СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 мая 2012 года  Дело N А27-15135/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2012 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  М.Х. Музыкантовой

судей: Л.И. Ждановой,  О.А. Скачковой,

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Кульковой Т.А.

без  использования  средств аудиозаписи

с участием в заседании

от истца (заявителя):  без участия (извещен),

от ответчика (заинтересованного лица): без участия (извещен),

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления  Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Мариинске и Мариинском районе Кемеровской области

на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 03.02.2012 года по делу № А27-15135/2011 (судья Гуль Т.И.)

по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Мариинске и Мариинском районе Кемеровской области

к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Красноорловская средняя общеобразовательная школа», с. Красные Орлы, Мариинский район

о взыскании 50 575 руб. 42 коп.,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Мариинске и Мариинском районе Кемеровской области (далее по тексту - заявитель, Пенсионный фонд ((ОГРН 1034213003142, ИНН 4213004737)) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением взыскании с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Красноорловская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту - заинтересованное лицо, Общеобразовательная школа ( ИНН 4237001809, ОГРН 1024201366452)) штрафа в размере 50 575 руб. 42 коп.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.02.2012 года по делу  № А27-15135/2011 Пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.02.2012 года по делу  № А27-15135/2011 в части отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций за представление недостоверных сведений о страховом стаже, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования с плательщика страховых взносов - Общеобразовательная школа и принять новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы  заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Пенсионный фонд в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции уточнил  просительную часть апелляционной жалобы, в котором просит изменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций за представление недостоверных индивидуальных сведений о стаже в отношении семи застрахованных лиц с плательщика страховых взносов - Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Красноорловская средняя общеобразовательная школа»  и принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций в размере 5 136, 11 руб.

Подробно доводы Пенсионного фонда изложены в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.

Лица, участвующие в деле,  надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.

Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частями 1, 3 статьи 156 АПК РФ.

В силу частей 5, 6 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Исходя из доводов апелляционной жалобы, с учетом заявления об уточнении просительной части апелляционной жалобы, Пенсионный фонд обжалует решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций за представление недостоверных индивидуальных сведений о стаже в отношении семи застрахованных лиц с плательщика страховых взносов - Общеобразовательная школа.

Поскольку ни одна из сторон не настаивает на пересмотре всего судебного акта в целом, решение суда первой инстанции проверяется лишь в отношении выводов, относящихся к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Заинтересованное лицо не заявило каких-либо возражений по пересмотру решения суда первой инстанции только в обжалуемой заявителем части.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции считает его  подлежащим отмене в указанной части по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании решения начальника Управления Пенсионного фонда от 16.02.2011 г. № 10 проведена выездная проверка правильности  исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, достоверности индивидуальных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование о стаже застрахованных лиц плательщиком страховых взносов Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красноорловская средняя общеобразовательная школа».

В результате проверки первичных бухгалтерских документов с данными персонифицированного учета (представленных страхователем за 1, 2 полугодие 2010г.) выявлено несоответствие начисленных взносов в СЗВ-6 (исходная форма) и страховых взносах, численных по результатам проверки в отношении 20 застрахованных лиц: Козленко Т.П., Ракина Н.К., Пьянова А.Н., Турилкин О.С, Мадиева И.В., Антипкина Н.К., Кузнецова Т.В., Кононенко А.А., Митаева Т.Г., Григоренко СМ., Худяков СИ., Николашина Л.Я., Мецлер Л.В., Котова Е.Н., Полушинская Л.П., Худякова Л.П., Прохорова Ж.В., Михасенок О.П., Гундарева Н.В., Тюргашина Т.Л.

Данное нарушение подтверждается: журналом-ордером №6 январь - декабрь  2010г.,  платежными  ведомостями  за  период  январь-декабрь  2010г., индивидуальными  сведениями 2010г. (исходные формы СЗВ-6, корректирующие формы).

В результате проверки документов кадрового учета выявлено несоответствие в части стажа по индивидуальным сведениям за 1,2 полугодие 2010 г на:

- Гундарева Н.В. (стаж за 1 п/г 2010 г. с 31.03.10 г. - 30.06.10 г., в ИС 01.04.10 г.-30.04.10 г., не выделен в стаже отпуск без содержания с 01.07.2010 г. по 21.08.2010 г.);

- Николашина Л.Я. (не выделен отпуск период по временной нетрудоспособности с 22.05.10 г. - 03.06.10 г.);

- Худяков С.И.(стаж за 1 п/г 2010 г. с 01.01.10 г. - 30.06.10 г. , в ИС 01.01.10 г. -30.01.10 г.);.

- Худякова Л.П. (стаж за 1 п/г 2010 г. с 01.01.10 г. - 30.06.10 г., в ИС 01.01.10 г. -30.01.10 г.);

- Полушинская Л.П. (не выделен в стаже период по временной нетрудоспособности 24.03.10 г. - 02.04.10 г., декретный отпуск 03.04.10 г. - 20.08.10 г., отпуск до 1.5 лет с 21.08.10 г. - 31.12.10 г.);

- Михасенок О.П. (не верно указана дата увольнения: факт 05.10.10 г., по ИС 31.12.10 г.);

- Попова Л.В. (не верно указана дата увольнения: факт 26.02.10 г., по ИС 12.01.10 г.).

Выявленные нарушения в ходе проведения выездной проверки отражены в акте №10 от 29.03.2011 г. и документально подтверждены. Акт выездной проверки получен страхователем.

Корректирующие сведения на 21 застрахованное лицо,  по выявленным нарушениям  в срок, указанный в акте выездной проверки представлены не были.

По итогам рассмотрения результатов выездной проверки, а также представленных письменных возражений плательщика страховых взносов по акту выездной проверки №10 от 29.03.2011 г. Управлением Пенсионного фонда принято решение  № 10 от 20.04. 2011 г. о привлечении плательщика страховых взносов- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красноорловская средняя общеобразовательная школа» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Требование № 10 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией - страхователем по состоянию на 19.05.2011г. заинтересованным лицом не исполнено, что послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в суд первой инстанции с заявлением о принудительном взыскании санкций.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того,  что решение, на которое заявитель ссылается в обоснование требования, не содержит выводы о том, что названные недостатки повлекли за собой как занижение базы для начисления страховых взносов, так и наложение соответствующих штрафных санкций; сумма штрафа, обозначенная страховщиком к взысканию, не соответствует обстоятельствам, указанным в обоснование требования; действия плательщика страховых взносов, касающиеся сведений о стаже застрахованных лиц, согласно решению не являлись основанием для наложения штрафа по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту - Федеральный закон № 27-ФЗ).

Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в обжалуемой части по следующим основаниям

Согласно Федеральному закону от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту - Федеральный закон № 27-ФЗ) страхователь, самостоятельно уплачивающий страховые взносы, представляет предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Закона сведения в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующих случаях и порядке.

Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Федерального закона № 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 167-ФЗ) учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

На основании статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда РФ имеют право требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений.

В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона № 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

По смыслу указанной нормы размер штрафа, подлежащий взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех лиц, о которых представлены неполные сведения.

Данное разъяснение содержится в пункте 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 года № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании».

В силу части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Следовательно, обязательным условием для применения штрафной санкции, предусмотренной данной нормой, является наличие события правонарушения, а именно факт не представления в установленные сроки в соответствующий орган Пенсионного фонда сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно статье 2 Федерального закона № 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

При этом правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Федеральный закон № 212-ФЗ), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела,  Общеобразовательной школой представлены в Пенсионный фонд недостоверные сведения о работающих у него застрахованных лицах, а также сведения об уплаченных страховых взносах за работающих у него застрахованных лицах за 1, 2 полугодие 2010 года.

По результатам проверки Пенсионным фондом установлено, что в сведениях о страховом стаже  семи застрахованных лиц: Гундаревой Н.В., Николашиной Л.Я., Худякова С.И., Худяковой Л.П., Полушинской Л.П., Михасенок О.П., Поповой Л.В. имелись ошибки, то есть, по мнению  заявителя, сведения о стаже не отвечают требованиям достоверности.

Вместе с тем, судом первой инстанции сделан вывод о том, не отражение страхователем в индивидуальных сведениях периодов временной нетрудоспособности не привело к занижению базы для начисления страховых взносов,  в связи с чем отсутствуют основания  для наложения штрафных санкций.

Кроме того, суд первой инстанции сделал вывод о том, что действия плательщика страховых взносов, касающиеся сведений о стаже застрахованных лиц, согласно решению, не являлись основанием для наложения штрафа по статье 17 Закона № 27.

Суд апелляционной инстанции находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из решения Пенсионного фонда, в связи с выявленными недостатками при отражении стажа застрахованных лиц, действительно, занижение базы по страховым взносам  заявителем  выявлено не было, сумма страховых взносов по результатам проверки не доначислялась. Однако, Пенсионный фонд предлагал Общеобразовательной школе  произвести корректировку сведений, касающихся недостоверных сведений о стаже.  Корректирующие сведения застрахованное лицо по выявленным нарушениям  в срок, указанный в акте выездной проверки заинтересованным лицом, представлены не были ( т.1 л.д. 35).

Пунктом 16 Информационного письма от 11.08.2004 года № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, в отношении которых представлены неполные (недостоверные) сведения.