ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2012 года  Дело N А40-120924/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2012 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Н.И. Левченко, судей  В.Р. Валиева, Е.Б. Расторгуева

при ведении протокола секретарем судебного заседания К.В. Титовым,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Общества с ограниченной ответственностью «Дубрава-1958 г.» на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2012 года по делу № А40-120924/11-10-1055, принятое судьей Л.В. Пуловой, по иску Префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы (ОГРН  1027739505298, 111024, г. Москва, ул. Авиамоторная, 10) к ООО «Дубрава-1958 г.» (ОГРН  1027739549518, 115088, г. Москва, ул. 1-я Дубровская, 13, 1) третьи лица: Департамент земельных ресурсов города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы об обязании снести торговый павильон

В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом.

У С Т А Н О В И Л:

Префектура Юго - Восточного административного округа города Москвы (далее - Префектура ЮВАО г. Москвы, истец) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Дубрава-1958 г.» (далее - ООО «Дубрава-1958 г.», ответчик) об обязании снести торговый киоск по реализации мороженого, расположенный на земельном участке (учетный кадастровый  № 770403001181/002) по адресу: г. Москва, ул. Трофимова рядом с домом 15,  в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу, а в случае не исполнения ответчиком решения суда в указанный срок, предоставить истцу право осуществить действия по сносу торгового киоска по реализации мороженого, расположенного на земельном участке (учетный кадастровый № 770403001181/002) по адресу: г. Москва,  ул. Трофимова рядом с домом 15, за счет ответчика с последующим взысканием затраченных средств.

Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле были привлечены Департамент земельных ресурсов города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

Решением суда первой инстанции от 31.01.2012 исковые требования  Префектуры ЮВАО г. Москвы были удовлетворены.

При этом суд исходил из того, что ответчик установил на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Трофимова рядом с домом 15, торговый киоск и осуществляет торговую деятельность в отсутствие законных оснований.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Дубрава-1958 г.» обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции от 31.01.2012 отменить,  производство по делу прекратить.

В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на отсутствие права у истца на обращение с исковым заявлением к  ООО «Дубрава-1958 г.», поскольку между сторонами отсутствуют  гражданские правоотношения.

Стороны и третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в заседании не направили.

Повторно рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие сторон и третьих лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.

Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ООО «Дубрава-1958 г.» 18.08.2006 был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка в г. Москве  № М-04-508435 от 18.08.2006 (л.д. 26-36).

На основании пункта 2 статьи 621 и пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор краткосрочной аренды земельного участка в г. Москве № М-04-508435 от 18.08.2006  был расторгнут с 25.02.2011, о чем в материалах дела имеется уведомление Департамента земельных ресурсов города Москвы № 33-ИТ4-1740/10-/0/-0 от 13.11.2010 (л.д. 42).

Факт занятие земельного участка (учетный кадастровый № 770403001181/002) по адресу: г. Москва, ул. Трофимова рядом с домом 15,  подтверждается имеющимся в материалах дела  актом обследования объекта недвижимости Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы № 9040386 от 16.09.2011 (л.д. 25).

Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Нарушенное право на земельный участок в силу статьи 60 ЗК РФ подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.

Самовольное занятие земельного участка представляет собой использование земельного участка физическим или юридическим лицом без получения в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды.

На территории города Москвы действует специальное правовое регулирование отношений по поводу размещения определенных некапитальных объектов - Положение о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 № 1139-ПП (в ред. Постановления Правительства Москвы от 26.05.2009 № 499-ПП).

К объектам, не являющимся объектами капитального строительства, относятся сооружения, конструкции, площадки независимо от их функционального назначения (далее - некапитальные объекты).

Общий критерий отнесения объектов к некапитальным объектам (движимому имуществу) - это возможность свободного перемещения указанных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.

В соответствии с п. 1 раздела 2 Приложения № 1 к Положению, утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП, к некапитальным объектам относятся: объекты мелкорозничной торговли: киоск - устанавливаемое в собранном виде сооружение общей площадью не более 10 кв. м, оснащенное торговым оборудованием, не имеющее торгового зала, рассчитанное на одно рабочее место продавца, совмещенное с площадью, на которой хранится товарный запас; павильон - возводимое (подлежащее сборке на месте установки) сооружение - магазин или кафе, имеющее торговый зал и выделенные неторговые подсобные, бытовые и складские помещения, площадью, минимально допустимой нормами проектирования, утвержденными законами города Москвы; остановочно-торговый модуль (ОТМ) - павильон ожидания городского наземного пассажирского транспорта, конструктивно, дизайнерски и функционально объединенный с киоском или павильоном, торговая площадь которого не превышает 20 кв. м.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что у истца отсутствует право на обращение с иском к  ООО «Дубрава-1958 г.», поскольку стороны не имели между собой гражданских правоотношений, отклоняется апелляционным судом.

В соответствии с пунктом .2.2 постановления Правительства Москвы от 27.01.2009 № 46-ПП полномочия по предоставлению земельных участков для размещения некапитальных объектов делегировано префектурам округов.

Согласно постановлениям Правительства Москвы от 16.12.2008  № 1139-ПП, от 03.02.2011 № 26-ПП размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства/нестационарных торговых объектов, осуществляется исключительно на конкурсной основе. По итогам конкурса заключается договор аренды земельного участка с Департаментом земельных ресурсов города Москвы на основании распорядительного акта Префектуры ЮВАО г. Москвы. Согласно постановлению Правительства Москвы от 16.12.2008 № 1139-ПП заключается договор на размещение нестационарного торгового объекта с Префектурой ЮВАО г. Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 03.02.2011  № 26-ПП.

Доказательств соблюдения ответчиком указанной процедуры в материалы дела не представлено.

В соответствии с  частями 2, 3 статьи 25 Устава города Москвы использование земель в городе Москве является целевым. Права на земельные участки в городе Москве предоставляются и осуществляются в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Согласно статьям 2, 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к органам местного самоуправления относится местная администрация, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.

В силу пункта 1.16 Положения о префектуре административного округа, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП, префектура в установленном порядке осуществляет контроль за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы на территории административного округа.

Пунктом 2.2.10 Положения о префектуре административного округа, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010  № 157-ПП предусмотрено, что Префектура в установленном порядке принимает необходимые меры по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства, а также демонтажу (сносу) некапитальных объектов по окончании срока их эксплуатации.

Вопрос об освобождении земельных участков относится к компетенции Префектуры, а право демонтажа спорных объектов в случае удовлетворения иска - Управе.

В силу статьи 29 ЗК РФ и пунктом 3 статьи 4 Закона города Москвы от 14.05.2003 № 27 «О землепользовании и застройке в городе Москве», решение о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимается Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы, которое являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю.

Согласно статье 70 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в совершении земельного правонарушения, или за их счет.

В соответствии со статьей 125 ГК РФ возможность выступать в суде от имени города Москвы органам государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, предусмотрена.

Спорный земельный участок находится в собственности города Москвы.

Статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всякого нарушения его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству в связи с чем, отмене не подлежит.

Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2012 года по делу  № А40-120924/11-10-1055 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Дубрава-1958 г.» - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

     Председательствующий  
  Н.И. Левченко

     Судьи
    В.Р. Валиев

     Е.Б. Расторгуев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка