ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2012 года  Дело N А19-18335/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2012 года.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей В. А. Сидоренко, Е. В. Желтоухова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сюхунбин Е. С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Иркутский промкомбинат облпотребсоюза» на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2011 года по делу № А19-18335/2011 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Иркутский промкомбинат облпотребсоюза» (ИНН 3808054066 ОГРН 1023801017723 место нахождения: 664019 г. Иркутск, ул. Напольная, 57-б) к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области (ИНН 3811020966 ОГРН 1033801033155 место нахождения: 664025 г. Иркутск, ул. Российская, 17) о признании незаконными решения № 463 от 11.07.2011 г.

(суд первой инстанции судья Назарьева Л. В.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Коробов М. О. - представитель по доверенности от 25.10.2011 г.;

от заинтересованного лица: Коптянинова А. А. - представитель по доверенности от 05.05.2012 г.;

от третьих лиц:

1.Галкин Василий  Сергеевич: не явился;

2.Верин Виктор Константинович: не явился,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Иркутский промкомбинат облпотребсоюза» (далее заявитель, ООО «Иркутский промкомбинат облпотребсоюза», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области (далее антимонопольный орган, УФАС) о признании незаконными решения № 463 от 11.07.2011 г.

Решением суда первой инстанции от 12 декабря 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что действия ООО «Иркутский промкомбинат облпотребсоюза», занимающего доминирующее положение на рынке услуг найма жилого помещения, выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на рынке данных услуг в границах общежития по адресу: г. Иркутск, ул. Напольная, 59, нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Иркутский промкомбинат облпотребсоюза» обжаловало его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что вывод антимонопольного органа о том, что принадлежащее Обществу жилое строение имеет статус общежития и относится к специализированному жилому фонду, является ошибочным и основанном на неправильном толковании норм права. Выявление монопольных цен должно опираться на глубокий экономический анализ реальной динамики цен с учетом инфляционных процессов, других экономических факторов. Анализ должен основываться не только на изучении показателей одного конкретного хозяйствующего субъекта, но и на экономическом анализе совокупных хозяйствующих субъектов, производящих однородную по значению продукцию. Кроме того, определение антимонопольным органом географических границ товарного рынка не основано на законе.

Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные Обществом требования удовлетворить.

УФАС в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласилось, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Представитель антимонопольного органа просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Третьи лица - Галкин В. С. и Верин В. К. отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав апелляционную жалобу и отзыв на нее, изучив материалы дела, выслушав доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании заявлений граждан Галкина В. С. и Верина В. К. антимонопольным органом проведена проверка деятельности ООО «Иркутский промкомбинат облпотребсоюза» по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

По результатам проверки  антимонопольным органом в отношении ООО «Иркутский промкомбинат облпотребсоюза» 26.04.2011 г. было возбуждено дело № 219 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

По результатам расследования решением УФАС № 463 от 11.07.2011 г. действия ООО «Иркутский промкомбинат облпотребсоюза», занимающего доминирующее положение на рынке услуг найма жилого помещения в границах общежития, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Напольная, 59, выразившееся в установлении монопольно высокой цены на жилищно-коммунальные услуги, признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Не согласившись с решением антимонопольного органа,  заявитель обжаловал его в судебном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Из материалов дела следует, что в собственности ООО «Иркутский промкомбинат облпотребсоюза» находится общежитие, расположенное по адресу: г. Иркутск ул. Напольная, 59.

На основании заключенных договоров ООО «Иркутский промкомбинат облпотребсоюза» оказывает услуги найма жилых помещений в общежитии, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Напольная, 59, по условиям которых Общество обязуется обеспечить нанимателя всеми видами коммунальных услуг, имеющихся в здании.

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» взаимозаменяемыми являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.

В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает, в частности, выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями).

Таким образом, географические границы товарного рынка могут быть определены не только пределами территории субъекта Российской Федерации, но и пределами района, города, отдельного населенного пункта или любой другой территории (локальные рынки), в отношении которой имеет место возможность покупателя приобрести товар и отсутствие таковой за ее пределами, при этом необходимо исходить из возможности участников исследуемого рынка продать или приобрести определенный товар без дополнительных на то затрат. Границы товарного рынка, в том числе локального, должны определяться в каждом конкретном случае с учетом необходимости защиты прав и интересов потребителей.

Географические границы товарного рынка обусловлены географическими, экономическими, технологическими, административными условиями, ограничивающими возможность покупателей приобрести товар в рамках определенной территории.

Действующим антимонопольным законодательством не установлены ограничения при определении географических границ товарного рынка при определенных условиях, что не исключает возможность выделение локального рынка в географических границах многоквартирного дома или общежития.

В рассматриваемом случае географические границы рынка определяются по принципу признания покупателями доступности товаров (найма жилого помещения).

Следовательно, ООО «Иркутский промкомбинат облпотребсоюза» осуществляет деятельность на рынке услуг найма жилого помещения и коммунальных услуг в географических границах общежития, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Напольная, 59 и занимает доминирующее положение на данном рынке услуг с долей 100%.

Суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, что определение антимонопольным органом географических границ товарного рынка не основано на законе, поскольку УФАС при установлении доминирующего положения Общества на рынке услуг найма жилого помещения и коммунальных услуг в географических границах общежития, в совокупности, оценены взаимозаменяемость услуг найма жилого помещения, а также коммунальной услуги, возможность нанимателей жилых помещений приобретения указанных услуг за пределами здания, доступность услуги, возможность ООО «Иркутский промкомбинат облпотребсоюза» оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке услуг найма жилого помещения в географических границах здания общежития.

Как установлено антимонопольным органом, судом первой инстанции и по существу не обжалуется заявителем, ООО «Иркутский промкомбинат облпотребсоюза» Приказом № 19 от 31.03.2010 г. установлены тарифы по договорам коммерческого найма с 01.04.2010 г. в следующих размерах:

- комната до 25 кв.м без сан. узла - 3 880 руб.;

- комната до 18 кв.м с сан. узлом - 4 370 руб.;

- комната от 19 кв.м до 24 кв.м с сан. узлом - 5 070 руб.;

- комната от 25 кв.м до 59 кв.м с сан. узлом - 5 440 рублей.;

- комната от 60 кв.м с сан. узлом 6 160 руб.

Плата за проживание в общежитии работникам организации увеличена на 10% по сравнению с платой за 2010 год. Исходя из динамики платежей, плата за 1 кв.м (коммерческий наем, коммунальные услуги) за 3 месяца 2010 года увеличилась на 10%.

Приказом № 95 от 31.03.2010 г. Обществом увеличена оплата по договорам коммерческого  найма  жилого  помещения с 01.01.2011 г. в  следующих  размерах:

- комната  до  25  кв.м  без  сан.  узла  на 10%;

- комната до 18 кв.м с сан. узлом на 10%;

- комната от 18,1 кв.м до 24 кв.м с сан. узлом на 20%;

- комната свыше 25 кв.м - 200 руб. за 1 кв.м.

Изменение платы за пользованием жилым помещением на условиях коммерческого найма за период с 01.01.2010 года по 01.01.2011 года увеличилась с 4945 руб. до 9450 руб.

По состоянию на 01.01.2011 г. оплата за 1 кв.м по ставке коммерческого найма по отношению к ценам на 01.01.2010 г. повысилась от 1,3 - 1,9 раз в зависимости от уровня благоустройства и размера занимаемой жилой площади.

Таким образом, при расчетной средней плате с учетом коммунальных платежей, рассчитанных для нанимателей, оплата за наем увеличилась с 124 руб. до 212 руб. 50 коп. за 1 кв.м, что составляет 71%.

При этом, снижение расходов составило на 2% из расчета на 1 кв.м, увеличение доходов на 42% из расчета на 1 кв.м.

В соответствии с. п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Поскольку, установленная ООО «Иркутский промкомбинат облпотребсоюза» оплата за пользование жилым помещением увеличилась на 71%, доходы Общества увеличились на 42%, а снижение расходов составило 2%, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что установленная ООО «Иркутский промкомбинат облпотребсоюза» цена в размере 212 руб. 50 коп. за 1 кв.м в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О защите конкуренции» является монопольно высокой.

Учитывая, что ООО «Иркутский промкомбинат облпотребсоюза» занимает доминирующее положение на рынке услуг найма жилого помещения в границах общежития по адресу: г. Иркутск, ул. Напольная, 59, суд апелляционной инстанции находит правильным и обоснованным вывод антимонопольного органа и суда первой инстанции, что установление Обществом монопольно высокой цены за пользование жилым помещением в общежитии нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с чем, суд первой инстанции правомерно указал на законность решения УФАС № 463 от 11.07.2011 г.

Доводы заявителя апелляционной жалобы являлись предметом судебной оценки суда первой инстанции, данные доводы проверены и обоснованно отклонены судом, как основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права применительно к обстоятельствам данного конкретного дела.

Напротив, выводы суда первой инстанции о законности решения антимонопольного органа, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, ни антимонопольным органом, ни судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы, отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2011 года по делу № А19-18335/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2011 года по делу № А19-18335/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутский промкомбинат облпотребсоюза» из федерального бюджета излишне уплаченную сумму государственной пошлины в размере 1000 руб.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

     Председательствующий
  Д. Н. Рылов

     Судьи
   В. А. Сидоренко

     Е. В. Желтоухов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка