• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2012 года  Дело N А46-5715/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2012 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Тамашакина С.Н.

судей Орловой Н.В.

Цыгановой Е.М.

рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и дополнения к ней на решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2011 (судья Чернышёв В.И.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу № А46-5715/2011 по заявлению открытого акционерного общества «Омскшина» (644018, Омская обл., г. Омск, ул. П.В. Будеркина, 2, ИНН 5506007419, ОГРН 1025501244779) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644000, Омская обл., г. Омск, ул. Красный Путь, 5, ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) о признании незаконными действий и обязании совершить действия.

Другие лица, участвующие в деле: Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Омской области.

В заседании приняли участие представители: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Сорокина А.В. по доверенности от 14.05.2012 № 21, Корнеев А.Г. по доверенности от 21.12.2011 № 243; открытого акционерного общества «Омскшина» Зайцев В.В. по доверенности от 10.01.2012 № 01/06, Тихонов М.Ю. по доверенности от 10.01.2012, Дмитриенко А.В. по доверенности от 01.03.2012 № 01/96, Репина Л.Н. по доверенности от 01.03.2012 № 01/96, Каныгина Е.Ю. по доверенности от 01.03.2012 № 01/96, Курбатов Д.Е. по доверенности от 10.04.2011 № 01/103.

Суд установил:

открытое акционерное общество «Омскшина» (далее - ОАО «Омскшина», Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области), в котором просило:

- признать незаконными действия заинтересованного лица по определению кадастровой стоимости земельного участка ОАО «Омскшина» с кадастровым номером 55:36:12 03 06:117 на основании кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», и последующему внесению данных сведений в кадастр 13.02.2008;

- обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Омской области внести в сведения государственного кадастра недвижимости исправления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 06:117 по состоянию на 01.01.2009, 01.01.2010 с 3 885 645688 рублей 08 копеек на 1 703 647 871 рубль.

Заявленные требования мотивированы тем, что действия Управления Росреестра по Омской области по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 06:117 на основании кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», и последующему внесению данных сведений в кадастр 13.02.2008 являются незаконными, со ссылкой на статью 57 Конституции Российской Федерации, статьи 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Определением Арбитражного суда Омской области от 28.06.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Омской области, которое впоследствии изменило свое наименование на Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Омской области.

В связи с переименованием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, произведена замена Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Омской области на Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Омской области (далее - ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области).

Решением Арбитражного суда Омской области от 30.09.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011, требования ОАО «Омскшина» удовлетворены полностью.

Управление Росреестра по Омской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По его мнению, судебными инстанциями неполно выяснены обстоятельства дела, выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда приняты с нарушением норм материального права.

Заявитель указывает, что оспариваемое решение было принято в целях реализации принципа ведения государственного кадастра недвижимости, установленного частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - непрерывности актуализации содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений.

Управление Росреестра по Омской области отмечает, что кадастровая стоимость была рассчитана исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости в соответствующем квартале и из соответствующего вида разрешенного использования, установленного нормативным актом, утвердившим результаты оценки земель населенных пунктов города Омска (постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36»).

По мнению заявителя, факт внесения дополнений в Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» позволяет подтвердить правильность, законность совершенных Управлением Росреестра по Омской области действий по перерасчету кадастровой стоимости в соответствии с результатами новой государственной кадастровой оценки земель, совершенных с учетом принципа непрерывной актуализации сведений кадастра, что судами не было учтено при вынесении обжалуемых судебных актов.

Управление Росреестра по Омской области полагает, что судам необходимо было принять во внимание то, что оспариваемые действия согласуются с принципом налогового законодательства - всеобщности и равенства налогообложения, закрепленного частью 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации. Отсутствие указанных действий привело бы к неправильному расчету земельного налога, основанному на неактуальных сведениях о кадастровой стоимости (по состоянию на 2003 год), что поставило бы Общество в неравное положение по отношению к иным правообладателям земельных участков.

Заявитель указывает, что ОАО «Омскшина» пропущен трехмесячный срок на подачу заявления в арбитражный суд, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, так как ему было известно о нарушении его прав и законных интересов при рассмотрении дела № А46-22075/2009, с материалами которого Общество знакомилось 31.01.2011 (в материалах дела имеется фотография листа с отметкой об ознакомлении), что так же не было учтено судами при разрешении вопроса о соблюдении трехмесячного срока для обжалования действий государственного органа.

В дополнениях к кассационной жалобе Управление Росреестра по Омской области указало, что спорный земельный участок является вновь образованным применительно к проводимой кадастровой оценке.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО «Омскшина» указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемые судебные акты просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Представитель Управления Росреестра по Омской области в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда и в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представители ОАО «Омскшина» в заседании суда кассационной инстанции поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, дополнения к ней, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене.

Из материалов дела видно, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:36:12 03 06:117 (предыдущий номер 55:36:12 03 06:0012) внесены в государственный кадастр недвижимости 09.07.2007.

В соответствии с указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области» (далее - указ Губернатора Омской области № 110) кадастровая стоимость земельного участка составила 1 703 647871 рубль, где удельный показатель кадастровой стоимости был равен 1957 рублям 37 копейкам за 1 кв. м.

Из кадастрового дела объекта недвижимости 55:36:12 03 06:117 следует, что по состоянию на 09.07.2007 вновь образованный земельный участок 55:36:12 03 06:117 (номер исходного земельного участка 55:36:12 03 06:0012 (Б)) имеет разрешенное использование: для производственных целей; значение площади вновь образованного земельного участка 870376+/-187.

Указанное обстоятельство подтверждается актом определения кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала № 55:36:12 03 06 от 09.07.2007.

Согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала № 55:36:12 03 06 от 13.02.2008 в графе «основание определения кадастровой стоимости земельного участка» 55:36:12 03 06:117 (номер исходного земельного участка 55:36:12 03 06:0012 (Б)) указано - образование нового земельного участка, значение кадастровой стоимости - 3 885 645 688 рублей 08 копеек.

Из письма ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области от 15.02.2011 № 938 следует, что 13.02.2008 в государственный кадастр недвижимости в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (далее - постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п) внесены сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 3 885 645 688 рублей 08 копеек, где удельный показатель кадастровой стоимости земель равен 4464 рублям 33 копейкам за 1 кв. м.

Полагая, что действия Управления Росреестра по Омской области по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 06:117 на основании кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, и последующему внесению данных сведений в кадастр 13.02.2008 незаконны, ОАО «Омскшина» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, с учетом их уточнения, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из их доказанности и обоснованности.

Суд кассационной инстанции считает, что выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении норм права исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

На основании пунктов 1 - 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила № 316), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 39 от 15.02.2007, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации. Поскольку указанный нормативный акт вступил в силу в 2007 году, перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценки земель, составлялся по состоянию на 01.01.2007.

Суд кассационной инстанции считает, что по отношению к государственной оценке, проводимой по состоянию на 01.01.2007, для участков, образованных и поставленных на государственный кадастровый учет по состоянию на 01.01.2007, рассматриваемый земельный участок, как образованный после 01.01.2007, в перечень объектов проведения работ по государственной оценке не входил.

В связи с чем, рассматриваемый земельный участок, не включенный в перечень, так как возник после 1 января года проведения работ по кадастровой оценке, и по дату утверждения результатов кадастровой оценки, является вновь образованным применительно к проводимой кадастровой оценке и сведения о нем включены в Перечень земельных участков, не вошедших в состав объектов оценки.

С учетом изложенного кадастровая стоимость земельного участка 55:36:12 03 06:117 определялась в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 (далее - Методические указания № 222), которые в силу п. 1.2 применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка.

Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний № 222, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункты 1.3, 1.4 Методических указаний № 222).

В соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний № 222 в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (абзац 1).

Суд кассационной инстанции считает, что при формировании перечней земельных участков для определения кадастровой стоимости на 01.01.2007 имелись сведения лишь о земельном участке с кадастровым номером 55:36:12 03 06:0012, который прекратил свое существование как объект недвижимого имущества с момента образования земельного участка 55:36:12 03 06:117 и внесения соответствующих сведений о нем в государственный кадастр недвижимости - 09.07.2007.

Следовательно, земельный участок, принадлежащий Обществу, на момент проведения государственной кадастровой оценки не существовал и на кадастровый учет поставлен не был, и не мог быть включен в перечень объектов оценки, формируемый на начало года проведения работ по государственной кадастровой оценке - 01.01.2007.

Поскольку постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки, проведенной по состоянию на 01.01.2007, спорный земельный участок является вновь образованным в отношении проводимой государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2007.

В связи с этим действия заинтересованного лица по определению кадастровой стоимости земельного участка ОАО «Омскшина» с кадастровым номером 55:36:12 03 06:117 на основании кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, и последующему внесению данных сведений в кадастр 13.02.2008 являются законными.

Кроме того, заявитель не оспаривает определение удельного показателя, вид разрешенного использования земельного участка, которые использовались заинтересованным лицом при определении кадастровой стоимости.

Учитывая, что органом кадастрового учета удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость спорного земельного участка были определены на основании и в соответствии с разрешенным видом использования, указанным в правоустанавливающих документах, расхождений в сведениях государственного кадастра недвижимости и иных правоустанавливающих документах на земельный участок не имеется, требования Общества о незаконности повторного определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, не подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2011 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по делу № А46-5715/2011 подлежат отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Вывод апелляционного суда о том, что предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок для обращения с заявлением в арбитражный суд в данном случае следует исчислять с 15.02.2011, является правильным.

Поскольку ОАО «Омскшина» об основании и дате внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка узнало из письма ФГУ «Земельная кадастровая палата» от 15.02.2011 (исх. № 938), то, обратившись 13.05.2011 в арбитражный суд с настоящим заявлением, не допустило нарушений процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2011 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по делу № А46-5715/2011 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества «Омскшина» отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
    С.Н. Тамашакин

     Судьи
    Н.В. Орлова

     Е.М. Цыганова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А46-5715/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата принятия: 18 мая 2012

Поиск в тексте