ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 мая 2012 года  Дело N А51-19802/2011

Резолютивная часть постановления оглашена 24 апреля 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 мая 2012 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Н.В. Алфёровой

судей А.С. Шевченко, А.В. Гончаровой

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой

при участии

от администрации г.Владивостока: Грачёва А.Ю. по доверенности от 19.12.2011 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение № 3777,

от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Грачёва А.Ю. по доверенности от  26.12.2011 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение № 3777,

от индивидуального предпринимателя Исмаилова Рашада Сабир Оглы: Севрюк В.С. по доверенности от 14.12.2011 сроком действия 1 год, паспорт

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г.Владивостока, управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока

апелляционные производства № 05АП-2674/2012, 05АП-2675/2012

на решение от 28.02.2012

судьи И.С. Чугаевой

по делу № А51-19802/2011 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению индивидуального предпринимателя Исмаилова Рашада Сабир Оглы (ИНН 253616000307, ОГРН 307253629200019)

к администрации г.Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812)

о признании незаконным отказа

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Исмаилов Рашад Сабир Оглы (далее - предприниматель, ИП Исмаилов Р.С.о.) обратился с заявлением о признании незаконным решения администрации города Владивостока (далее - администрация), оформленного письмом от 09.08.2011 № 10109Д «О рассмотрении обращения» и обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - Управление) утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего государственного кадастрового учёта и изготовления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством: для установки и эксплуатации временной постройки для торговли (розничная торговля в павильонах), расположенного по адресу:  г. Владивосток, ул. Терешковой, 14 (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.02.2012 признано незаконным решение администрации города Владивостока, оформленное письмом от 09.08.2011 №10109Д «О рассмотрении обращения», как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Административному регламенту предоставления администрацией города Владивостока услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденного администрацией города Владивостока от 27 декабря 2010 года №1569. Суд обязал Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока утвердить и выдать схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 24 кв.м. в районе ул. Терешковой, 14 в г. Владивостоке в месячный срок со дня обращения предпринимателя.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация, Управление обратились в апелляционный суд с жалобой, в которой просят его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.

ИП Исмаилов Р.С.о. в своём отзыве на апелляционную жалобу на доводы апелляционной жалобы возразил в полном объеме. Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.02.2012 счел законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.

Исмаилов Рашад Сабир Оглы 19.10.2007 зарегистрирован инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРН 307253629200019, о чем выдано свидетельство серии 25 номер 003178940.

Предприниматель обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением (вх. № 29-15224 от 08.06.2011) о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 24 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, район ул. Терешковой д. 14, в аренду сроком на 5 лет для целей, не связанных со строительством: для размещения торгового павильона.

01.08.2011 Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края обратился к главе города Владивостока с письмом  № 29/06/02-13/13583 об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, приложив к обращению копию заявления предпринимателя, копию схемы расположения земельного участка, ситуационный план, каталог координат, кадастровый план территории на электронном носителе, копию топосъемки.

Письмом от 09.08.2011 №10109Д администрация г. Владивостока сообщила заявителю, что Управлением рассмотрено обращение от 01.08.2011 № 29/06/02-13/13583, и установлено, что представленная схема не может быть утверждена в связи с тем, что земельный участок расположен непосредственно в зоне трассировки инженерных сетей, где размещение торгового павильона будет препятствовать проведению неотложных аварийно-восстановительных и плановых ремонтных работ.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным как не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене в силу следующего.

Способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, и включают в себя, в том числе, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иные способы предусмотренные законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться земельными участками, в которых указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании данного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, после чего заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Из анализа указанной нормы права следует, что Земельный кодекс РФ не устанавливает обязанности заинтересованного лица разрабатывать схему расположения земельного участка за счет собственных средств, в отличие от выполнения кадастровых работ. Аналогичная позиция указана в письме Министерства экономического развития РФ от 09.04.2009 № Д23-918.

Согласно пункту 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. В силу части 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ Департамент в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 30 Устава г. Владивостока от 06.05.2010 администрация города Владивостока является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Владивостокского городского округа, наделенным этим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.

Полномочиями администрации г. Владивостока являются, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, определенном решением Думы города Владивостока (подпункт 6 пункта 1 статьи 32 Устава).

Статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Решением Думы г. Владивостока № 259 от 03.04.2009 было утверждено Положение об Управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.

Согласно пунктам 1.1, 1.3 этого Положения Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока является органом администрации города Владивостока, осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры. Управление является юридическим лицом.

В силу пункта 4.18 названного Положения для реализации возложенных задач и функций Управление наделяется рядом полномочий, в том числе утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, как правомерно установлено судом первой инстанции, Управление градостроительства и архитектуры администрации  г. Владивостока должно рассматривать вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании заявления предпринимателя, направленного Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.

Из оспариваемого решения апелляционной коллегией установлено, что обращение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края рассмотрено по поручению главы города Владивостока управлением градостроительства и архитектуры.

Следовательно, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, орган местного самоуправления обязан составить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учётом зонирования территории (часть 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ), с учётом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ), в том числе с учётом размещения инженерной и транспортной инфраструктуры объектом саммита АТЭС 2012 года, планов благоустройства территории города, нахождения участков в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования, и выдать утверждённую схему заявителю.

В силу пункта 2.8 Постановления администрации г. Владивостока от 27.12.2010 № 1596 основания для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории:

- в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю;

- несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.

Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу относительно того, что в оспариваемом решении отсутствуют основания для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 2.8 Постановления администрации г. Владивостока от 27.12.2010 № 1596.

Доводы апеллянтов о том, что испрашиваемый земельный участок находится полностью в границах технических зон и инженерных коммуникаций, послуживший основанием для отказа, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в настоящее время действительные границы испрашиваемого земельного участка не определены, а общая площадь участка 24 кв.м. указана заявителем ориентировочно. До установления границ и формирования земельного участка, вывод о нахождении испрашиваемого земельного участка в зоне инженерных коммуникаций, является преждевременным и безосновательным, так как только на схеме размещения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории возможно установить наличие сведений о красных линиях, линиях связи, объектах инженерной и транспортной инфраструктур, границах зон объектов капитального строительства с учётом плотности и параметров застройки территории, границах наложения на территорию смежных пользователей и иные сведения.

Приведенные администрацией г.Владивостока и Управлением градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока в апелляционной жалобе доводы сами по себе не могут являться основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством.

Апелляционная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанного ориентировочно в заявлении. Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения на местности.

Таким образом, оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в материалы дела доказательства суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу относительно того, что администрацией необоснованно отказано заявителю в утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровой карте территории, чем нарушены права и законные интересы заявителя, создав препятствия к оформлению прав на земельный участок, необходимый для ведения предпринимательской деятельности.

Довод апеллянтов о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах, судом апелляционной инстанции также не принимается, поскольку данный довод не являлся предметом оспариваемого в рамках настоящего дела отказа.

С учетом изложенных выше обстоятельств, апелляционная коллегия приходит к выводу, что отказ администрации г.Владивостока, изложенный в письме от 09.08.2011 № 10109Д, является незаконным, как не соответствующий Земельному кодексу РФ.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.02.2012 по делу №А51-19802/2011  оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

     Председательствующий

     Н.В. Алфёрова

     Судьи

     А.С. Шевченко

     А.В. Гончарова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка