• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 мая 2012 года  Дело N А82-16441/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Караваевой А.В., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.02.2012 по делу №А82-16441/2011, принятое судом в составе судьи Соловьевой Т.А.,

по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области (ИНН: 7610053486 ОГРН: 1027601120645)

к индивидуальному предпринимателю Гариной Валерии Валерьевне (ИНН: 761017886650 ОГРНИП: 308761014900022)

о взыскании 1039 рублей 20 копеек,

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Гариной Валерии Валерьевне (далее - Предприниматель) о взыскании 1039 рублей 20 копеек финансовых санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.02.2012 в удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда отказано.

Заявитель с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования Пенсионного фонда удовлетворить в полном объеме. Фонд отмечает, что Предприниматель в нарушение пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) не исполнил в установленный срок (не позднее 01.03.2011) обязанность по представлению сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица и других сведений за 2010 год, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета. За указанное нарушение правомерно предъявлен для взыскания штраф в размере 10 процентов причитающихся за 2010 год платежей в Пенсионный фонд. Заявитель жалобы полагает, что отказ суда первой инстанции во взыскании с Предпринимателя штрафа является неправомерным. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.

Индивидуальный предприниматель Гарина В.В. представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Управление Пенсионного фонда просит рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. Предприниматель в отзыве на жалобу сообщила о невозможности присутствовать в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Предприниматель как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, не представила в Управление Пенсионного фонда сведения необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.

Указанные сведения представлены Предпринимателем с нарушением срока, а именно: 03.08.2011.

25.07.2011 специалистом Управления Пенсионного фонда по данному факту составлен акт № 2011/01581 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (лист дела 21).

01.09.2011 заместителем начальника Управления Пенсионного фонда принято решение о привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год в виде наложения финансовых санкций в сумме 1 039 рублей 20 копеек (лист дела 20).

04.10.2011 Предпринимателю направлено требование от 03.10.2011 № 2011/01581 об уплате финансовой санкции в сумме 1 039 рублей 20 копеек в срок до 22.10.2011 (листы дела 19, 24). Данное требование Предпринимателем не исполнено.

13.12.2011 Управление Пенсионного фонда обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с настоящим исковым заявлением о взыскании с ответчика 1039 рублей 20 копеек финансовых санкций.

Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался статьей 11 Федерального закона № 27-ФЗ, и отказал фонду в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) индивидуальный предприниматель Гарина В.В. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В силу статьи 2 Закона № 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный Закон № 212-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии с преамбулой Федерального закона № 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Таким образом, Закон № 212-ФЗ регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд, а Закон № 27-ФЗ - отношения, связанные с представлением необходимых для индивидуального учета сведений о застрахованных лицах, за которых эти взносы уплачиваются.

Согласно статье 1 Федерального закона № 27-ФЗ индивидуальные предприниматели относятся к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

Пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции Закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) закреплена обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, предоставлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации следующие сведения, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Таким образом, срок представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования за 2010 год, для предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, установлен. Следовательно, судом первой инстанции сделан неправильный вывод о том, что у предпринимателя отсутствовала обязанность по представлению сведений, предусмотренных пунктом 5 статьи 11 Федерального Закона № 27-ФЗ. Однако указанный вывод не привел к принятию неправомерного решения.

В абзаце 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона (не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Согласно положениям пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Форма такого расчета утверждена Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.11.2009 № 895н. Данная форма предусматривает, в том числе предоставление сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета, указание фамилии, имени, отчества плательщика страховых взносов, данные для расчета сумм начисленных страховых взносов с указанием периодов осуществления индивидуальной трудовой деятельности.

За непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в статье 46 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрена ответственность.

Из вышеприведенных норм Федерального закона № 212-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели (не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за самих себя в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, с учетом минимального размера оплаты труда, тарифа страховых взносов. Размер страховых взносов в этом случае определен законом.

Следовательно, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представляемый плательщиком страховых взносов - индивидуальным предпринимателем, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, является одновременно и сведениями о застрахованном лице. Данный расчет включает в себя сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, фамилию, имя, отчество лица, сумму начисленных и уплаченных страховых взносов.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, имеющейся в деле, Гарина В.В. является индивидуальным предпринимателем и состоит на учете в налоговом органе с 28.05.2008, в территориальном органе Пенсионного фонда с 30.05.2008 (листы дела 30-31).

Как следует из материалов дела, Предприниматель не представила в срок до 01.03.2011 сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010 год. Данные сведения фактически представлены Предпринимателем в Управление Пенсионного фонда 03.08.2011.

Также материалами дела подтверждено, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год (по форме РСВ-2-ПФР) представлен Предпринимателем с нарушением установленного срока. В данном расчете отражены Предпринимателем страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилия, имя, отчество, суммы начисленных и уплаченных страховых взносов. По факту несвоевременного представления расчета Пенсионным фондом составлен акт камеральной проверки от 17.08.2011 и вынесено решение от 28.09.2011 № 086009 11 РК 0008282 о привлечении Предпринимателя к ответственности за нарушения законодательства о страховых взносах по статье 46 Федерального закона № 212-ФЗ за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде штрафа в размере 3600 рублей 83 копеек.

Доказательства того, что сведения о застрахованном лице включают в себя какую-либо иную информацию (другие сведения), не предусмотренные формой расчета, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.11.2009 № 895н, фонд не представил.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Предприниматель уже был привлечен к ответственности, по сути, за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, содержащим все сведения о застрахованном лице, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции Закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ), а необходимость представления Предпринимателем других сведений, Управлением Пенсионного фонда не доказана, суд апелляционной инстанции считает необоснованным взыскание с Предпринимателя 1 039 рублей 20 копеек штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Иное, нарушило бы общеправовой принцип недопустимости повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние. Основания для взыскания финансовой санкции в данном случае отсутствуют.

Кроме того, как усматривается из материалов дела, Гариной В.В. были представлены возражения на акт от 25.07.2011, в которых она указывала, что её дочь 2005 года рождения, в период с декабря 2010 года по июнь 2011 года болела, и она находилась с ней на амбулаторном лечении. В подтверждение указанных фактов Предпринимателем в Пенсионный фонд были представлены ксерокопии справок из медицинских учреждений, копия медицинской карточки ребенка.

На основании части 1 статьи 40 Закона № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим законом установлена ответственность (далее - правонарушение).

Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (часть 1 статьи 42 Закона № 212-ФЗ).

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 211-О предусмотрено, что гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с ней прав и обязанностей.

В случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

Из решения от 01.09.2011 № 2011/01581 следует, что указанные Гариной В.В. обстоятельства на момент вынесения решения были известны Пенсионному фонду, однако не учтены им при вынесении решения.

Пенсионным фондом при привлечении Предпринимателя к ответственности не исследовался вопрос, могла ли Гарина В.В. с учетом вышеуказанных обстоятельств, фактически осуществить обязанность по представлению необходимых сведений в Пенсионный фонд и имела ли она возможность осуществлять предпринимательскую деятельность.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что Пенсионным фондом не доказана вина Предпринимателя в совершенном правонарушении.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал Управлению во взыскании с Предпринимателя финансовых санкций в размере 1039 рублей 20 копеек.

Апелляционная жалоба Управления Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.

Решение суда от 21.02.2012 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.02.2012 по делу №А82-16441/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     М.В. Немчанинова

     Судьи

     А.В. Караваева

     Т.В. Хорова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А82-16441/2011
Принявший орган: Второй арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 04 мая 2012

Поиск в тексте