ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 апреля 2012 года  Дело N А11-4596/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2012 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Богуновой  Е.А.,

судей  Ершовой О.А., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Егоровой В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Владимирские коммунальные системы» на решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.10.2011 по делу № А11-4596/2011,

принятое судьей Ушаковой Е.П.

по иску открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" (ОГРН 1033301818659) к обществу с ограниченной ответственностью «КЭЧ» (ОГРН 1063327014849),

о взыскании 2 815 755 руб. 89 коп.,

при участии представителей:

от истца - Ширяевой М.А. и Синевой М.А. по доверенности от 15.06.2010 № 51-п (сроком до 25.05.2013);

от ответчика - директора Чернова С.А. решение № 9 от 30.04.2011, Серова С.Н. по доверенности от 09.12.2012 (сроком до 31.12.2012),

установил:

открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - ОАО «ВКС») обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «КЭЧ» (далее - ООО  «КЭЧ») о взыскании 2 815 755 руб. 89 коп. задолженности по оплате тепловой  энергии по договору энергоснабжения от 01.04.2007 № 1440 за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.

Решением от 27.10.2011 Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении иска.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «ВКС» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в связи с нарушением норм материального права, неприменением закона, подлежащего применению, а именно пункта 1 статьи 154, пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт.

ОАО «ВКС» считает, что вывод суда о неправомерном увеличении тарифа на тепловую энергию и надбавки к нему на сумму налога на добавленную стоимость основан на неверном применении норм материального права и невыяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Заявитель обратил внимание суда апелляционной инстанции, что постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 №42/3 «О тарифах на тепловую энергию» и постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 № 4216 «Об установлении ОАО "Владимирские коммунальные системы» тарифа на тепловую энергию без учета НДС.

Заявлениями от 16.02.2012 и 15.03.2012 ОАО «Владимирские коммунальные системы» отказалось от исковых требований в части взыскания долга в общей сумме 1 321 227 руб. 06 коп.

Учитывая приведенные в апелляционной жалобе доводы и частичный отказ от иска, общество просило взыскать долг в сумме 1 494 528 руб. 83 коп.

Представители истца в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

В отзыве на апелляционную жалобу, дополнениях к нему и в судебном заседании ООО «КЭЧ» указало на законность и обоснованность принятого по делу решения, просило оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене.

ООО "КЭЧ" является организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: дома №1, №4, №6, №7, №8, №14, №17, №19, №20, №22, №28, №30 Перекопский в/г; дома №21, № 22, № 24, №25 Октябрьский в/г; дома № 8, №10, №12 по ул. Университетская; дома № 24, № 24А, №26 по ул. Красноармейская; дом № 59-а по ул.Михайловская в г.Владимире.

Между ОАО "ВКС" (энергоснабжающей организацией) и ООО "КЭЧ" (абонентом) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией № 1440 от 01.04.2007, в соответствии с которым истец обязался подавать ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика.

В период с 01.01.2010 по 31.12.2010 истец через присоединенную сеть подавал тепловую энергию в горячей воде для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов и направил следующие счета-фактуры: № 1440/1 от 29.01.2010, № 1440/2 от 26.02.2010, № 1440/3 от 31.03.2010, № 1440/4 от 30.04.2010, № 1440/5 от 31.05.2010, № 1440/6 от 30.06.2010, № 1440/7 от 30.07.2010, № 1440/8 от 31.08.2010, № 1440/9 от 30.09.2010, № 1440/10 от 29.10.2010, № 1440/2011 от 30.11.2010, № 1440/12 от 31.12.2010 на общую сумму 37 769 190 руб. 78 коп.

В домах, оборудованных ОДПУ тепловой энергии, количество поставленного коммунального ресурса определено истцом по показаниям приборов учета; в домах, не оборудованных ОДПУ, количество поставленного коммунального ресурса (тепловой энергии), указанное в счетах-фактурах, определялось расчетным путем в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105.

Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 № 525/09, от 15.07.2010 № 2380/10 при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета количество поставленного ресурсоснабжающей организацией проживающим в указанных помещениях потребителям коммунального ресурса определяется с учетом нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги, утвержденных органами местного самоуправления.

С учетом данной правовой позиции при рассмотрении дела в суде первой инстанции ОАО "ВКС"  представило расчет потребления тепловой энергии, поставленной в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, согласно которому определение объема потребленного ответчиком ресурса за взыскиваемый период было приведено в соответствие с требованиями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 19 Правил № 307, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (т.1 л.д.108 - с НДС; т.2 л.д. 133 - без НДС).

По количеству тепловой энергии на отопление, по площади отапливаемых жилых помещений и количеству жителей, пользующихся ГВС,  спора между сторонами не имеется. Использованные истцом в расчете данные ответчиком документально не опровергнуты.

Стоимость тепловой энергии с учетом НДС за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 согласно расчету истца составляет 38 140 264 руб. 67 коп.

На основании агентского договора № 130/17 от 01.04.2007, заключенного между ОАО "ВКС" в лице обособленного подразделения ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" (агентом) и ООО "КЭЧ" (принципалом), истец по поручению ответчика осуществляет начисление и сбор платежей за услуги отопления и горячего водоснабжения с населения, проживающего в жилом фонде, управляемом ответчиком.

В соответствии с условиями агентского договора агент обязан ежемесячно начислять населению плату за услуги по тарифам, установленным для населения г. Владимира уполномоченным органом, с учетом предоставленных льгот, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам: за горячее водоснабжение - в соответствии с индивидуальными приборами учета, а при их отсутствии в соответствии с нормативами потребления, за отопление - в соответствии с тарифом, установленным уполномоченным органом (с учетом показаний общедомового прибора учета при его наличии); выполнять печать счет-квитанций; осуществлять доставку счет-квитанций населению не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным; ежемесячно перечислять плату за услуги поставщикам тепловой энергии г.Владимира в размере собранных средств с населения по тарифу, установленному для поставщика уполномоченным органом, за исключением сумм перерасчетов, указанных в пункте 2.1.6 договора и вознаграждения агента; выполнять перерасчеты сумм платежей в связи с: изменением тарифа, установленного органом местного самоуправления, отсутствием услуг, нарушением нормативных параметров услуг и т.д. по каждому лицевому счету; ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным, предоставлять принципалу информацию и отчетность о начислениях, поступлениях, субсидиях, льготах, предусмотренных гражданам, а также счет-фактуру и акт выполненных работ; вести претензионно - исковую работу по взысканию задолженности за оказанные услуги (пункты 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.5, 2.1.6, 2.1.11, 2.1.14 договора).

Начисление платежей населению истец производит в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 (далее - Правила № 307). При начислении платежей населению за горячее водоснабжение истец учитывал показания индивидуальных приборов учета расхода горячей воды.

Расчет начислений на отопление выполнен с применением нормативов потребления, установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 № 4908 (в редакции от 23.12.2009) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения".

Начисления по нормативам за отопление выполнены с учетом отапливаемой площади квартиры (кв.м), норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м), установленного тарифа на тепловую энергию (руб./ Гкал).

Стоимость тепловой энергии определена исходя из тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Владимирские коммунальные системы" в размере 935 руб. 14 коп. за 1 Гкал без учета НДС, установленного с 01.01.2010 постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 № 42/3 "О тарифах на тепловую энергию", а также надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей в размере 73 руб. 07 коп. без учета НДС, установленной постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 № 4216 на период реализации "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы", утвержденной решением Совета народных депутатов города Владимира от 18.11.2009 № 233.

Стоимость тепловой энергии с учетом надбавок складывалась следующим образом: 935 руб. 14 коп. + 73 руб. 07 коп. = 1008 руб. 21 коп. за 1 Гкал + 18 % НДС (1189 руб. 69 коп.).

Таким образом, ОАО "ВКС" предъявляло к оплате управляющим компаниям, ТСЖ, ЖСК, являющимся покупателями тепловой энергии, сумму с учетом размеров указанных надбавок и НДС.

Расчет начислений за горячее водоснабжение (подогрев воды) без учета показаний индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) выполнен с применением в расчетах нормативов горячего водоснабжения (куб.м/чел. в месяц), установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 № 4908 (пункт 11 Приложения "Нормативы водоснабжения") и норматива на подогрев 1 куб.м воды в размере 0,056 Гкал, установленного постановлением главы города Владимира от 02.12.2005 № 416.

По данным ОП ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" в рамках агентского договора за коммунальные услуги отопление и ГВС за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 населению фактически начислено 35 268 765 руб. 42 коп.

Многоквартирный жилой дом по ул. Михайловская, д. 59 «А», оборудован ОДПУ тепловой энергии и ответчик передавал показания такого прибора учета ежемесячно в течение 2010 года, в связи с чем в 2011 году была произведена корректировка размера платы на фактическое потребление. Размер корректировки составил 55 743 руб. 35 коп.

Разница между начислениями по договору энергоснабжения тепловой энергией № 1440 от 01.04.2007, произведенными с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 № 525/09, от 15.07.2010 № 2380/10, от 23.11.2010 № 6530/10, и фактическим начислением населению за минусом корректировки размера платы составила 2 815 755 руб. 89 коп.

Поскольку сумма начислений жителям с применением индивидуальных приборов учета расхода горячей воды (водомеров) меньше суммы начислений по нормативам потребления коммунальной услуги горячее водоснабжение, указанную разницу истец считает задолженностью ответчика по договору теплоснабжения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 309 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (статья 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу пункта 3 Правил № 307 ответчик (управляющая организация) является исполнителем коммунальных услуг, то есть юридическим лицом, приобретающим коммунальные ресурсы не в целях перепродажи их потребителям, а в целях предоставления коммунальных услуг жителям управляемых ответчиком жилых домов, а истец является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 19 Правил № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения № 2 к Правилам № 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.

Следовательно, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению № 2 к Правилам № 307 учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.

Расчет нормативов потребления производится по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306). Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на один квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев.

Расчет платы за отопление для населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу (пункт 3, формула 2 приложения к Правилам № 306).

Таким образом, норматив потребления гражданами тепловой энергии для отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года.

В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг (пункт 27 Правил № 306).

В расчете суммы долга истец учитывал постановление главы города Владимира от 30.12.2008 № 4908 (в редакции постановления от 23.12.2009 № 4133) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения", которым установлены дифференцированные нормативы на отопление по группам домов.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемый период тариф для населения на отопление и ГВС не установлен.

При расчете стоимости поставленного коммунального ресурса истец применял тариф, установленный постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 № 42/3 в размере 935,14 руб. за 1 Гкал без НДС, плюс 18% НДС, и надбавку к тарифу на тепловую энергию в размере 73,07 руб. за 1 Гкал без НДС, установленную решением Совета народных депутатов города Владимира №267 от 04.12.2009, постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 № 4216, плюс 18% НДС.

Ссылка ответчика на постановление главы города Владимира от 31.05.2004 № 167 в обоснование довода о необходимости расчета ГВС с учетом показаний индивидуальных приборов учета судом апелляционной инстанции признается несостоятельной.

Указанное постановление № 167 определяет порядок расчетов за тепловую энергию, используемую на подогрев воды, устанавливает норматив подогрева 1 куб.м воды для населения, имеющего приборы учета  горячего водоснабжения - 0,056 Гкал (пункт 1), и обязывает организации, осуществляющие начисление и сбор денежных средств с собственников и нанимателей жилых помещений, имеющих приборы учета горячей воды, производить перерасчет количества тепловой энергии на подогрев воды, на основании данных приборов учета.

При расчетах с населением ответчик использовал норматив на подогрев 0,056 Гкал и показания индивидуальных приборов учета, тогда как истец для  определения объема и стоимости ГВС также использовал норматив 0,056 Гкал и  норматив расхода горячей воды - 3,65 куб.м. на 1 человека в месяц.

Показания индивидуальных приборов учета  не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.