ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 мая 2012 года  Дело N А75-9073/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  03 мая 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  11 мая 2012 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кливера Е.П.,

судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сердитовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1399/2012) Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - РО ФСФР в УрФО; административный орган; заинтересованное лицо)

на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.12.2011 по делу № А75-9073/2011 (судья Зубакина О.В.), принятое

по заявлению открытого акционерного общества Телекомпания «Сфера», ОГРН 10286009458767, ИНН 8603002980 (далее - ОАО Телекомпания «Сфера»; Общество; заявитель)

к РО ФСФР в УрФО

о признании незаконным и отмене постановления от 18.10.2011 № 62-11-469/ПН,

судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

ОАО Телекомпания «Сфера» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к РО ФСФР в УрФО о признании незаконным и отмене постановления от 18.10.2011 № 62-11-469/ПН, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному штрафу в размере 500 000 руб.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.12.2011 заявленное Обществом требование удовлетворено.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, однако счел возможным применить к нему положения статьи 2.9 КоАП РФ.

Не согласившись с принятым судебным актом, РО ФСФР в УрФО обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленного Обществом требования отказать.

Податель апелляционной жалобы считает, что совокупность обстоятельств не свидетельствует о малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения.

Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.

ОАО Телекомпания «Сфера», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя не обеспечило, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.

Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств о его отложении.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

РО ФСФР России в УрФО при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства РФ о рынке ценных бумаг в части раскрытия Обществом в ходе рассмотрения представленного ежеквартального отчета за 1 квартал 2011 года установлено, что по состоянию на 10.07.2011 на странице в сети Интернет (http://www.tvsfera.ru) не опубликовано аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год.

В связи с выявленными нарушениями административным органом 21.07.2011 направило в адрес Общества предписание об устранении нарушений действующего законодательства, в котором указано на необходимость в течение 30 календарных дней осуществить следующие мероприятия:

- раскрыть на странице в сети Интернет аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности Общества за 2010 год;

- представить в административный орган документы, подтверждающие исполнение предписания (скриншот страницы в сети Интернет, подтверждающий раскрытие указанных в предписании документов Общества в сети Интернет).

Предписание получено Обществом 29.07.2011, следовательно, его необходимо было исполнить в срок до 29.08.2011.

При осуществлении контроля исполнения предписания по состоянию на 30.08.2011 установлено, что на странице в сети Интернет (http://www.tvsfera.ru) не опубликовано, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности Общества за 2010 год.

В связи с указанным обстоятельством в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 62-11-640/пр-ап от 30.09.2011 по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

18.10.2011 заместитель руководителя РО ФСФР России в УрФО, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ОАО Телекомпания «Сфера», вынес постановление о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в сумме 500 000 руб.

Полагая, что упомянутое выше постановление нарушает права и законные интересы ОАО Телекомпания «Сфера», последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с соответствующим требованием.

17.12.2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.

Объективную сторону данного правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и его территориального органа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», предписания Федеральной службы по финансовым рынкам России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, физическими лицами на территории Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» (далее - Положение № 317) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является Федеральная служба по финансовым рынкам.

Согласно пункту 5.3.7 Положения № 317 Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.

В Федеральном законе от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и в пункте 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (далее - Положение № 06-117/пз-н), обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета возложена на эмитента.

В пунктах 5.6 и 5.7 Положения № 06-117/пз-н установлено, что ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала по форме, установленной Положением. Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на страницах сети Интернет.

В силу пункта 6.1.1 Положения № 06-117/пз-н эмитенты, которые в соответствии с Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, также обязаны осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном Положением.

На основании пункта 8.6.3 Положения № 06-117/пз-н сообщение о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, должно быть опубликовано в следующие сроки с момента наступления соответствующего события: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.

В силу п. 8.3.1 Положения № 06-117/пз-н акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской отчетности.

Согласно пункту 8.3.3 Положения № 06-117/пз-н годовая бухгалтерская отчетность Общества должна содержать: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности Общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, пояснительную записку.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения № 06-117/пз-н данное положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.

Пунктом 1.6 Положения № 06-117/пз-н определено, если иное не установлено Положением либо иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет. При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации.

Ссылка на раздел (разделы), содержащий информацию, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, либо ссылка на указанную ссылку должна быть размещена на главной (начальной) странице в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации.

Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 5.1. Положения № 06-117/пз-н обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном данным Положением, распространяется: а) на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг; б) на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500; в) на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц; г) на эмитентов, биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой бирже.

Омским региональным отделением ФКЦБ России 11.05.2000 зарегистрирован выпуск ценных бумаг Общества, сопровождавшийся регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг, государственный регистрационный номер выпуска 1-01-00491-F, способ размещения - закрытая подписка, среди круга лиц, число которых превышало 500.

На основании вышеизложенного, согласно подпункту «б» пункта 5.1 Положения № 06-117/пз-н, Общество обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.

В соответствии с пунктом 5.5 Положения № 06-117/пз-н ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно Приложению 10 к Положению.

В пункте 7.1 Приложения 10 к Положению раскрывается годовая бухгалтерская отчетность Общества, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8.3.1 Положения № 06-117/пз-н акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской отчетности.

В пунктом 8.3.3 Положения № 06-117/пз-н определено, что годовая бухгалтерская отчетность Общества должна содержать: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности Общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, пояснительную записку.

В силу пункта 8.3.4 Положения № 06-117/пз-н Общество обязанное раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, раскрывает годовую бухгалтерскую отчетность в составе ежеквартального отчета за 1 квартал в соответствии с главой V Положения.

Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлено, что организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества подлежат обязательному аудиту.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 21.111996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; пояснительной записки.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 № 43н, пунктом 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003 № 67-н бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (форма № 1), Отчета о прибылях и убытках (форма № 2), Отчета об изменениях капитала (форма № 3), Отчета о движении денежных средств (форма № 4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации.

В соответствии с пунктом 8.3.6 Положения ; 06-117/пз-н текст годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.

Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют, что в адрес Общества было направлено предписание от 21.07.2011 № 62-10-СК-08/8255 об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, путем раскрытия на странице в сети интернет аудиторского заключения, подтверждающего достоверность годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год в течение 30 календарных дней с даты получения предписания, представить в административный орган документы, подтверждающие исполнение.

Предписание от 21.07.2011 № 62-11-СК-08/8255 получено Обществом 29.07.2011, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении № 62099439947789 (т. 1 л.д. 86).

Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что затребованные в предписании документы Обществом на дату составления протокола опубликованы в сети Интернет.

Документы, подтверждающие исполнение предписания, направлены Обществом 14.09.2011 и поступили в административный орган 16.09.2011 (т. 1 л.д. 26).

Исходя из установленного предписанием 30-дневного срока, предписание должно быть исполнено до 30.08.2011.

Однако обязанность по устранению допущенного нарушения законодательства в срок, установленный в предписании, Обществом не исполнена.

Указанное обстоятельство установлено протоколом об административном правонарушении и подателем жалобы не оспаривается.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества реальной возможности для исполнения законного предписания административного органа, в материалах дела не имеется, что, в соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, свидетельствует о наличии вины Общества в совершении вменяемого ему правонарушения.