АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 05 мая 2012 года  Дело N А72-42/2012

Резолютивная часть решения объявлена 03.05.2012 года

Полный текст решения изготовлен 05.05.2012 года

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Рогожина Сергея Петровича, при ведении протокола и аудиозаписи  судебного заседания секретарем судебного заседания  Кузьминой К.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества  «Новоульяновский завод ЖБИ» (ИНН 7303025825)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области

об отмене постановления  от 08.12.2011  № 282  о привлечении к административной ответственности

третьи лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

общество с ограниченной ответственностью «ИНЗА СЕРВИС»,

общество с ограниченной ответственностью «Статут».

при  участии представителей:

от заявителя - Мусоев Т.Д.,  доверенность  19.08.2011 года;

от ответчика  -  Самарина И.А., доверенность от 01.08.2011; после перерыва не явилась;

от ООО «ИНЗА СЕРВИС» - Айметдинов Р.Р., доверенность от 23.04.2012; после перерыва не явился, ходатайство о рассмотрении  дела в отсутствие  представителя;

от ООО «Статут» - не явился,  уведомлен;

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Ульяновской области обратилось открытое акционерное общество  «Новоульяновский завод ЖБИ» (далее ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ», заявитель) с заявлением к  Управлению Федеральной антимонопольной службы  по Ульяновской области (далее Ответчик, УФАС) об отмене постановления  от 08.12.2011  № 282  о привлечении к административной ответственности по ст.14.31 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  общество с ограниченной ответственностью «ИНЗА СЕРВИС», общество с ограниченной ответственностью «Статут».

В порядке ст. 143,144 АПК РФ производство по делу приостанавливалось по рассмотрения и вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу №А72-7721/2011. 21.03.2012 решение по делу №А72-7721/2011 от 20.02.2012 вступило в законную силу (л.д.102-107 т.1). Определением суда от 06.04.2012 производство по дело возобновлено.

В судебном заседании представитель заявителя просил приостановить производство по делу в связи с подачей апелляционной жалобы по делу №А72-7721/2011. Судом в порядке ст. 163 АПК РФ 25.04.2012 объявлялся перерыв до 03.05.2012. После перерыва судебное заседание продолжено.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 по делу №А72-7721/2011 апелляционная жалоба ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ» была возвращена заявителю. Поэтому основания для приостановления производства по настоящему делу у суда в силу ст. 143,144 АПК РФ отсутствуют, в связи с чем суд отказывает заявителя в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу.

Заявитель настаивает на заявленных требованиях, по его ходатайству приобщены к материалам дела копии решения Ульяновского областного суда от 10.04.2012 и Ульяновского районного суда от 27.04.2012.

От  Управления федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области  в материалы  дела  представлен  отзыв, в котором  он  оспаривает заявленное требование, просит суд в удовлетворении  требований отказать по мотивам, изложенным в отзыве от 25.01.2012 №  339-04  (т.1 л.д. 66-73). ООО «ИНЗА СЕРВИС» возражает против удовлетворения заявления ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ».

Из материалов дела усматривается:

16.02.2011 ООО «ИНЗА СЕРВИС» направило в адрес ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ» письмо с сообщением о том, что между ООО «Статут» и ООО «ИНЗА СЕРВИС» существует договор аренды №1-АС от 15.07.2010 в отношении объекта электросетевого хозяйства - наружных линий электроснабжения воздушных 2 км. (ВЛ-6 кВ № 222 и №505 (совместная подвеска) от ПС 220/110/6 кВ «Кременки»), и просьбой о предоставлении информации, необходимой для заключения Акта разграничения имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности по объекту электросетевого хозяйства - наружных линий электроснабжения воздушных 2 км. (ВЛ-6 кВ № 222 и №505 (совместная подвеска) от ПС 220/110/6 кВ «Кременки»). Запрашиваемые данные ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ»  не были предоставлены.

ООО «ИНЗА СЕРВИС» и ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ» являются смежными сетевыми организациями.

Наружные линии электроснабжения воздушные 2 км. (ВЛ-6 кВ № 222 и №505 (совместная подвеска) от ПС 220/110/6 кВ «Кременки») принадлежат на праве собственности ООО «Статут», которое передало его ООО «ИНЗА СЕРВИС» по договору аренды от 15.07.2010 №1-АС, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права от 07.05.2010 и 17.06.2011.

Рассматриваемый участок наружных линий электроснабжения примыкает к ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ», с одной стороны, и к ОАО «МРСК Волги», - с другой стороны.

28.02.2011 ООО «ИНЗА СЕРВИС» в адрес ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ» был доставлен Акт разграничения имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности. Запрашиваемые данные ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ» не были предоставлены.

11.03.2011 ООО «ИНЗА СЕРВИС» направило ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ» письмо о необходимости предоставления Акта разграничения имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности. Однако до настоящего времени ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ» ответа на данное обращение не направило.

22.07.2011  по  результатам  рассмотрения  дела  №  7459/04-2011  о  нарушении антимонопольного  законодательства решением Ульяновского УФАС  действия  ОАО  «Новоульяновский  завод  ЖБИ», выразившиеся в уклонении от подписания с ООО «ИНЗА СЕРВИС» Акта разграничения  имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности, признаны нарушением части  1  статьи  10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

08.12.2012 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по делу № 7932-К/04-2011  вынесено постановление о назначении административного наказания №282 в отношении ОАО  «Новоульяновский  завод  ЖБИ» по статье 14.31 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 100 000 руб.

Заявитель, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с заявлением об его отмене его отмене.

Выслушав представителей сторон и заинтересованных лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего  доминирующее  положение  хозяйствующего  субъекта,  результатом  которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. За совершение занимающим доминирующее положение на  товарном  рынке  хозяйствующим  субъектом  действий,  признаваемых  злоупотреблением  доминирующим  положением  и   недопустимых  в  соответствии  с  антимонопольным  законодательством Российской Федерации, предусмотрена ответственность статьей 14.31 КоАП РФ.

ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и присоединения к электрическим сетям в границах присоединённой сети.

В ст.3 ФЗ от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Товаром на рынке являются ууслуги по передаче электрической энергии. Данный вид товара не имеет товаров-заменителей ввиду своей специфичности, что нашло свое отражение в законодательстве. Согласно Федеральному закону от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ууслуги по передаче электрической энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Товары, производимые (и реализуемые) в условиях естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на таком товарном рынке на данные товары в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Согласно ОКВЭД такому виду деятельности, как «передача электроэнергии», присвоен код 40.10.2.

Для  оказания  услуг  по  поставке  электрической  энергии  потребителям  поставщик  располагает необходимыми коммуникациями и оборудованием.

Договор передачи электрической энергии имеет существенную специфику. Договор заключается с потребителями электрической энергии при наличии определенных предпосылок. Они обусловлены, прежде всего, особенностями и физическими свойствами предмета договора - электрической энергией, процесс производства которой жестко связан с потреблением. Электрическую энергию невозможно накапливать в значительных объемах, «складировать», ее выработка практически равна потреблению.

Передавать электрическую энергию от Поставщика до потребителя возможно лишь при наличии присоединенной сети. Поставщик объективно заинтересован, чтобы у партнера - потребителя были исправными соответствующее оборудование, сети, приборы, соблюдался заданный режим потребления. В этом заинтересован и сам потребитель, поскольку иначе невозможно удовлетворить его потребности.

С учетом этой специфики и интересов сторон договор передачи электрической энергии включает в себя ряд дополнительных условий, как то: обязательность соблюдения установленных режимов потребления и согласованных показателей качества, определение границы балансовой принадлежности присоединенной сети, обеспечение безопасности эксплуатации и исправности, находящихся в ведении потребителя сетей, оборудования, приборов учета.

Кроме этого, пунктом 6 Правил не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, (далее - Правила не дискриминационного доступа) установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать ууслуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на ууслуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения данных Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

В случае обращения сетевой организации в регулирующий орган за установлением надлежащего тарифа, такая организация включается в реестр организаций энергетического и коммунального комплексов Ульяновской области (Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 24 января 2008 г. № 06-1 «Об утверждении Положения о Реестре организаций энергетического и коммунального комплексов Ульяновской области»).

Таким образом, осуществление передачи электрической энергии без установления требуемого тарифа (и, соответственно, без включения в реестр организаций энергетического и коммунального комплексов) также указывает на оказание услуг, носящих естественно-монопольный характер.

Субъектами рынка являются лицо, осуществляющее передачу (переток) электрической энергии, и лица, в интересах которых осуществляется передача (переток) электрической энергии, в границах присоединённой сети ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ» в городе Ульяновске.

Продавцом на этом товарном рынке будет выступать сетевая организация - любая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной электрической энергии. Покупателями являются обособленные юридические и физические лица, пользующиеся электрической энергией. В силу значительных материальных затрат (изменение схемы коммуникаций, строительство новых сетей и т.д.) смена продавца невозможна, т. е. для каждого покупателя продавцом может выступать только уже существующий продавец.

В качестве территории рынка рассматривается территория в границах присоединённой сети ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ», на которой потребители получают электрическую энергию. Для каждого покупателя данного товара существуют технологические барьеры, ограничивающие как возможность приобретения товара за границами рынка, так и участие покупателей с других товарных рынков.

Передача электрической энергии определена как сфера естественной монополии. Законодательно установлено, что экономически нецелесообразно прокладывать коммуникации от другой энергоснабжающей организации, если рядом уже есть энергоснабжающая организация.

Получение электрической энергией может осуществляться только при наличии присоединенной сети. В момент строительства производственного помещения, жилого дома, все коммуникации были заведены в здание, соединены с электрическими сетями. Кроме этого все коммуникации функционируют с целью получения электрической энергии только через присоединённую сеть, альтернативы выбора не существует.

Покупатели имеют возможность строительства системы электроснабжения объекта, однако, такое новое строительство связано со значительным материальными затратами, проектными расходами, согласованием строительства в органах власти. Кроме того, ууслуги по передаче электрической энергии регулируются государственными органами, что делает новое строительство экономически еще более неэффективным.

Покупателю экономически нецелесообразно покупать товар за пределами рынка, так как он приобретет товар такого же качества, по той же цене, что и на территории рынка, но при этом он дополнительно будет оплачивать строительство новых электросетей и коммуникаций для подвода сетей до себя. Кроме этого, процесс нового строительства будет включать и проектные расходы, а также согласование с различными органами власти нового строительства.

Учитывая, что передача электроэнергии может осуществляться по регулируемым государственными органами ценам, очевидно, что появление на исследуемом рынке новых продавцов маловероятно.

Доля ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ» в границах присоединённой сети ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ» составляет 100 %, то есть вся энергия, которая будет поступать на рынок, будет поступать через сети ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ».

При этом смежная сетевая организация, чьи сети присоединены к сетям ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ», также не имеет возможности передать электроэнергию абонентам без обращения к ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ».

Коэффициент рыночной концентрации одного хозяйствующего субъекта, действующего на рынке: CR-1 - 100%.

Исследуемый товарный рынок является  высококонцентрированным.

На данном рынке существуют барьеры входа на рынок, такие как:

1) экономические ограничения:

а) затраты на строительство сооружений, линий электропередач, установку подстанций, технологическое присоединение к другим сетям, прием и обучение дополнительного персонала;

б) стоимость ууслуги регулируется государственными органами;

в) для проведения такого типа капитального строительства требуются значительные денежные средства;

2) административные ограничения:

а) в виде получения разрешений и согласований в различных инстанциях на проведение нового строительства;

3) экологические ограничения:

а) строительство любых новых коммуникаций требует решения вопросов, связанных с экологической безопасностью, это в том числе и специальная работа с местным населением.

Данные барьеры снижают вероятность появления на рынке новых хозяйствующих субъектов.

Данный товарный рынок является высококонцентрированным.

Таким образом, один хозяйствующий субъект - ОАО «Новоульяновский завод ЖБИ» - оказывает решающее воздействие на сферу обращения товара на исследуемом рынке и занимает доминирующее положение с долей, равной 100 %.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа сетевые организации -организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают ууслуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает ууслуги по передаче электрической энергии (смежные сетевые организации).