ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2012 года  Дело N А14-9721/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2012 года

Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2012 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Протасова А.И.,

судей  Миронцевой Н.Д.,

Скрынникова В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «АВРОРА»: Ефимюк С.А., представителя по доверенности от 01.01.2012 выданной сроком на один год;

от Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области: Колтаковой О.А., ведущего консультанта отдела развития инфраструктуры департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 26.07.2011 № 01-11/2414 выданной сроком на один год.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АВРОРА» (ОГРН 1073667033549, ИНН 3628013092) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.02.2012 по делу №А14-9721/2011 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АВРОРА» к департаменту по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области о признании недействительным запрета проведения общества с ограниченной ответственностью «Аврора» стимулирующей лотереи «Шанс», выраженного в уведомлении №01-11/3053 от 15.09.2011 и обязании устранить допущенные нарушения путем выдачи разрешения на проведение лотереи «Шанс» в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 138-ФЗ от 11.11.2003 «О лотереях»,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «АВРОРА» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области (далее - Департамент) о признании недействительным запрета проведения ООО «АВРОРА» стимулирующей лотереи «Шанс», выраженного в уведомлении №01-11/3053 от 15.09.2011, и обязании Департамент устранить допущенные нарушения путем выдачи разрешения на проведение лотереи «Шанс» в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 138-ФЗ от 11.11.2003 «О лотереях».

Решением суда от 16.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью «АВРОРА»  обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что  пункт 7.2  условий лотереи «ШАНС» содержит положение о действиях, которые необходимо совершить, чтобы стать участником розыгрыша призового фонда в соответствии с требования Федерального закона «О лотереях». Приложение № 2 содержит ссылку на ОКВЭД.

Как видно из материалов дела,  ООО «АВРОРА» представило в Департамент уведомление о проведении негосударственной региональной бестиражной стимулирующей лотереи «ШАНС» со сроком проведения с 15 октября 2011 по 14 сентября 2012.

15.09.2011 рассмотрев указанное уведомление, Департамент, сославшись на подпункт 2 пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 «О лотереях» № 138-ФЗ (далее - Закон о лотереях), принял решение о запрете проведения стимулирующей лотереи, направив заявителю уведомление от 15.09.2011 № 01-11/3053.

Обосновывая решение о запрете проведения лотереи, Департамент указал в уведомлении следующее:

- пункт 7.2 условий лотереи «ШАНС» не содержит положений о действиях, которые необходимо совершить, чтобы стать участником розыгрыша призового фонда, в частности, какие именно действия необходимо совершить лицу, чтобы получить «призовые очки», и при наличии каких именно условий «призовые очки» сохраняются, что не соответствует пункту 1 статьи 2, пункту 2 статьи 3, подпункту 6 пункта 2 статьи 9 Закона о лотереях;

- в приложении № 2 к уведомлению не дано описание конкретных признаков услуги или составляющих ее действий, позволяющих установить взаимосвязь услуги и проводимой стимулирующей лотереи «ШАНС», что не соответствует требованиям подпункта 3 пункта 2 статьи 7 Закона о лотереях;

- в приложении № 3 к уведомлению не содержится описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником, так как действия, указанные в пунктах 7.1, 7.2 условий лотереи не содержат положений о действиях, которые необходимо совершить, чтобы стать участником розыгрыша призового фонда, в частности, чтобы получить «призовые очки», и при наличии каких именно условий «призовые очки» сохраняются, что не соответствует требованиям подпункта 4 пункта 2 статьи 7 Закона о лотереях;

- в условиях лотереи не указаны обязательные реквизиты, которые должны содержать лотерейные билеты, что не соответствует положениям статьи 12 Закона о лотереях.

Считая, что решение о запрете проведения стимулирующей лотереи противоречит действующему законодательству, Общество с ограниченной ответственностью «АВРОРА» обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим  заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что условия проведения стимулирующей лотереи (приложение № 1), изложенные в пункте 7.2 не соответствуют пункту 2 части 3 статьи 3 Закона о лотереях.

Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными,  обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

Как установлено пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N 138-ФЗ, стимулирующей признается лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы, и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

Согласно части 1 статьи 7 Закона N 138-ФЗ право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В силу части 2 статьи 7 Закона N 138-ФЗ уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы:

1) условия стимулирующей лотереи;

2) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;

3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;

4) описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;

5) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;

6) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;

7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

Частью 3 статьи 7 Закона о лотереях предусмотрено, что уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:

1) представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений;

4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.

Как усматривается из материалов дела, Общество предоставило Департаменту уведомление о проведении негосударственной региональной стимулирующей лотереи «Шанс», приложив все необходимые в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона № 138-ФЗ документы, в том числе условия проведения стимулирующей лотереи (приложение № 1).

В соответствии с пунктом 7.1 условий проведения стимулирующей лотереи (приложение № 1) призовой фонд образуется за счет средств организатора. Организатору лотереи запрещается обременять призовой фонд лотереи какими-либо обязательствами, за исключением обязательств перед участни-ками лотереи по выплате, передаче или предоставлению выигрышей, а также использовать средства призового фонда лотереи иначе, чем на выплату, передачу или предоставление выигрышей.

В соответствии с пунктом 7.2 условий проведения стимулирующей лотереи (приложение № 1), для того, чтобы стать участником розыгрыша призового фонда, гражданин должен в период проведения лотереи, указанный в пункте 4.1, совершить следующие действия:  воспользоваться услугой по доступу к развлекательному оборудованию и, в случае сохранения призовых очков после доступа к развлекательному оборудованию, получить у администратора лотерейный билет.

В соответствии с пунктом 3 способа заключения договора между участниками лотереи  и организатором (приложение № 3), лотерея проводится организатором среди потребителей товаров в местах продаж услуг по доступу к развлекательному оборудованию, предоставляемому ООО «Аврора».

Из сопоставимого анализа вышеназванных пунктов 7.2 и 3 можно сделать вывод, что в п. 7.2 не содержится указание на  приобретение участником розыгрыша призового фонда какого0либо товара.

Таким образом, достаточным образом не определены условия лотереи: действия, которые необходимо совершить, чтобы стать участником  розыгрыша призового фонда.

Нет указания на то, при наличии каких условий сохраняются  «призовые очки».

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником (приложение № 3) не соответствует требованиям Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ  «О лотереях».

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своих позиций при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение Департамента о запрете проведения стимулирующей лотереи от 15.09.2011 №01-11/3053 является законным и обоснованным, поскольку представленные Обществом документы (условия проведения стимулирующей лотереи (приложение №1, описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником (приложение №3), не соответствуют требованиям Закона о лотереях.

Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, ООО  «АВРОРА» на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Учитывая изложенное, и руководствуясь 266-268, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.02.2012 по делу №А14-9721/2011  оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в  Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в  двухмесячный срок.

     Председательствующий
  А.И. Протасов

     судьи
  Н.Д. Миронцева

     В.А. Скрынников

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка