ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2012 года  Дело N А19-20800/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года

Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2012 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,

судей Г.Г. Ячменёва, В.А. Сидоренко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 марта 2012 года по делу № А19-20800/2011 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Восточный Ирис» (ОГРН 1103850024574, адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Воровского, 29) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (ОГРН 1043801756756, адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Курчатова, 14) о признании незаконным и отмене постановления № 25-11/535 о назначении административного наказания от 05.09.2011, принятое судьей В.И. Колосовым,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не было;

от заинтересованного лица: не было;

установил:

Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью «Восточный Ирис», обратился в Арбитражный суд Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления № 25-11/535 о назначении административного наказания от 05.09.2011, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью  6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда первой инстанции от 15 марта 2012 года требования заявителя удовлетворены полностью.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

По условиям контракта от 20.10.2010 № 0004 (с учетом дополнительного соглашения) оплата товара осуществляется банковским переводом со счета покупателя на расчетный счет продавца в течение 360 календарных дней с даты поставки товара, датой поставки считается дата помещения товара на склад временного хранения.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что валютные операции, связанные с ввозом товаров по ГТД № 10607010/251110/0000087 (осуществление предоплаты за ввезенный товар), были совершены до дня подачи таможенных деклараций, ответчиком в материалы дела не представлено. Более того, из содержания оспариваемого постановления следует, что данный вопрос (о порядке оплаты вывезенного товара) административным органом вообще не выяснялся.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции посчитал, что Иркутская таможня не имела права в данном конкретном случае возбуждать в отношении ООО «Восточный Ирис» дело об административном правонарушении в отношении валютных операций, относящихся к передаче товара и осуществляемых, начиная с дат выпуска товара.

Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 года № 901/11.

Управление, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.

Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление № 67200048593105.

Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что таможенные органы не наделены правом по осуществлению контроля в отношении валютных операций, совершаемых по условиям договора после подачи таможенной декларации.

Представитель Общества судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 10.04.2012.

Согласно пункту 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между нерезидентом - компанией «Shenyn Guanya & seedling CO., Ltd» (Китай) (продавец) и ООО «Восточный Ирис» (покупатель) 20 октября 2010 года был заключен внешнеторговый контракт № 0004 на поставку свежесрезанных цветов, растений, зелени (т. 1, л.д. 57-61). Общая стоимость контракта составляет 1 000 000 долларов США, включая стоимость упаковки, маркировки и транспортных расходов (пункт 3). Условия поставки - CPT-Иркутск (пункт 1).

Срок действия контракта - 31.12.2015 (пункт 13).

Согласно пункту 8 контракта заявитель обязан произвести 100% оплату за каждую отгружаемую партию товара или за несколько отгружаемых партий на счет фирмы-нерезидента в течение 14 календарных дней с даты поставки товара.

В соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банка документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» 09.11.2010 заявителем в Иркутском филиале ОАО «Промсвязьбанк» оформлен паспорт сделки № 10110003/3251/0010/2/0 по вышеуказанному контракту.

На основании дополнительного соглашения от 24.05.2011 б/н (т. 1, л.д. 61) ООО «Восточный Ирис» 31.05.2011 переоформило указанный паспорт сделки в Иркутском филиале ОАО «Промсвязьбанк» (т. 1, л. 62-65).

Как следует из протокола об административном правонарушении № 10607000-501/2011 от 15.07.2011 (т. 1, л.д. 46-48), таможенным органом в ходе проверки заявителя, установлен факт нарушения Обществом части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и пункта 2.4 Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» выразившийся в несвоевременном представлении в уполномоченный банк двух экземпляров справки о подтверждающих документах и документов, подтверждающих факт ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации по заявлению № 10607010/251110/0000087.

В рамках исполнения обязательств по внешнеторговому контракту № 0005 Обществом по декларации на товары № 10607010/251110/0000087 осуществлен ввоз товара стоимостью 561,20 доллара США.

Выпуск товара по заявлению ТД № 10607010/251110/0000087 состоялся 25.11.2010, срок представления справки о подтверждающих документах в банк истек 10.12.2010. Указанная справка представлена в банк 16.05.2011, по истечении установленного срока.

Постановлением заместителя руководителя Управления о назначении административного наказания № 25-11/535 от 05.09.2011 на основании указанного протокола по делу об административном правонарушении ООО «Восточный Ирис» привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Таким образом, объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (в редакции, действовавшей до 28 ноября 2011 года), являлось, в том числе, несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 данного Закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе таможенные декларации (пункт 11 части 4 статьи 23 Закона валютном регулировании и валютном контроле).

На основании части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании и валютном контроле Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

Согласно пункту 1.3 Указания Банка России от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж», справка о подтверждающих документах является одной из форм учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами.

Данный нормативный правовой акт вступил в силу 27 января 2008 года.

Форма справки о подтверждающих документах и порядок ее заполнения приведены в Приложении 1 к Положению Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение Банка России № 258-П).

В силу пункта 2.1 Положения Банка России № 258-П в случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенными органами товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент, в качестве подтверждающих документов, представляет в банк паспортов сделок таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций.

Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах (пункт 2.2 Положения Банка России № 258-П).

Согласно пункту 2.4 Положения Банка России № 258-П резидент (в случае наличия требования о декларировании товаров) представляет в уполномоченный банк таможенную декларацию и справку о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа «D»).

Таким образом, Банк России установил обязательный перечень документов, необходимых для представления в уполномоченный банк, и сроки их представления. В случае требования о декларировании товаров таким документом является исключительно декларация на товары, за исключением временной декларации, а срок для представления справок о подтверждающих документах необходимо исчислять со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых (вывозимых) товаров, определяемой по соответствующим отметкам таможенных органов.

Как уже отмечалось выше, справка о подтверждающих документах и декларация на товары, выпущенные по ТД № 10607010/251110/0000087, 25 ноября 2010 года были представлены в уполномоченный банк 16 мая 2011 года, в то время как должны быть представлены не позднее 10 декабря 2010 года включительно.

Между тем, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Службы не было законных оснований говорить о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно  статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона (часть 3).

В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 15.25 указанного Кодекса, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.

В силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» агентами валютного контроля являются, в том числе и таможенные органы.

Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 № 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Подпункт 2а пункта 1 приказа ФТС России от 16.07.2010 № 1355дсп со ссылкой на пункт 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе предписывает начальникам таможенных органов обеспечить направление копий документов в случае выявления признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.

Согласно подпункту 2а пункта 1 приказа ФТС России от 16.07.2010 № 1355дсп «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности» начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также по результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, и/или нарушение установленных правил оформления паспортов сделок.

Таким образом, согласно данному нормативному правовому акту таможенные органы выявляют признаки нарушений резидентами валютного законодательства в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями контрактов должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.

Понятие и виды валютных операций приведены в пункте 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. К валютным операциям, в частности, относится использование валютных ценностей в качестве средства платежа.

Как следует из дела, по условиям пункта 8 внешнеторгового контракта от 20 ноября 2010 года № 005 покупатель обязан произвести 100% оплату за каждую отгружаемую партию товара или за несколько отгружаемых партий на счет продавца в течение 14 календарных дней после получения товара. Форма платежа за каждую поставляемую партию товара осуществляется в долларах США и оговаривается отдельно в выставляемом инвойсе.

Дополнительным соглашением от 24 мая 2011 года (т. 1, л.д. 61) к контракту стороны изложили пункт 8 контракта в новой редакции, в соответствии с которой оплата товара производится банковским переводом со счета покупателя на расчетный счет продавца в течение 360 календарных дней с даты поставки товара. При этом датой поставки товара считается дата помещения товара на склад временного хранения.

Таким образом, по условиям названного внешнеторгового контракта валютные операции (платежи за ввезенный товар) осуществляются после ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации в течение 360 календарных дней после помещения товара на склад временного хранения.

Таким образом, по условиям названного внешнеторгового контракта, валютные операции (платежи за ввезенный товар) осуществляются после ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации (в течение 14 календарных дней после получения товара покупателем, с 24 мая 2011 года - в течение 360 календарных дней после помещения товара на склад временного хранения).

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что валютные операции, связанные с ввозом товаров по ГТД №10607010/251110/0000087 (осуществление предоплаты за ввезенный товар), были совершены до дня подачи данных таможенных деклараций, Службой в материалы дела не представлено.