АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 24 апреля 2012 года  Дело N А05-2749/2012

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Радюшиной Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 и 24 апреля 2012 года дело по заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах Архангельской области (ОГРН 1052901021689; место нахождения: 165210, Архангельская область, п.Октябрьский Устьянского района, ул.Советская, дом 56)

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Устьянская перерабатывающая компания» (ОГРН 1022901534094; место нахождения: 165230, Архангельская область, с.Шангалы Устьянского района, ул.Северная, дом 1)

к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании представителей лиц, участвующих в деле:

от лица, привлекаемого к административной ответственности - Баскакова Е.А. (доверенность от 17.04.2012, паспорт), Борисова И.А. (доверенность от 01.02.2012, паспорт),

установил:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах (далее - заявитель, управление, административный орган) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Устьянская перерабатывающая компания» (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Время и место судебного заседания суда первой инстанции установлены определением суда от 27.03.2012 - в 10 час. 10 мин. 18.04.2012.

Административный орган в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседания, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Отдел направил в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

Представитель общества в судебном заседании пояснил, что правонарушение по существу обществом не оспаривается; отбор проб был произведен в присутствии представителя общества, оформлен актами; о дате составления протокола генеральный директор был извещен. Также представитель общества указал на то, что правонарушение является малозначительным, просил применить статью 2.9. КоАП РФ.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 24.04.2012. После перерыва представители в судебное заседание не явились.

В силу положений части 3 статьи 205 АПК РФ указанное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения дела по существу. С учетом изложенного, а также, принимая во внимание положения части 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

При рассмотрении заявления судом учтено, что подведомственность арбитражному суду рассматриваемого заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, определена частью 3 статьи 23.1 указанного кодекса.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, общество с ограниченной ответственностью «Устьянская перерабатывающая компания» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901534094, что подтверждается копией соответствующего свидетельства.

12.01.2012 заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области вынесено распоряжение № 92 о проведении плановой выездной проверки в отношении общества. Согласно указанному распоряжению предметом проверки является соблюдение обществом обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в сфере защиты прав потребителей; срок проведения проверки с 01.02.2012 по 29.02.2012. Распоряжение было направлено в адрес общества по почте 24.01.2012, что подтверждено представленной в материалы дела квитанцией № 45630 от 24.01.2012 и получено обществом 26.01.2012, что подтверждено почтовым уведомлением о вручении.

На основании указанного распоряжения в период с 01.02.2012 по 06.02.2012 сотрудниками административного органа проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в сфере защиты прав потребителей. Проверка проведена в присутствии исполнительного директора общества -  Ноговицына А.Г., заведующей производством молочных продуктов - Баскаковой Е.А., заведующего производством колбасных изделий - Петряшова О.В.

В ходе проверки административным органом выявлен ряд нарушений, допущенных обществом в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Также в ходе проведенной проверки 02 февраля 2012 года на основании предписания управления от 24.01.2012 № 27 в присутствии представителя общества произведен отбор образцов реализуемой молочной продукции, в том числе сыра плавленого «Янтарь» ТУ 9225-146-046110200 (код образца Н.0259.04.02.12). 14 февраля 2012 года на основании предписания управления от 13.02.2012 № 58 в присутствии представителя общества произведен повторный отбор образцов реализуемой молочной продукции, в том числе сыра плавленого «Янтарь» ТУ 9225-146-046110200 (коды образца Н.0454.01.02.12; Н.0458.01.02.12). Отбор образцов проводился с целью проверки спорного продукта на соответствие требованиям Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.07.2010 № 163-ФЗ) - далее - Закон № 88-ФЗ. Отбор проб оформлен актами отбора проб пищевых продуктов от 02.02.2012, от 14.02.2012.

Отобранные пробы сыра плавленого «Янтарь» были переданы для проведения испытаний в аккредитованный испытательный лабораторный центр федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области, в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах» (далее - лаборатория): аттестат аккредитации № ГСЭН.RU.ЦОА. 005.03 от 14.10.2009г., зарегистрирован в Госреестре №POCCRU 001.512752 от 14.10.2009, действителен до 14.10.2012г.

По результатам проведенных в лаборатории испытаний выявлено следующее:

- сыр плавленый «Янтарь» ТУ 9225-146-046110200 (код образца Н.0259.04.02.12) не соответствует Закону № 88-ФЗ по исследованным микробиологическим показателям: количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ) составило 1 х 10 5 КОЕ в 1г. при гигиеническом нормативе не более 5 х 103 КОЭ в 1г.;

- сыр плавленый «Янтарь» ТУ 9225-146-046110200 (код образца Н.0454.01.02.12) не соответствует Закону № 88-ФЗ по исследованным микробиологическим показателям: КМАФАнМ составило 9,4 х 104 КОЕ в 1г. при гигиеническом нормативе не более 5 х 103 КОЭ в 1г.;

- сыр плавленый «Янтарь» ТУ 9225-146-046110200 (код образца Н.0458.01.02.12) не соответствует Закону № 88-ФЗ по исследованным микробиологическим показателям: КМАФАнМ составило 9,5 х 104 КОЕ в 1г. при гигиеническом нормативе не более 5 х 103 КОЭ в 1г.

Результаты испытаний зафиксированы в протоколах лабораторных исследований  №0259 от 09.02.2012 и №№ 0454 и 0458 от 21.02.2012. Выявленные нарушения отражены в экспертном заключении № 34 о соответствии (не соответствии) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам вида деятельности от 24.02.2012.

Данное нарушение зафиксировано административным органом в акте проверки от 27.02.2012 № 92/2012. С актом проверки ознакомлен 27.02.2012 исполнительный директор общества - Ноговицын А.Г., его копию со всеми приложениями получил 27.02.2012, о чем имеются соответствующие записи в акте. Также 27.02.2012 административным органом вынесено предписание № 92-1/пр об устранении выявленных в ходе проверки нарушений. Вынесенное предписание также получено исполнительным директором общества -   Ноговицыным А.Г. 27.02.2012, о чем имеется отметка на предписании. Впоследствии указанное предписание исполнено обществом; согласно представленному в материалы дела приказу от 27.02.2012 № 27 производство сыра плавленого «Янтарь» прекращено с 28.02.2012.

Предписанием от 22.02.2012 № 85 общество уведомлено о дате рассмотрения материалов проверки и составления протокола об административном правонарушении - 27.02.2012. Предписание вручено исполнительному директору общества -  Ноговицыну А.Г. 24.02.2012 , что подтверждено его подписью на предписании. Также предписание было направлено в адрес общества посредством факсимильной связи 24.02.2012, о чем имеется отметка на его копии. Данный факт подтвержден представленной административным органом копией журнала регистрации телефонограмм. Общество факт извещения его законного представителя о дате составления протокола не оспаривает.

На основании фактов, установленных актом от 27.02.2012 № 92/2012 должностным лицом административного органа 27.02.2012 в отношении общества составлен протокол  № 28 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Протоколом установлено, что общество, допустив при изготовлении молочных продуктов нарушения, выявленные в ходе проверки, не обеспечило безопасность товара, его соответствие требованиям Закона № 88-ФЗ, СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования к качеству и безопасности пищевых продуктов», утвержденных Постановлением от 14.11.2001 № 36 (п. 1.2.6.2.), тем самым нарушило положения статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ), статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - Закон № 29-ФЗ), части 2 статьи 7 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1).

При составлении протокола присутствовал представитель общества - исполнительный директор Ноговицын А.Г., действующий на основании доверенности от 12.05.2010. При составлении протокола согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ представителю общества были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2-24.4, 25.1, 25.4, 25.5, 30.1 КоАП РФ, а также содержание статьи 51 Конституции Российской Федерации, о чем в протоколе сделана запись. Также  Ноговицыну А.Г. в соответствии с требованиями части 4 статьи 28.2 КоАП РФ предоставлено право давать объяснения и делать замечания по содержанию протокола. Представитель общества в протоколе указал, что с нарушением согласен. Протокол подписан в соответствии с требованиями части 5 статьи 28.2 КоАП РФ должностным лицом, его составившим - зам. начальника ТО Коробовой А.Г. С протоколом представитель общества ознакомлен, протокол им подписан и копия получена 27.02.2012. Суд установил, что протокол от 27.02.2012 № 92/2012 содержит сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2 КоПА РФ.

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела; оценив доводы административного органа, изложенные в заявлении о привлечении к административной ответственности; а также доводы общества, изложенные в отзыве и озвученные представителями в судебном заседании, арбитражный суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности определен в статье 202 АПК РФ.

Согласно частям 1 и 2 статьи 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным указанным кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.

Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

При этом в случаях, когда в главе 25 АПК РФ содержатся конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности. Указанная позиция изложена в пункте 18 Постановление Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Часть 1 статьи 14.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 указанного кодекса.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, обязательных требований к продукции.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.13 КоАП РФ, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) определяет стандарт как документ, в котором, в частности, устанавливаются правила и характеристики продукции, процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг; правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (статья 2).

В соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона № 184-ФЗ защита жизни и здоровья граждан, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей являются приоритетными задачами законодательства в области технического регулирования.

Требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения (пункт 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ).

Таким образом, требования государственных стандартов, касающиеся безопасности продукции, являются обязательными для исполнения.

В силу статьи 9 Закона № 29-ФЗ обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами.

Согласно статье 3 Закона № 29-ФЗ в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов.

В соответствии со статьей 17 Закона № 29-ФЗ изготовление пищевых продуктов, материалов и изделий следует осуществлять в соответствии с техническими документами при соблюдении требований нормативных документов.

Согласно обязательным требованиям Национального стандарта Российской Федерации  «Сыры плавленые. Общие технические условия» ГОСТ Р 52685-2006, утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2006 № 456-ст микробиологические показатели плавленых сыров и плавленых сырных продуктов не должны превышать норм, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6.2.).

Требования к продуктам переработки молока установлены в статье 7 Закона № 88-ФЗ. В силу пункта 4 указанной статьи показатели микробиологической безопасности продуктов переработки молока не должны превышать установленный в приложении 4 к указанному закону допустимый уровень. Согласно данному приложению для группы продуктов: «сыры, сырные продукты: сверхтвердые, твердые, полутвердые, мягкие, плавленые, сывороточно-альбуминные, творожные, сухие, сырные пасты, соусы, в том числе сыры и сырные продукты плавленые без компонентов» (пункт 8) по микробиологическим показателям количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ) должно быть не более 5 х 103 КОЭ в 1 г.

Аналогичные показатели содержаться в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах (СанПиН 2.3.2.1078-01), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 № 36 (редакция от 06.07.2011) «О введении в действие Санитарных правил». Допустимые микробиологические показатели  для группы продуктов: сыры плавленые без наполнителей (индекс 1.2.2.2) указаны в Приложении № 1 к СанПиН 2.3.2.1078-01: Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности продуктов (раздел 1.2. Молоко и молочные продукты).

Согласно статье 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства предусмотрены статьей 15 Закона № 52-ФЗ.

В соответствии с положениями указной нормы права (пункты 1, 2, 5) пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие.

Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.