправильном толковании Министерством пункта 6 Порядка предоставления субсидии, поскольку положения данного пункта не исключают возможности сдачи в аренду на определенный срок приобретенной за счет субсидии техники третьим лицам при одновременном ее использовании получателем субсидии в целях производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, либо в случае  фактической невозможности ее использования.

Из объяснений сторон следует, что ООО «БиМоло» осуществляет сельскохозяйственную деятельность на территории Самарской области, в том числе производство сельскохозяйственной продукции, её первичную и последующую переработку, обработку земель сельскохозяйственного назначения, вспашку, посев, уборку урожая и другие виды сельскохозяйственной деятельности в целом.

Для расширения сельскохозяйственной деятельности и увеличения объёмов производства ООО «БиМоло» необходимо было приобрести сельскохозяйственную технику, с помощью которой достигались бы наиболее высокие результаты в сельскохозяйственном бизнесе. Руководствуясь такими целями, ООО «БиМоло» был заключён Договор № 101300/0027 от 12.08.2010 г., по которому Ответчику была открыта кредитная линия на общую сумму 160 000 000 рублей на приобретение сельскохозяйственной техники. Кроме того, ООО «БиМоло» был заключён Договор № 08/01/10 купли-продажи техники от 03.08.2010 г., в соответствии с которым Ответчик приобрёл в собственность Тракторы JohnDeere 8320 R в количестве 20 штук. Данная сельскохозяйственная техника приобреталась Ответчиком исключительно в целях осуществления сельскохозяйственного производства.

Ответчик осуществляет сельскохозяйственное производство на земельных участках, находящихся в пользовании на основании Договора аренды № 05-А от 27.07.2010 г. Данные земельные участки находятся в Елховском районе на землях участников общей долевой собственности бывшего совхоза «Культура» и бывшего колхоза «Мулловка».

Для улучшения свойств почвы, пополнения запаса питательных веществ, повышения плодородия и как следствие увеличение урожайности, ООО «БиМоло» приобретало удобрения и использовало их в своём производстве, что подтверждается Актом об использовании минеральных удобрений. В дальнейшем ООО «БиМоло» приобретало семена подсолнечника и самостоятельно осуществляло их посев, что подтверждается Договором купли продажи сельскохозяйственной продукции от 31.03.2011 г. и Актом расхода семян и посадочного материала. В связи с отсутствием в собственности у Ответчика необходимой техники для уборки урожая, ООО «БиМоло» заключило Договор с ООО Компания «БИО-ТОН» № 30.09.11/У-1 от 30.09.2011 г. на оказание услуг по уборке подсолнечника, в соответствии с которым Исполнитель оказал услуги Заказчику по уборке подсолнечника на арендуемых земельных участках. Таким образом, все вышеперечисленные действия подтверждают осуществление сельскохозяйственного производства Обществом с ограниченной ответственностью «БиМоло».

Вся сельскохозяйственная деятельность (обработка, вспашка, культивирование, дискование, посев, уборка урожая) невозможна без специальной прицепной техники. В собственности у ООО «БиМоло» имеется прицепная техника только для работы одного трактора. Однако данной техники было не достаточно, чтобы осуществлять всю сельскохозяйственную деятельность и расширять производство. В дальнейшем ООО «БиМоло», планировало приобрести прицепную технику для ранее приобретённых тракторов и увеличивать своё производство.

Однако в связи с недостаточностью, имеющихся в пользовании у Ответчика земельных участков для дальнейшего развития сельскохозяйственного бизнеса, ООО «БиМоло» планировало приобрести в собственность земельные участки сельскохозяйственного назначения на территории Елховского района Самарской области. В связи с длительностью процесса ведения переговоров с собственником земельных участков и процедуры покупки данных участков ООО «БиМоло» пришло к выводу, что экономически и финансово целесообразно передать технику в аренду, для того чтобы Ответчик смог выплачивать ежеквартальные платежи по Договору об открытии кредитной линии. Кроме того, передача техники в пользование ООО Компания «БИО-ТОН» и ГУП СО «АгроСервис» позволила получить материальную выгоду, что в свою очередь в дальнейшем позволило заключить договор на оказание услуг по уборке урожая и оплатить оказание таких услуг ООО Компания «БИО-ТОН». Самостоятельно ООО «БиМоло» не имело возможности осуществлять такую уборку в связи с отсутствием специальной техники для уборки урожая - комбайнов, а так же техники, с помощью которой осуществляется перевозка убранного урожая, что подтверждается Оборотной ведомостью по основным средствам.

Использование переданной в аренду техники в целях осуществления сельскохозяйственного производства подтверждается представленными в материалы дела письмами ООО Компания «БИО-ТОН» и ГУП СО «АгроСервис».

ООО «БиМоло» является организацией агропромышленного комплекса и полностью соответствует п. 1 Порядка предоставления в 2010-2012 годах субсидий за счёт средств областного бюджета. Данный факт подтверждается Формами отчётности, о финансово- экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, предоставляемыми в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, а так же Статистическими формами отчётности.

В соответствии с п. 6 Порядка, субсидия предоставляется при соблюдении условия об использование получателем техники в целях производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции не менее двух лет со дня ее приобретения, за исключением случаев фактической невозможности использования техники, подтвержденных соответствующими актами, в течение указанного периода времени в целях производства сельскохозяйственной продукции, и ежегодное представление в министерство справки об использовании техники в течение указанного периода, подписанной получателем.

Таким образом, фактическая невозможность использования техники - не является основанием для возврата субсидий или её части в доход областного бюджета.

Согласно статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Истец, не доказал тот факт, что ООО «БиМоло» имело возможность фактически использовать технику и необоснованно сдало технику в аренду.