АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 11 мая 2012 года  Дело N А72-519/2012

Резолютивная часть решения объявлена 04.05.2012 года, решение в полном объеме изготовлено 11.05.2012 года

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Татьяны Михайловны Крамаренко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Г.Сыровой,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Открытого акционерного общества  "Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов", г.Димитровград-10

к  Товариществу собственников жилья "М.Тореза, 7а", г.Димитровград

о взыскании  314 152  руб. 48 коп.,

третье лицо - Общество с ограниченной ответственностью " ЖКХ Мастер",

при участии в заседании представителей:

от истца - Н.Е.Денисова, доверенность от 18.01.2012 года, паспорт; О.В.Андреева, доверенность от 24.01.2012 года, паспорт;

от ответчика - не явился, уведомление №30109- возврат корреспонденции;

от третьего лица - не явился, извещен, уведомление №30101;

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество  "Государственный научный центр - Научно- исследовательский институт атомных реакторов" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья "М.Тореза, 7а" о взыскании  319 229 руб. 90 коп., в том числе 297 298 руб. 21 коп.  -  сумма основного долга за принятые в январе и феврале 2011 года энергоресурсы по договору №А-115/2009 от 10.04.2009 года, 21 931 руб. 69 коп. - задолженность за оказанные в январе и феврале 2011 года услуги по водоотведению.

Определением от 19.03.2012 года судом в порядке ст.49 АПК РФ удовлетворено ходатайство истца об  уменьшении исковых требований до 316 254 руб. 23 коп.

В соответствии со ст.51 АПК РФ судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено  Общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ Мастер".

Определением от  11.04.2012 года судом в порядке ст.49 АПК РФ удовлетворено ходатайство истца  об уменьшении размера исковых требований до 314 152 руб. 48 коп.

Представители  ответчика и третьего лица  в судебное заседание не явились, отзыв на иск не представили.

Заказная корреспонденция с определением о времени и месте рассмотрения спора, направленная  ответчику по  адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.М.Тореза, д.7 а, кв.43 возвращена в суд с отметкой органа связи: «истек срок хранения».

Заказная корреспонденция с определением о времени и месте рассмотрения спора, направленная  третьему лицу по адресу: по  адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.Димитрова, д.7  вручена 19.04.2012 года, о чем свидетельствует почтовое уведомление №  30101

В силу пп.2 п.4 ст.123  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

При данных обстоятельствах дело в судебном заседании рассматривается в отсутствие указанных  лиц по имеющимся в деле материалам в порядке ст.156 АПК РФ.

Представителем истца в судебном заседании заявлено ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 156 652 руб. 65 коп., при этом расчет исковых требований произведен истцом по нормативам потребления согласно Правил № 307.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд считает его подлежащим удовлетворению в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на уточненных  исковых требованиях, просил взыскать с ответчика 156 652 руб. 65 коп. - основной долг за принятые в январе и феврале 2011 года энергоресурсы и оказанные в этот же период  услуги по водоотведению и судебные расходы.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Как усматривается из материалов дела, 10.04.2009 года между ОАО «ГНЦ Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (далее - ОАО «ГНЦ НИИАР») (Энергоснабжающая организация) и Товариществом собственников жилья «М.Тореза, 7а» (Потребитель) был заключен договор энергоснабжения № А-115/2009, согласно которому Энергоснабжающая организация обязуется подавать с 01.04.2009 года по 31.03.2010 года через присоединенную сеть Потребителю, расположенному по адресу: ул. М. Тореза, 7а следующие энергоресурсы: тепловую энергию, в том числе на горячее водоснабжение, воду для нужд ГВС, хозяйственную питьевую воду (п. 1.1, л.д. 36-37).

Потребитель, в свою очередь, принял на себя обязательства оплачивать принятые энергоресурсы в сроки, предусмотренные договором, и по тарифам, утвержденным правовыми актами муниципального образования «город Димитровград» и Министерством экономики Ульяновской области (п. 1.2).

Согласно п. 4.4 договора оплата за фактически потребленное количество энергоресурсов в расчетный период (месяц) производится по счетам Энергоснабжающей организации до 16 числа месяца, следующего за расчетным.

Договор действует с 01.04.2009 года по 31.03.2010 года и считается продленным до 31.03.2011 года, если за месяц до окончания срока  не последует заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре (п. 8.1).

В Приложении № 1 к договору «Акт о границах ответственности между Потребителем и ОАО «ГНЦ НИИАР» определены следующие границы ответственности за техническое состояние и обслуживание инженерных сетей, сооружений и устройств на них: на тепловых сетях, на сетях хозяйственно-питьевого водопровода - наружная стена здания, на сетях хозяйственно-фекальной канализации - наружная стеная выпускных колодцев от дома (л.д. 38).

Согласно дополнительному соглашению № 1 от 11.09.2009 года стороны договорились, что при отсутствии приборов учета энергоресурсов на границе балансовой принадлежности  количество отпущенных Потребителю  энергоресурсов определяется следующим образом: хозяйственная питьевая вода - по нормативам, утвержденным решением уполномоченных органов; вода для нужд ГВС и тепловая энергия для нужд ГВС - в соответствии с Приложением № 1 к настоящему соглашению; тепловая энергия на отопление - в соответствии с Приложением № 1 к настоящему соглашению (л.д. 40-41).

Согласно дополнительному соглашению № 2 к договору от 18.01.2010 года Энергоснабжающая организация в период с 03.12.2009 года по 31.03.2010 года обязалась предоставлять Потребителю услуги водоотведения  (л.д. 43).

Из пояснений представителя истца следует, что подача энергоресурсов и оказание услуг водоотведения  осуществлялось в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Димитровград, ул. М. Тореза, 7а.

Указанный многоквартирный жилой дом в спорный период времени (январь - февраль 2011 года) не был оборудован общедомовыми приборами учета.

Также из пояснений представителя истца и из имеющейся в материалах дела переписки (л.д. 50-51) следует, что указанный жилой дом с 21.02.2011 года перешел в управление ООО «ЖКХ Мастер».

В материалы дела представлено письмо  исх. № 6 от 16.02.2011 года за подписью председателя ТСЖ «М.Тореза, 7а» Бакирова М.А., адресованное в ОАО «ГНЦ НИИАР», с просьбой считать ранее заключенный договор расторгнутым с 21.02.2011 года в связи с заключением договора на управление с ООО «ЖКХ-Мастер» (л.д. 91).

В период с 01.01.2011 года по 20.02.2011 года во исполнение вышеуказанного  договора энергоснабжения истец поставил, а ответчик получил следующие энергоресурсы: вода для нужд ГВС, хозяйственная питьевая вода, тепловая энергия. Также  в соответствии с дополнительным соглашением № 2 к договору ответчику были оказаны услуги водоотведения, что подтверждается выставленными в адрес ответчика счетами на оплату (л.д. 46-48), счетами-фактурами (л.д. 92-94), и не оспаривалось последним. Представитель истца указал также, что Акты об оказании услуг направлялись ответчику, но  возвращены не были.

При подаче искового заявления истец указал, что согласно выставленным счетам ответчику были поставлены энергоресурсы и оказаны услуги водоотведения на общую сумму 354 280 руб. 36 коп. С условием частичной оплаты сумма долга на момент обращения в суд составляет 319 229 руб. 90 коп.

При этом из представленных суду расчетов следует, что плата за поставленные энергоресурсы и услуги водоотведения была рассчитана истцом исходя из дополнительного соглашения № 1 к договору, то есть расчетным путем.

В ходе настоящего судебного заседания истцом было заявлено ходатайство об уточнении заявленных исковых требований, истец просил суд взыскать с ответчика сумму долга в размере 156 652 руб. 65 коп., при этом указал, что расчет суммы задолженности произведен им исходя из нормативов потребления согласно Правил № 307. Соответственно, сумма начислений за спорный период времени составляет 199 201 руб. 70 коп., сумма произведенной оплаты - 42 549 руб. 01 коп., сумма долга - 156 652 руб. 66 коп. (л.д. 124).

Суд, проанализировав  действующее законодательство, считает необходимым отметить следующее.

Согласно п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилами, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального Закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Жилищным Кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы  и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они  не противоречат Жилищному Кодексу и Федеральному Закону от 29.12.2004 года № 189-ФЗ.

Таким образом, согласно положениям вышеприведенных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса  и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. п. 4 и 6 ст. 3 Гражданского кодекса  Российской Федерации к иным правовым актам относится Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее Правила № 307).

В силу ст. ст. 161, 164 ЖК РФ договоры теплоснабжения многоквартирных жилых домов  могут быть  энергоснабжающей организацией заключены либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив и иной организацией).

Подпунктом «в» п. 49 Правил № 307 на исполнителя возложена обязанность заключать с ресурсоснабжающей организацией  договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.

Подпунктом «а» п. 17 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями коммунальных услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме или собственники помещений, в случае непосредственного управления таким домом последним.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.

При отсутствии приборов учета количество подаваемой теплоэнергии на нужды отопления и ГВС должно определяться исходя из норматива отпуска тепла населению для отопления жилых домов, не имеющих приборов учета, установленного органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов.

Согласно п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с п. 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, в упомянутых нормах имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.

Указанное положение конкретизировано в п. 19 Правил № 307, в соответствии с которым при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется  для горячего водоснабжения в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. Приведенная в данном подпункте формула расчета размера платы за коммунальные услуги также исходит из необходимости применения нормативов потребления  коммунальных услуг, а именно,  размер платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» определяется как произведение количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения - в куб.м. в месяц на 1 человека) и на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб.м.  Размер платы за отопление определяется в соответствии с подп. 1 п. 1  приложения № 2 к настоящим правилам как произведение общей площади многоквартирного дома (квартиры) (кв.м.) на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м.) на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Согласно п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства  РФ от 23.05.2006 года № 306, под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Как следует из п. п. 25, 26 Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей учитываются в том числе коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также нормативные технологические потери коммунальных ресурсов) технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и т.д.).

Таким образом, при отсутствии общедомовых приборов учета, количество подаваемой теплоэнергии и подпиточной воды должно определяться исходя из нормативов отпуска тепла населению для отопления жилых помещений и горячего водоснабжения, установленных органами местного самоуправления.

Правомерность и правильность вывода о том, что вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, подтверждена правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 года № 525/09, а также в Определениях ВАС РФ №ВАС-9516/09 от 12.08.2009 года и №ВАС-9499/09 от 10.08.2009 года, Постановлении ФАС Поволжского округа от 17.08.2009 года по делу №А72-482/2009.

Согласно ст. 135 Жилищного Кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им  услуги.

Из толкования во взаимосвязи норм статей 135 (пункта 1), 137 (подпунктов 1 и 4 пункта 1) Жилищного Кодекса РФ следует, что в рамках складывающихся с ресурсоснабжающей организацией взаимоотношений ООО «КОМСЕРВИС» не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жителей многоквартирных домов, обслуживаемых ответчиком. Соответствующие обязательства ответчика перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы) не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами.

На основании изложенного суд считает, что произведенный истцом расчет потребленных энергоресурсов и услуг водоотведения по нормативам потребления является правомерным.