• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 мая 2012 года  Дело N А75-9073/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2012 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кливера Е.П.,

судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сердитовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1399/2012) Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - РО ФСФР в УрФО; административный орган; заинтересованное лицо)

на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.12.2011 по делу № А75-9073/2011 (судья Зубакина О.В.), принятое

по заявлению открытого акционерного общества Телекомпания «Сфера», ОГРН 10286009458767, ИНН 8603002980 (далее - ОАО Телекомпания «Сфера»; Общество; заявитель)

к РО ФСФР в УрФО

о признании незаконным и отмене постановления от 18.10.2011 № 62-11-469/ПН,

судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

ОАО Телекомпания «Сфера» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к РО ФСФР в УрФО о признании незаконным и отмене постановления от 18.10.2011 № 62-11-469/ПН, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному штрафу в размере 500000 руб.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.12.2011 заявленное Обществом требование удовлетворено.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, однако счел возможным применить к нему положения статьи 2.9 КоАП РФ.

Не согласившись с принятым судебным актом, РО ФСФР в УрФО обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленного Обществом требования отказать.

Податель апелляционной жалобы считает, что совокупность обстоятельств не свидетельствует о малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения.

Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.

ОАО Телекомпания «Сфера», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя не обеспечило, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.

Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств о его отложении.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

РО ФСФР России в УрФО при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства РФ о рынке ценных бумаг в части раскрытия Обществом в ходе рассмотрения представленного ежеквартального отчета за 1 квартал 2011 года установлено, что по состоянию на 10.07.2011 на странице в сети Интернет (http://www.tvsfera.ru) не опубликовано аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год.

В связи с выявленными нарушениями административным органом 21.07.2011 направило в адрес Общества предписание об устранении нарушений действующего законодательства, в котором указано на необходимость в течение 30 календарных дней осуществить следующие мероприятия:

- раскрыть на странице в сети Интернет аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности Общества за 2010 год;

- представить в административный орган документы, подтверждающие исполнение предписания (скриншот страницы в сети Интернет, подтверждающий раскрытие указанных в предписании документов Общества в сети Интернет).

Предписание получено Обществом 29.07.2011, следовательно, его необходимо было исполнить в срок до 29.08.2011.

При осуществлении контроля исполнения предписания по состоянию на 30.08.2011 установлено, что на странице в сети Интернет (http://www.tvsfera.ru) не опубликовано, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности Общества за 2010 год.

В связи с указанным обстоятельством в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 62-11-640/пр-ап от 30.09.2011 по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

18.10.2011 заместитель руководителя РО ФСФР России в УрФО, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ОАО Телекомпания «Сфера», вынес постановление о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в сумме 500000руб.

Полагая, что упомянутое выше постановление нарушает права и законные интересы ОАО Телекомпания «Сфера», последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с соответствующим требованием.

17.12.2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.

Объективную сторону данного правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и его территориального органа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», предписания Федеральной службы по финансовым рынкам России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, физическими лицами на территории Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» (далее - Положение № 317) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является Федеральная служба по финансовым рынкам.

Согласно пункту 5.3.7 Положения № 317 Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.

В Федеральном законе от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и в пункте 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 №06-117/пз-н (далее - Положение № 06-117/пз-н), обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета возложена на эмитента.

В пунктах 5.6 и 5.7 Положения № 06-117/пз-н установлено, что ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала по форме, установленной Положением. Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на страницах сети Интернет.

В силу пункта 6.1.1 Положения № 06-117/пз-н эмитенты, которые в соответствии с Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, также обязаны осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном Положением.

На основании пункта 8.6.3 Положения № 06-117/пз-н сообщение о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, должно быть опубликовано в следующие сроки с момента наступления соответствующего события: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.

В силу п. 8.3.1 Положения № 06-117/пз-н акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской отчетности.

Согласно пункту 8.3.3 Положения № 06-117/пз-н годовая бухгалтерская отчетность Общества должна содержать: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности Общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, пояснительную записку.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения № 06-117/пз-н данное положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.

Пунктом 1.6 Положения № 06-117/пз-н определено, если иное не установлено Положением либо иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет. При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации.

Ссылка на раздел (разделы), содержащий информацию, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, либо ссылка на указанную ссылку должна быть размещена на главной (начальной) странице в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации.

Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 5.1. Положения № 06-117/пз-н обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном данным Положением, распространяется: а) на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг; б) на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500; в) на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц; г) на эмитентов, биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой бирже.

Омским региональным отделением ФКЦБ России 11.05.2000 зарегистрирован выпуск ценных бумаг Общества, сопровождавшийся регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг, государственный регистрационный номер выпуска 1-01-00491-F, способ размещения - закрытая подписка, среди круга лиц, число которых превышало 500.

На основании вышеизложенного, согласно подпункту «б» пункта 5.1 Положения № 06-117/пз-н, Общество обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.

В соответствии с пунктом 5.5 Положения № 06-117/пз-н ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно Приложению 10 к Положению.

В пункте 7.1 Приложения 10 к Положению раскрывается годовая бухгалтерская отчетность Общества, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8.3.1 Положения № 06-117/пз-н акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской отчетности.

В пунктом 8.3.3 Положения № 06-117/пз-н определено, что годовая бухгалтерская отчетность Общества должна содержать: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности Общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, пояснительную записку.

В силу пункта 8.3.4 Положения № 06-117/пз-н Общество обязанное раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, раскрывает годовую бухгалтерскую отчетность в составе ежеквартального отчета за 1 квартал в соответствии с главой V Положения.

Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлено, что организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества подлежат обязательному аудиту.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 21.111996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; пояснительной записки.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 № 43н, пунктом 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003 № 67-н бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (форма № 1), Отчета о прибылях и убытках (форма № 2), Отчета об изменениях капитала (форма № 3), Отчета о движении денежных средств (форма № 4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации.

В соответствии с пунктом 8.3.6 Положения ; 06-117/пз-н текст годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.

Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют, что в адрес Общества было направлено предписание от 21.07.2011 № 62-10-СК-08/8255 об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, путем раскрытия на странице в сети интернет аудиторского заключения, подтверждающего достоверность годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год в течение 30 календарных дней с даты получения предписания, представить в административный орган документы, подтверждающие исполнение.

Предписание от 21.07.2011 № 62-11-СК-08/8255 получено Обществом 29.07.2011, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении № 62099439947789 (т. 1 л.д. 86).

Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что затребованные в предписании документы Обществом на дату составления протокола опубликованы в сети Интернет.

Документы, подтверждающие исполнение предписания, направлены Обществом 14.09.2011 и поступили в административный орган 16.09.2011 (т. 1 л.д. 26).

Исходя из установленного предписанием 30-дневного срока, предписание должно быть исполнено до 30.08.2011.

Однако обязанность по устранению допущенного нарушения законодательства в срок, установленный в предписании, Обществом не исполнена.

Указанное обстоятельство установлено протоколом об административном правонарушении и подателем жалобы не оспаривается.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества реальной возможности для исполнения законного предписания административного органа, в материалах дела не имеется, что, в соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, свидетельствует о наличии вины Общества в совершении вменяемого ему правонарушения.

При изложенных обстоятельствах административный орган обоснованно пришел к выводу о том, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Вместе с тем суд первой инстанции, учитывая конкретные обстоятельства дела и рассмотрев заявление ОАО Телекомпания «Сфера» об освобождении от административного наказания, посчитал, что материалы дела не подтверждают факт причинения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в результате совершения Обществом вменяемого административного правонарушения, в связи с чем, признал правонарушение малозначительным.

При этом суд установил отсутствие доказательств, свидетельствующих о наступлении неблагоприятных последствий, и учел, что помимо аудиторского заключения остальные данные бухгалтерской отчетности Общества за 2010 год были раскрыты в сети Интернет своевременно. Нераскрытие в электронной версии отчета аудиторского заключения не привело к ущемлению прав и законных интересов заинтересованных лиц, поскольку в сообщении о проведении 24.06.2011 годового общего собрания акционеров Общества был указан адрес, по которому акционеры могут ознакомиться, в том числе и с заключением аудитора по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности Общества за 2010 год.

Статьей 2.9 и пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Выводы суда первой инстанции о возможности применения в данном случае положений о малозначительности мотивированы и основаны на исследовании и оценке конкретных обстоятельств дела в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В этой связи судом апелляционной инстанции не могут быть учтены доводы апелляционной жалобы административного органа том, что вменяемое Обществу административное правонарушение не соответствует критериям малозначительности.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба административного органа удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.12.2011 по делу № А75-9073/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий

     Е.П. Кливер

     Судьи

     Ю.Н. Киричёк

     О.Ю. Рыжиков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А75-9073/2011
Принявший орган: Восьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 11 мая 2012

Поиск в тексте