• по
Более 65000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 18 апреля 2012 года  Дело N А72-9483/2011

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Пиотровской Юлии Георгиевны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жадновой Анной Анатольевной в письменной форме и с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Городские электрические сети» (433508, Ульяновская область, г. Димитровград, ул. 3 Интернационала, д. 85, ОГРН 1027300541432)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области (433504, Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Жуковского, д. 4, ОГРН 1107302000926)

о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на 19.10.2011, об обязании списать задолженность, выдать справку согласно приказу ФНС России № ММ-3-19/206@ от 23.05.2005,

3-е лицо: Комитет по управлению имуществом города Димитровграда,

объединенное дело по заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области

к Муниципальному унитарному предприятию «Городские электрические сети»

о взыскании задолженности, о восстановлении срока подачи заявления о взыскании,

при участии в заседании:

от заявителя - Абрамова А.П., представитель по доверенности от 16.01.2012, паспорт; Лисова Д.Д., представитель по доверенности от 16.01.2012, паспорт;

от налогового орган - Романова Е.Н., ведущий специалист-эксперт правового отдела, по доверенности от 07.07.2011;

от третьего лица - не явился (извещен)

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Городские электрические сети» (далее по тексту - МУП «ГЭС», Предприятие, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ), в котором просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области, выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на 19.10.2011, содержащей данные о задолженности перед бюджетом в сумме 42855085 руб. 25 коп., возможность взыскания которой налоговым органом утрачена, обязать МРИ ФНС России №7 по Ульяновской области списать задолженность, возможность взыскания которой утрачена в сумме 42855085 руб. 25 коп., а также выдать МУП «Городские электрические сети» справку согласно приказу ФНС от 23.05.2005 №ММ-3-19/206@.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.01.2012 в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Комитет по управлению имуществом города Димитровграда.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.04.2012 к производству принято заявление МРИ ФНС № 7 России по Ульяновской области о взыскании с МУП «ГЭС» задолженности в общей сумме 42855085, 25 руб., о восстановлении пропущенного для подачи заявления срока (дело № А72-3115/2012).

10.04.2012 Арбитражный суд Ульяновской области в соответствии с пунктом 2.1 статьи 130 Арбитражного про­цессуального кодекса РФ объединил в одно производство дела № А72-9483/2011 и № А72-3115/2012 для совместного рассмотрения с присвоением объединённому делу общего номера - № А72-9483/2011.

Явку в судебное заседание представитель третьего лица не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

В порядке ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица по имеющимся в деле документам.

Как усматривается из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области МУП «ГЭС» выдана справка № 5965 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 19.10.2011, согласно которой Предприятие имеет задолженность:

- по налогам в сумме 33104628,79 руб.: на прибыль (федеральный бюджет) организации 198847,72 руб.; на прибыль (бюджет субъекта) организации 1219502 руб.; НДС - 23981234,77 руб.; ЕНВД - 57564,60 руб.; налог на имущество организации 509449,96 руб.; транспортный налог с организаций - 112196,49 руб.; налог на прибыль организации, зачислявшихся до 01.01.2005 - 15725,16 руб.; земельный налог - 65138,84 руб.; целевые сборы - 1008 руб.; ЕСН в федеральный бюджет 5 034 809,91 руб.; ЕСН в ФСС РФ - 396944,06 руб.; ЕСН в ФФОМС - 328493,71 руб.; ЕСН в ТФОМС - 1 183 713, 57 руб.;

- штрафные санкции в сумме 1407788, 26 руб.: по налогу на прибыль (федеральный бюджет) организации 2 793,57 руб.; по налогу на прибыль (бюджет субъекта) организации 21 440,37 руб.; по НДФЛ с доходов 915216,64 руб.; по НДС - 204 350,34 руб.; по ЕНВД - 9 644,52 руб.; по налогу на прибыль организации, зачислявшихся до 01.01.2005 228,50 руб.; по целевым сборам - 201,60 руб.; по ЕСН в федеральный бюджет 233 592,78 руб.; по ЕСН в ФСС - 18 766,75 руб.; по ЕСН в ТФОМС 103,19 руб.; санкции 1450 руб.;

- пени в сумме 10968488,81 руб. по налогу на: прибыль (федеральный бюджет) организации 4830,37 руб.; прибыль (бюджет субъекта) организации 21 643,27 руб.; НДФЛ с доходов 1 252 732,12 руб.; НДС - 7302 147,01 руб.; ЕНВД - 22204,77 руб.; имущество организации 134568,81 руб.; транспортному налогу с организаций 33252,21 руб.; прибыль организации, зачислявшийся до 01.01.2005 - 270,84 руб.; земельному налогу 17897,86 руб.; целевым сборам - 530,38 руб.; ЕСН в федеральный бюджет 1635426,65 руб.; ЕСН в ФСС - 124 224,29 руб.; ЕСН в ФФОМС 73584,44 руб.; ЕСН в ТФОМС 345175,79 руб.

Считая, что отражение в справке о состоянии расчетов № 5965 задолженности в общей сумме 42855085, 25 руб., в том числе: 32458818, 07 руб. - налоги, 1099223, 98 руб. - штрафы, 9297043, 20 руб. - пени, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, МУП «ГЭС» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, об обязании списать данную задолженность и выдать справку согласно приказу ФНС России № ММ-3-19/206@ от 23.05.2005.

Также из материалов дела и заявления налогового органа следует, что в результате контрольных мероприятий МРИ ФНС России № 7 по Ульяновской области была выявлена недоимка у Предприятия на общую сумму 42855085, 25 руб.

Ввиду того, что задолженность МУП «ГЭС» в КРСБ налогоплательщика числится как непогашенная, МРИ ФНС России № 7 по Ульяновской области обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о взыскании с МУП «ГЭС» задолженности в общем размере 42855085, 25 руб. (дело № А72-3115/2012), в котором Инспекция также просит восстановить срок на взыскание задолженности в судебном порядке. В качестве уважительности причин пропуска срока на судебное взыскание налоговый орган ссылается на тот факт, что МУП «ГЭС» более четырех лет находилось в процедуре конкурсного производства, после получения налоговым органом постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.09.2009, оставившим в силе определение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.04.2009 о прекращении производства по делу о банкротстве МУП «ГЭС» в связи с удовлетворением всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника, Инспекцией были приняты соответствующие меры по взысканию задолженности.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующему выводу.

Статьей 23 НК РФ пре­дусмотрены обязанности налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно положениям пункта 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с этим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

В силу положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги.

В силу п.6 ст.226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы начисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода.

Согласно статье 75 НК РФ пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу главы 11 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Поскольку статьей 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени служат способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом.

В силу п. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и пени, арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера спорной суммы.

Как усматривается из заявления налогового органа, задолженность Предприятия по налогу на прибыль (федеральный бюджет) организации в сумме 156 226 руб.72 коп. образовалась в связи с неуплатой сумм авансовых платежей и налога по налоговым декларациям (расчетам) за полугодие 2005г., за девять месяцев 2005г., по результатам налоговых проверок по решению №128 от 23.12.2005, №1332 от 28.12.2004. Задолженность по налогу на прибыль (бюджет субъекта) организации 835 906 руб. образовалась в связи с неуплатой сумм авансовых платежей и налога по налоговым декларациям (расчетам) за три месяца 2005 года, за полугодие 2005 года, за девять месяцев 2005 года, уточненной налоговой декларации за 12 месяцев 2004 года, по результатам налоговых проверок по решению № 1332 от 28.12.2004. По взысканию вышеуказанной задолженности Инспекцией принимались меры предусмотренные ст.ст. 69,70 НК РФ, в соответствии с которыми были выставлены следующие требования №№14676 от 07.12.2005, 18979 от 06.02.2006, 118187 от 06.02.2007, 174 от 22.05.2007, также согласно ст. 46 НК РФ выставлены решения о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке №№ 6720 от 26.07.2006, 4173 от 03.03.2006, 9447 от 15.03.2007, 10442 от 05.07.2007.

Задолженность по НДС в сумме 23828930, 77 руб. образовалась в связи с неуплатой сумм налога по налоговым декларациям за август 2004г. (первичной и уточненной), за сентябрь, октябрь, декабрь 2004г., за 2005г., за период с января по ноябрь 2006г., первичной и уточненной налоговой декларации за январь, февраль, март, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, 2007г., за 1,2 кварталы 2008г., а так же по результатам налоговых проверок по решению №128 от 23.12.2005г., №1159 от 08.11.2006, №1579 от 26.07.2007, №1791 от 26.12.2007. По взысканию вышеуказанной задолженности Инспекцией принимались меры предусмотренные ст.ст. 69,70 НК РФ, в соответствии с которыми были выставлены следующие требования №№ 873 от 27.10.2004, 14676 от 07.12.2005г., 3757 от 11.02.2005, 21280 от 07.04.2005, 15677 от 30.12.2006, 18979 от 06.02.2006, 62384 от 27.02.2006, 63724 от 03.03.2006, 66754 от 20.04.2006, 71898 от 09.06.2006, 174 от 22.05.2007, 73332 от 20.07.2006, 76475 от 16.08.2006, 34082 от 28.09.2006, 85168 от 13.10.2006, 85168 от 13.10.2006, 101589 от 01.11.2006, 102777 от 15.11.2006, 118187 от 06.02.2007, 4700 от 22.03.2007, 3039 от 21.03.2007, 5514 от 08.05.2007, 8598 от 26.07.2007, 13526 от 26.09.07, 588 от 17.09.2007, 15183 от 26.10.2007, 17590 от 26.11.2007, 18448 от 26.12.2007, 19265 от 29.01.2008, 922 от 25.01.2008, 26910 от 24.04.2008, 29144 от 23.07.2008г., согласно ст. 46 НК РФ выставлены решения о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке № 26 от 15.11.2004г., № 766 от 10.03.2005, № 6720 от 26.07.2006, №6721 от 26.07.2006, № 4173 от 03.03.2006, № 5271 от 11.05.2006, № 5705 от 19.05.2006, №6240 от 29.06.2006, № 6868 от 16.08.2006, №7313 от 07.09.2006, № 8381 от 17.11.2006, №8484 от 18.12.2006, № 8485 от 18.12.2006, № 9447 от 15.03.2007, № 9765 от 20.04.2007, № 10140 от 31.05.2007, № 10719 от 24.08.2007, №11171 от 10.10.2007, № 11191 от 16.10.2007, № 11355 от 23.11.2007, № 11654 от 20.12.2007, №11783 от 28.01.2008, № 11845 от 21.02.2008, № 11846 от 21.02.2008.

Задолженность по ЕНВД в сумме 57564,60 руб. образовалась в связи с неуплатой сумм налога по налоговым декларациям за 3, 4 квартал 2004, 1,2,3 кварталы 2005г., а так же по результатам налоговой проверки по решению №128 от 23.12.2005. По взысканию вышеуказанной задолженности Инспекцией принимались меры предусмотренные ст.ст. 69,70 НК РФ, в соответствии с которыми были выставлены следующие требования №№ 873 от 27.10.2004, 14676 от 07.12.2005, 3757 от 11.02.2005, 21280 от 07.04.2005, 15677 от 30.12.2006, согласно ст. 46 НК РФ приняты решения о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке №№ 26 от 15.11.2004, 766 от 10.03.2005, 6720 от 26.07.2006, 6721 от 26.07.2006.

Задолженность по налогу на имущество организации в сумме 471720, 96 руб. образовалась в связи с неуплатой сумм налога по налоговым декларациям за 3 месяца 2005г., полугодие 2005г., 9 месяцев 2005г., за 12 месяцев 2005г., за 3 месяца 2006г., полугодие 2006г., 9месяцев 2006г., за 12 месяцев 2006г., за 3 месяца 2007г., полугодие 2007г., 9месяцев 2007г., за 12 месяцев 2007г., за 3 месяца 2008г., полугодие 2008г. По взысканию вышеуказанной задолженности Инспекцией принимались меры предусмотренные ст.ст. 69,70 НК РФ, в соответствии с которыми были выставлены следующие требования №№ 14676 от 07.12.2005, 5705 от 19.05.2006, 66754 от 20.04.2006, 71898 от 09.06.2006, 76475 от 16.08.2006, 118187 от 06.02.2007, 5351 от 16.04.2007, 5514 от 08.05.2007, 9252 от 15.08.2007, 16779 от 13.11.2007, 27844 от 20.05.2008, 27182 от 07.05.2008, 34317 от 18.08.2008, в соответствии со ст. 46 НК РФ были приняты решения о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке № 6720 от 26.07.2006, № 5705 от 19.05.2006, №6240 от 29.06.2006, №7313 от 07.09.2006, № 9447 от 15.03.2007, №10140 от 31.05.2007, №10970 от 20.09.2007, №11593 от 11.12.2007.

Задолженность по транспортному налогу с организаций в сумме 82636, 49 руб. образовалась в связи с неуплатой сумм налога по налоговым декларациям полугодие 2007г., 9 месяцев 2007г. (первичная и уточненная), за 12 месяцев 2007г., за 3 месяца 2008г., полугодие 2008г. По взысканию вышеуказанной задолженности Инспекцией принимались меры предусмотренные ст.ст. 69,70 НК РФ, в соответствии с которыми были выставлены следующие требования №№ 8877 от 08.08.2007, 15668 от 06.11.2007, 18414 от 19.12.2007, 22565 от 11.03.2008, 26708 от 04.04.2008, 27182 от 07.05.2008, 31658 от 08.08.2008, согласно ст. 46 НК РФ были приняты решения о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке №№ 11509 от 05.12.2007, 11707 от 22.01.2008, 12167 от 04.04.2008.

Задолженность по налогу на прибыль организации до 01.01.2005, зачислявшихся до 01.01.2005 в сумме 15725,16 руб. образовалась в связи с неуплатой сумм налога по налоговым декларациям за полугодие 2004г., 9 месяцев 2004 (первичная и уточненные), а так же по результатам налоговой проверки по решению №1332 от 28.12.2004. По взысканию вышеуказанной задолженности Инспекцией принимались меры предусмотренные ст.ст. 69,70 НК РФ, в соответствии с которыми были выставлены следующие требования №№14676 от 07.12.2005г., 174 от 22.05.2007, согласно ст. 46 НК РФ были приняты решения о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке №№ 6720 от 26.07.2006г., 10442 от 05.07.2007.

Задолженность по земельному налогу в сумме 65138, 84 руб. образовалась в связи с неуплатой сумм налога по налоговой декларации за 2005 год (первичная и уточненная). По взысканию вышеуказанной задолженности Инспекцией принимались меры предусмотренные ст.ст. 69,70 НК РФ, в соответствии с которыми были выставлены следующие требования №№14676 от 07.12.2005, 18979 от 06.02.2006, согласно ст. 46 НК РФ были приняты решение о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке №4173 от 03.03.2006, №6720 от 26.07.2006.

Задолженность по целевым сборам в сумме 1 008 руб. образовалась по результатам налоговой проверки по решению №128 от 23.12.2005. По взысканию вышеуказанной задолженности Инспекцией принимались меры предусмотренные ст.ст. 69,70 НК РФ, в соответствии с которыми были выставлено требование № 15677 от 30.12.2005, согласно ст. 46 НК РФ принято решение № 6721 от 26.07.2006.

Задолженность по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 5 034 809, 91руб. образовалась в связи с неуплатой сумм налога по налоговым декларациям за период 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 г.г., а так же по результатам налоговых проверок по решению № 02-10/304 от 19.07.2005, № 128 от 23.12.2005. Задолженность по ЕСН в фонд соц.страха в сумме 396944,06 руб. образовалась в связи с неуплатой сумм налога по налоговым декларациям за период 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 г.г. а так же по результатам налоговых проверок по решению № 128 от 23.12.2005. Задолженность по ЕСН в ФФОМС в сумме 328493,71 руб. образовалась в связи с неуплатой сумм налога по налоговым декларациям за период 2002, 2004, 2005, 2006, 2007, 3 месяца 2008, полугодие 2008 г.г., а так же по результатам налоговых проверок по решению № 128 от 23.12.2005. Задолженность по ЕСН в ТФОМС в сумме 1 183 713, 57 руб. образовалась в связи с неуплатой сумм налога по налоговым декларациям за период 2002, 2004, 2005, 2006, 2007, 3 месяца 2008, полугодие 2008 г.г., а так же по результатам налоговых проверок по решению № 128 от 23.12.2005. По взысканию вышеуказанной задолженности по ЕСН Инспекцией принимались меры предусмотренные ст.ст. 69,70 НК РФ, в соответствии с которыми были выставлены следующие требования №№ 14676 от 07.12.2005, 873 от 27.10.2004, 15677 от 30.12.2005, 66754 от 20.04.2006, 73332 от 20.07.2006, 85168 от 13.10.2006, 101589 от 01.11.2006, 4700 от 22.03.2007, 5374 от 20.04.2007, 5514 от 08.05.2007, 8464 от 23.07.2007, 8464 от 23.07.2007, 15016 от 12.10.2007, 10572 от 19.10.2007, 21005 от 12.02.2008, 22497 от 27.02.2008, 26590 от 09.04.2008, 26721 от 18.04.2008, 27772 от 20.05.2008, 28221 от 07.07.2008, 31658 от 08.08.2008, согласно ст. 46 НК РФ были приняты решения о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке №№ 26 от 15.11.2004, 6720 от 26.07.2006, 6721 от 26.07.2006, 5705 от 19.05.2006, 6868 от 16.08.2006, 8381 от 17.11.2006, 8484 от 18.12.2006, 10140 от 31.05.2007, 10651 от 21.08.2007,11246 от 07.11.2007, 11246 от 07.11.2007, 11281 от 12.11.2007,11994 от 05.03.2008, 12362 от 06.05.2008.

В силу пп. 9 и 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ, а также предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления).

В п.2 ст.45 и п.3 ст.46 НК РФ представлен исчерпывающий перечень случаев для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

Из материалов дела усматривается, что спорная задолженность образовалась в период с 2002 года по 2008 год, в отношении задолженности принимались меры взыскания за счет денежных средств в порядке ст.46 НК РФ, которые результата не принесли.

Законодательство о налогах и сборах в таких случаях предусматривает возможность взыскания задолженности за счет имущества в порядке, установленном ст.47 НК РФ.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 47 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ)) решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно п. 12 ст. 1 Закона N 229-ФЗ абз. 3 п. 1 в ст. 47 НК РФ дополнен предложениями следующего содержания: "Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом".

Приведенные положения вступили в силу с 02.09.2010 (п. 1 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).

Таким образом, начиная с указанной даты, в случае если истек один год со дня окончания срока исполнения требования об уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога, подав в суд заявление в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, и пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как видно из представленных в материалы дела документов и пояснений налогового органа, требования об уплате задолженности выставлены в 2005-2008 годах, то есть до вступления в законную силу положений ст.47 НК РФ, предусматривающих возможность взыскания задолженности через суд в случае пропуска срока на принятие решения о взыскании задолженности за счет имущества.

В отношении задолженности по ЕНВД в размере 1 285 руб. (по требованию № 3757от 11.02.2005) налоговым органом в полной мере осуществлена процедура принудительного взыскания задолженности, в том числе и за счет имущества налогоплательщика по постановлению № 39 от 31.01.2005г., принятому в порядке ст.47 НК РФ. Исполнительное производство прекращено.

Налоговый Кодекс Российской Федерации для приведенных выше случаев не предусматривает оснований для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока на взыскание задолженности, в связи с чем, требования налогового органа о взыскании задолженности по налогам в сумме 32458221,79 руб. удовлетворению не подлежат.

В отношении штрафных санкций размере 1099223, 98 руб. судом, на основании представленных в материалы дела документов и пояснений налогового органа, установлено, что санкции образовались по итогам проверок и зафиксированы в решениях налогового № 337 от 28.07.2005г., № 6388 от 11.03.2008г., № 128 от 23.12.2005, № 54 от 24.05.2005, №02-10/304 от 19.07.2005.

Налоговым оранном в период 2005, 2008 г.г. выставлялись требования № 920 от 30.12.2005, № 1119 от 08.04.2008 об уплате санкций и принималось решение № 12361 от 06.05.2008 о взыскании за счет денежных средств в порядке ст.46 НК РФ. Меры в соответствии со ст.47 НК РФ по требованиям не принимались.

Статья 104 НК РФ (редакция от 09.07.1999 N 154-ФЗ) предусматривала, что после вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.

Статья 103.1. (введена Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ) НК РФ предусматривала возможность взыскания санкций в бесспорном порядке, в зависимости от суммы санкций налагаемых на привлеченное лицо.

Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 2007 года, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Согласно статье 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

С 01.01.2007 налоговый орган вправе взыскивать налоговые санкции также как и налоги в бесспорном порядке.

С учетом дат выставления требований, суд приходит к выводу о том, что шестимесячный срок, установленный ст.115 НК РФ пропущен, также НК РФ, в редакции действовавшей в 2008 году, для случаев непринятия налоговым органом решения по ст.47 НК РФ, ввиду невозможности взыскания за счет денежных средств, не предусматривал возможности обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения ходатайства налогового органа о восстановлении пропущенного срока на взыскание задолженности по санкциям, а также для удовлетворения требования о взыскании налоговых санкций в сумме 1099223,98 руб.

В отношении задолженности по пени в размере 10968488,81 руб. судом установлено что она образовалась в следующие периоды:

- по налогу на прибыль (федеральный бюджет) организации пени 4830,37 руб. - восстановленные после прекращения процедуры банкротства; по решению выездной налоговой проверки № 128 от 23.12.2005 в сумме 53,49 руб.;

- по налогу на прибыль (бюджет субъекта) пени в сумме 21 643, 27 руб. - восстановленные после прекращения процедуры банкротства организации;

- по НДФЛ в размере 828178, 66 руб. (восстановленные после прекращения процедуры банкротства и начисленные по решению выездной налоговой проверки № 128 от 23.12.2005);

- по НДС в сумме 6 928 349, 98 руб. (восстановленные после прекращения процедуры банкротства и начисленные по решению выездной налоговой проверки № 128 от 23.12.2005);

- по ЕНВД в сумме 17972, 45 руб. (восстановленные после прекращения процедуры банкротства и начисленные по решению выездной налоговой проверки № 128 от 23.12.2005);

- по налогу на имущество в размере 73127, 12 руб. начислены на восстановленную сумму налога, приостановленного по конкурсному производству и рассчитаны на неуплаченную сумму по налоговым расчетам, в том числе и после прекращения процедуры банкротства.

- по налогу на прибыль организации, зачислявшихся до 01.01.2005 в размере 270, 84 руб. относятся к задолженности прошлых лет, приостановленной по конкурсному производству и возобновленной после прекращения процедуры банкротства. В соответствии со ст.ст. 69,70 НК РФ выставлены требования № 4142 от 23.09.2008, № 6627 от 29.05.2009.

- по ЕСН в ФБ, в ФСС, в ФФОМС, в ТФОМС в общей сумме 1 378092, 11 руб. начислены по решению выездной налоговой проверки № 128 от 23.12.2005, а также начислены на восстановленную сумму налога, приостановленного по конкурсному производству и рассчитанного на неуплаченную сумму по налоговым расчетам после прекращения процедуры банкротства.

Меры по взысканию указанных сумм в порядке ст.46, 47 НК РФ не принимались.

Как установлено судом, решением Арбитражного суда от 28.03.2005 на основании положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127 - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» МУП «Городские электрические сети» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Реестр требований кредиторов МУП «ГЭС» в соответствии со статьями 16, 128, 142 Закона о банкротстве сформирован и закрыт 17.06.2005. Общая сумма кредиторской задолженности на дату закрытия реестра составила 27 512 800 руб. 90 коп.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.04.2009 в связи с удовлетворением всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника, производство по делу о банкротстве МУП «ГЭС» прекращено. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 определение суда первой инстанции от 02.04.2009 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области. Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.09.2009 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 отменено, оставлено в силе определение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.04.2009.

После получения определения суда по делу о банкротстве налоговый орган в период 2009-2011 года вставлял налогоплательщику требования на уплату восстановленных сумм пени, однако по неизвестным причинам мер ко взысканию задолженности в порядке ст.46, 47 НК РФ не принимал.

Налоговый орган приводит в качестве уважительной причины для обращения в суд обстоятельства нахождения налогоплательщика в процедуре банкротства и считает возможным применить к данной ситуации положения ст.47 НК РФ в редакции Закона N 229-ФЗ, вступившего в законную силу с 02.09.2010 года.

Суд считает, что приведенные обстоятельства, с учетом дат возникновения задолженности по пени, а также дат принятия решения в деле о банкротстве не позволяют налоговому органу воспользоваться положениями ст.47 НК РФ в редакции Закона N 229-ФЗ, и не являются уважительной причиной.

Нормы права, действовавшие в период после прекращения производства по делу о банкротстве МУП «ГЭС» позволяли налоговому органу произвести взыскание в бесспорном порядке в силу положений ст.46 , 47 НК РФ, либо обратиться в суд с заявлениям о взыскании в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога в порядке ст.46 НК РФ в случае непринятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств в течение двух месяцев после истечения срока на уплате пени, указанного в требовании.

Ввиду того, что налоговый орган без уважительных причин данные действия не произвел, суд считает ходатайство о восстановлении срока не подлежащим удовлетворению. Требования о взыскании пени подлежат отклонению.

Также не приведено уважительных причин пропуска сроков на взыскание пени по транспортному налогу в размере 26150,16 руб., по земельном налогу в размере 17897,86 руб., по целевым сборам в размере 530,38 руб. Согласно пояснениям налогового органа пени по транспортному налогу сформировались за период с 2005 по 2010 год в связи с несвоевременной уплатой налога по расчетам за 2004-2010 г.г., пени по земельному налогу рассчитаны программно, в связи с неуплатой налога по расчету за 2005 год, пени по целевым сборам начислены по решения налоговой проверки № 128 от 123.12.2005 года. Меры по взыскания данных пени в порядке ст.46,47 НК РФ не принимались.

При таких обстоятельствах, суд также, с учетом периода образования задолженности и периодов начисления пени не находит оснований для восстановления срока на взыскание задолженности и для удовлетворения требований налогового органа.

Изложенное указывает, что в связи с истечением установленного срока взыскания задолженности и отказом суда в удовлетворении ходатайства налогового органа о восстановлении срока, Инспекция утрачивает возможность взыскания спорной задолженности в размере 42855085, 25 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подпункта 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - Кодекс) налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@ «Об утверждении Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методических указаний по ее заполнению».

Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

С учетом изложенного, при невозможности взыскания в установленном налоговым законодательством порядке спорной задолженности, суд первой инстанции делает вывод о том, что у Инспекции не имелось правовых оснований для отражения такой задолженности в справке о расчетах с бюджетом, без указания на невозможность взыскания данной задолженности.

Таким образом, сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, содержащиеся в справке № 5965 о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на 19.10.2011, не отражают реального размера существующих налоговых обязательств.

Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Таким образом, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов с бюджетом, в данном случае в справке должны содержаться не только сведения о реально существующей и подтвержденной задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

Поскольку судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что сведения, отраженные в справке, выданной инспекцией, не отвечают указанным требованиям, суд первой инстанции считает обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление Предприятия о признании оспариваемых действий инспекции незаконными и устранении допущенного нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем обязания МРИ ФНС России № 3 по Ульяновской области выдать справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций согласно приказа ФНС России от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@.

Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 01.09.2009 № 4381/09.

В отношении требования МУП «ГЭС» об обязании МРИ ФНС России № 7 по Ульяновской области списать задолженность, возможность взыскания которой налоговым органом утрачена в сумме 42855085, 25 руб., суд считает, что требования заявителя в указанной части следует оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

В целях урегулирования вопросов о списании безнадежных долгов законодателем предусмотрен специальный порядок.

Так, статьей 59 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №229-ФЗ, действующей с 03.09.2010) предусмотрен порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списание.

Согласно пп.4 п.1 данной статьи безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Пунктом 2 статьи 59 НК РФ предусмотрено, что органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи.

Поскольку в рамках настоящего дела суд признал правомерным довод МУ «ГЭС» о том, что в отношении оспариваемой в справке № 5965 от 19.10.2011 и заявленной ко взысканию по заявлению налогового органа задолженности, налоговый орган утратил возможность ее взыскания, в том числе в связи с истечением установленного срока её взыскания, то МРИ ФНС России № 7 по Ульяновской области вправе принять решение о признании данной задолженности безнадежной ко взысканию и списать ее в порядке ст.59 и согласно Порядку списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержденному приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.

Поскольку законодателем установлена определенная процедура принятия налоговым органом решения о признании задолженности безнадежной ко взысканию и её списания, оснований для удовлетворения требований об обязании налогового органа списать задолженность у суда в рамках настоящего дела не имеется.

Учитывая изложенное, требования МУП «ГЭС» следует удовлетворить частично.

Расходы по государственной пошлине в соответствии со ст.110 АПК РФ возложить на налоговый орган.

Руководствуясь статьями ст.ст. 110, 123, 167-170, 201, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявленные требования Муниципального унитарного предприятия «Городские электрические сети» удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области, выразившиеся в выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на 19.10.2011, содержащей данные о задолженности перед бюджетом в сумме 42855085 руб. 25 коп., возможность взыскания которой налоговым органом утрачена.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Ульяновской области выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам в отношении Муниципального унитарного предприятия «Городские электрические сети» в соответствии с приказом ФНС России от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@.

В остальной части требования Муниципального унитарного предприятия «Городские электрические сети» оставить без удовлетворения.

В удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области о восстановлении срока подачи заявления о взыскании с Муниципального унитарного предприятия «Городские электрические сети» обязательных платежей отказать.

В удовлетворении заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области требований о взыскании с Муниципального унитарного предприятия «Городские электрические сети» задолженности в общей сумме 42855085 руб. 25 коп. отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области в пользу Муниципального унитарного предприятия «Городские электрические сети» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 (Две тысячи) руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (г.Самара) в месячный срок.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Ю. Г. Пиотровская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-9483/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 18 апреля 2012

Поиск в тексте