• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 18 апреля 2012 года  Дело N А55-30760/2011

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Гольдштейна Д.К.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комаровым А.С.

рассмотрев в судебном заседании 16 апреля 2012 года дело по иску, заявлению

Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области

к индивидуальному предпринимателю Лаптеву Сергею Олеговичу

о взыскании 1 039 руб. 20 коп.

при участии в заседании

от заявителя - не явился;

от ответчика - не явился;.

установил:

Заявитель обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к ответчику о взыскании 1 039 руб. 20 коп. - финансовых санкций на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Заявитель участие своего представителя в заседание суда не обеспечил, о времени и месте заседания суда извещен надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 123 АПК РФ.

Ответчик отзыв на иск не представил, в заседание суда не явился, о времени и месте заседания суда применительно к положениям статьи 123 АПК РФ извещен надлежащим образом.

В силу пунктов 1, 3 ст. 156 АПК РФ неявка в судебное заседание ответчика и непредставление им отзыва на иск не препятствуют рассмотрению спора по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, суд считает заявленное требование необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем восьмым статьи 1 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу пятому статьи 1 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предусмотрена обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, а также представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона РФ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-Ф) физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, обязаны представлять в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, к которым относятся: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; сумма уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарным год платежей в Пенсионный фонд РФ.

Как следует из материалов дела, ответчик зарегистрирован в качестве плательщика страховых взносов государственного пенсионного страхования, как индивидуальный предприниматель, не использующий труд наемных работников, и в силу пункта 2 части статьи 6 Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является страхователем.

Заявителем проведена проверка по вопросу своевременности представления ответчиком индивидуальных сведений, о чем составлен Акт от 30.05.2011 № 620 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Проверкой установлено, что ответчик несвоевременно представил индивидуальные сведения по персонифицированному учету за 2010 год.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения Решения от 24.06.2011 № 620 о привлечении ответчика к ответственности в соответствии с ч.3 ст.17 ФЗ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 10 процентов причитающихся платежей в сумме 1 039 руб. 20 коп.

Требованием 19.07.2011 № 620 об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд РФ ответчику было предложено произвести уплату финансовой санкции в добровольном порядке в указанный в требовании срок.

Как указывает заявитель в исковом заявлении, решение и требование были направлены ответчику, однако до настоящего времени ответчиком не исполнены, в установленном порядке не оспорены, что явилось основанием для обращения с данным заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Пунктом 3 названной статьи (в редакции с 01.01.2010) предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено Законом (далее Закон № 212-ФЗ).

В соответствии со статьей 38 Закона № 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения проверки должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составлению акта, который подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.

В представленном заявителем Акте от 30.05.2011 № 620 отсутствует подпись страхователя Лаптева С.О. Сведения об отказе страхователя от его подписания данный Акт не содержит.

Вместе с тем, лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (часть 3 статьи 39 Закона № 212-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 39 Закона №212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Для этой цели акт проверки в течение пяти дней с даты подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма (часть 4 статьи 39 Закона № 212-ФЗ).

Документы, подтверждающие вручение Акта от 30.05.2011 № 620 ответчику (либо его представителю) под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, заявителем не представлены. Факт уклонения ответчика от получения данного Акта, заявителем также не зафиксирован.

К Акту от 30.05.2011 № 620 приложен Реестр № 26 заказных писем с уведомлением, свидетельствующий о направлении, в том числе, Лаптеву Сергею Олеговичу заказного письма. Сведений о документе, направленном ответчику, данный Список не содержит.

Таким образом, доказательства, однозначно подтверждающие направление ответчику Акта от 30.05.2011 № 620, а также доказательства получения ответчиком данного Акта, и как следствие, извещения о дате и времени его рассмотрения, в материалах дела отсутствуют.

В то же время, обязанность уполномоченного органа вручить акт лицу, совершившему правонарушение и привлекаемому к ответственности, непосредственно связана с обеспечением прав этого лица в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения представить в соответствующий орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Более того, в Акте от 30.05.2012 № 620 указано, что его рассмотрение состоится в 10.00 часов 27.06.2011 в здании УПФ РФ (ГУ) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области.

Однако, по результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника УПФ РФ решение о привлечении страхователя к ответственности вынесено 24.06.2011, то есть ранее даты рассмотрения, указанной в акте.

Между тем, в решении от 24.06.2011 № 620 указано, что индивидуальный предприниматель Лаптев С.О. привлечен к ответственности по результатам рассмотрения Акта от 28.05.2011 № 620.

На неоднократные предложения суда (определения от 08.02.2012, 13.03.2012) уточнить и документально подтвердить наличие акта от 28.05.2011 № 620 и уточнить обстоятельства рассмотрения акта 24.06.2011 с учетом сведений о дате его рассмотрения 27.06.2011, от заявителя поступили пояснения о наличии технической ошибки при указании даты вынесения решения о привлечении к ответственности, верная дата вынесения решения 27.06.2011. Пояснения относительно наличия Акта от 28.05.2011 № 620 заявителем не представлены.

Между тем, документы об исправлении технической ошибки заявителем не представлены, доказательства их направления ответчику к заявлению также не приложены. Представленный заявителем реестр № 54 заказных писем с уведомлением содержит лишь сведения о направлении, в том числе, Лаптеву Сергею Олеговичу заказного письма с уведомлением. Сведений о документе, направленном ответчику, данный Реестр не содержит.

Документы, подтверждающие рассмотрение акта 27.06.2011, в т.ч. протокол, вынесенный 27.06.2011 по результатам рассмотрения материалов проверки, заявителем не представлен. Сведения об участии страхователя при рассмотрении материалов проверки решение от 24.06.2011 не содержит. Более того, в решении от 24.06.2011 № 620 указано, что акт рассмотрен в отсутствие страхователя.

Изложенное не позволяет сделать вывод о рассмотрении материалов проверки с извещением ответчика 27.06.2011.

Таким образом, ответчику не была обеспечена возможность участвовать в рассмотрении акта и иных материалов проверки, представить необходимые объяснения или возражения, доказательства, заявлять ходатайства и пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными положениями Закона № 212-ФЗ.

При таких обстоятельствах, учитывая нарушения порядка производства, связанного с привлечением лица к ответственности, в силу положений ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункта 12 статьи 101.4 НК РФ, суд считает, что оснований для удовлетворения заявления Управление Пенсионного фонда РФ не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине также подлежат отнесению на заявителя. Однако, заявитель от уплаты государственной пошлины в силу закона освобожден.

Руководствуясь ст.ст. 216, 184, 185, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении требований, заявленных Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара в течение месяца после его принятия судом первой инстанции с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

Д.К. Гольдштейн

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-30760/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 18 апреля 2012

Поиск в тексте