• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 18 апреля 2012 года  Дело N А72-10458/2011

Резолютивная часть решения оглашена 11.04.2012.

Полный текст решения изготовлен 18.04.2012.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи И.В.Рыбалко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С.Резуненко,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дом-Сервис», г.Ульяновск, ОГРН 1077327003269

к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию «Городской теплосервис», г.Ульяновск, ОГРН 1027301171820

о взыскании 449797 руб. 01 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца - Н.Ю.Машкова, доверенность от 16.01.2012;

от ответчика - И.Р.Ибетуллов, доверенность № 34/11 от 01.11.2011;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дом-Сервис» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию «Городской теплосервис» о взыскании неосновательного обогащения в размере 821 168 руб. 11 коп.

Определением суда от 02.04.2012 удовлетворено ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований, истец просил взыскать с ответчика задолженность в сумме 449797 руб. 01 коп.; и принято к производству ходатайство истца о взыскании судебных расходов, определено рассмотреть его при вынесении решения по настоящему делу по существу.

В судебном заседании представителем истца заявлено ходатайство об уменьшении размера исковых требований, истец просил взыскать с ответчика задолженность в сумме 416 268 руб. 85 коп.

В соответствии со ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Рассмотрев заявленное истцом ходатайство, суд считает его подлежащим удовлетворению.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на исковых требованиях в уточненном виде, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Как усматривается из материалов дела, 13.03.2008 между Ульяновским муниципальным унитарным предприятием «Городской теплосервис» (Теплоснабжающая организация) и Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дом-Сервис» (Абонент) заключен договор теплоснабжения №8003, в соответствии с условиям которого Теплоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, вентиляции, горячего водоснабжения до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей, а Абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п.1.1. договора).

Согласно п.2.1. данного договора оплата тепловой энергии и теплоносителя производится за фактически принятое Абонентом количество в соответствии с данными учета, по тарифам, утвержденным в порядке, установленном законодательством РФ.

Договор теплоснабжения №8003 от 13.03.2008 заключен на срок с 03.03.2008 по 02.03.2009 (п.3.1. договора).

30.01.2009 между указанными лицами также оформлен договор теплоснабжения №8003, в соответствии с условиям которого Теплоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, вентиляции, горячего водоснабжения до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей, а Абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п.1.1. договора).

Согласно п.2.1. данного договора оплата тепловой энергии и горячей воды производится за фактически принятое Абонентом количество тепловой энергии и горячей воды по тарифам, утвержденным в установленном законодательством РФ порядке. Оплата теплоносителя производится за фактически принятое Абонентом количество теплоносителя по цене, определенной на основании калькуляции Теплоснабжающей организации.

Договор теплоснабжения №8003 от 30.01.2009 заключен на срок с 01.01.2009 по 31.12.2009; договор считается ежегодно продленным на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон письменно не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора (п.п.3.1., 3.2. договора).

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Феде­рации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Как установлено судом, в течение 2008-2011г.г. на основании указанных договоров ответчик осуществлял истцу отпуск тепловой энергии, что подтверждается представленными в материалы дела счетами-фактурами и актами об оказании услуг за спорные периоды (т.1, л.д.53-106, т.2, л.д.146-151), актами по потреблению тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период (т.2, л.д.1-51, 132-145, 152-156).

За период с 01.11.2008 по 30.04.2011 ответчиком была отпущена тепловая энергия в адрес истца на общую сумму 10189 553 руб. 69 коп.

Стоимость оказанных в спорные периоды услуг была истцом оплачена, что следует из представленных в материалы дела платежных поручений. Разногласий между сторонами относительно оплаты поставленной тепловой энергии не имеется.

Полагая, что, начисляя плату за потребленную истцом тепловую энергию, ответчик неправомерно дополнительно предъявлял к оплате расходы тепловой энергии на отопление ванных комнат и потери в стояках, истец обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с настоящим исковым заявлением и просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение в сумме 416 268 руб. 85 коп.

В соответствии со ст.1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, в спорный период истец осуществлял управление многоквартирными жилыми домами в городе Ульяновске по адресам: ул.Рябикова, 37, 60а, 124; ул. Шигаева, 15а.

Система теплоснабжения жилищного фонда, обслуживаемого ООО «Управляющая компания «Дом-Сервис» под­ключена к сетям УМУП «Городской теплосервис» по схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения (по СанПиН 4723-88 «Санитарные правила устройства и эксплуатации систем цен­трализованного горячего водоснабжения»), установлены приборы учёта и имеется 4-х трубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Согласно п.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

В силу п.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (п.2.3. ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

Согласно уставу ООО «Управляющая компания «Дом-Сервис» основными видами деятельности общества являются: управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда.

Из толкования во взаимосвязи вышеуказанных норм Жилищного Кодекса РФ следует, что в рамках складывающихся с ресурсоснабжающей организацией взаимоотношений истец не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жителей многоквартирного дома. Соответствующие обязательства ответчика перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы) не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по теплоснабжению, Управляющая организация оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307 (далее - Правила № 307) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 года № 210-Ф3 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами, утвержденными настоящим Постановлением.

В отсутствие методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренных пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 года N 520, необходимо руководствоваться Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 года N 520 (далее - Основы ценообразования).

Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены пунктами 47 - 49 Основ ценообразования, из которых следует, что при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения (как в случае с УМУП «Городской теплосервис») должен быть установлен тариф на горячее водоснабжения в рублях за куб. метр.

Также, в соответствии с приложением N 2 к Правилам N 307, при расчете исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги применяется тариф на горячую воду (руб./куб. м).

Кроме того, согласно п. 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 (Правила № 306), при выборе единицы измерения нормативов потребления используются следующие показатели: в отношении горячего водоснабжения - куб. м. на одного человека.

Как следует из п. 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года N 520 тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. м. холодной воды и расходы на её подогрев. В свою очередь, расходы на подогрев воды определяются как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. м. холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.

В соответствии с п. 25 Правил № 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома). Согласно п. 26 вышеуказанных Правил коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителя. Таким образом, в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расходы холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома (п. 27 Правил). Следовательно, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.

В соответствии с пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчёт не включаются.

Тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно ч.2 ст.5 Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливают органы местного самоуправления (в случаях, указанных в ч.5 ст.4 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ).

Поскольку тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения не были включены Городским комитетом по регулированию цен и тарифов в тариф на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис» (соответствующие тарифы утверждены постановлениями Городского комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска от 25.11.2008 N 237/03-01 и от 26.11.2009 № 241/03-01, приказом Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 №06-454), предприятие обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета, которым были утверждены тарифы.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2009 года постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25.11.2008 года №237/03-01 было признано не противоречащим действующему законодательству. Аналогичным образом был произведен расчет тарифов на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис» на 2010 год, то есть без учёта каких-либо иных дополнительных потерь.

При данных обстоятельствах УМУП «Городской теплосервис» необоснованно возложил на истца обязанность по оплате дополнительной величины тепловой энергии на отопление ванных комнат.

По расчету ответчика (т.2, л.д.114), общее количество теплопотерь за период с ноября - декабрь 2008, ноября 2009 - апрель 2010, октябрь 2010 - апрель 2011 составило 358,44 Гкал на сумму 416268 руб. 85 коп.

Ответчик по существу произведенный истцом расчет не оспорил.

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При данных обстоятельствах, исковые требования следует удовлетворить в полном объеме.

Истец просит взыскать с ответчика судебные издержки в размере 150 000 руб., составляющих расходы на оплату услуг представителя.

В подтверждение понесенных расходов истец представил в материалы дела соглашение об оказании адвокатской помощи от 14.12.2011 и квитанцию к приходному кассовому ордеру № 46 от 02.04.2012 на сумму 150000 руб.

В соответствии со ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Согласно ч. 2 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Учитывая характер и степень сложности дела, судебные издержки истца принимаются судом в разумных пределах в сумме 50 000 руб. 00 коп. и в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ наряду с госпошлиной возлагаются на ответчика.

В связи с уменьшением размера исковых требований в порядке ст. 333.40 Налогового кодекса РФ истцу следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 8 097 руб. 98 коп.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176-177, 180-182 Арбитражного процес­суального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований удовлетворить.

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дом-Сервис» 416268 (четыреста шестнадцать тысяч двести шестьдесят восемь) руб. 85 коп. - неосновательное обогащение, 50000 (пятьдесят тысяч) руб. 00 коп. - судебные расходы и 11 325 (одиннадцать тысяч триста двадцать пять) руб. 38 коп. - в возмещение расходов по госпошлине.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дом-Сервис» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 8 097 (восемь тысяч девяносто семь) руб. 98 коп.

Исполнительный лист и справку выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, установленные ст.ст. 257-260 АПК РФ.

Судья И.В. Рыбалко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-10458/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 18 апреля 2012

Поиск в тексте