ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2012 года  Дело N А19-6039/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2012 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Виляка О.И., Басаева Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Усть-Кутского муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2012 года по делу № А19-6039/2011 по заявлению Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №13) (ОГРН 1023801012905) к Администрации Усть-Кутского муниципального образования (ОГРН 1023802085053) о взыскании 1 494 руб. 69 коп, (суд первой инстанции: Ананьина Г.В.),

при участии в судебном заседании: от заявителя: не явился, извещен; от ответчика: не явился, извещен;

установил:

Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал №13) (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Усть-Кутского муниципального образования (далее - Администрация) о взыскании пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1 494 руб. 69 коп.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03.05.2011г. требования удовлетворены частично в сумме 398 руб. 72 коп. с зачислением в соответствующие бюджеты. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.10.2011г. решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.05.2011г. по делу № А19-6039/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011г. по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Иркутской области от 20.02.2012 с Администрации взысканы пени в размере 1 095 руб. 97 коп. с зачислением в соответствующие бюджеты. В удовлетворении остальной части требований отказано. В обоснование суд указал, что факт неисполнения обязанности по уплате пени в размере 1 095 руб. 97 коп. подтвержден материалами дела. Срок для обращения в арбитражный суд Фондом не пропущен.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать Фонду в заявленных требованиях. В обоснование указано, что размер недоимки, указанный в требовании, не соответствует размеру недоимки, на которую начислены пени. Таким образом, из требования не представляется возможным проверить правильность расчета пеней. Требование №11748 от 18.10.2010 г. не отвечает положениям ст. 69 НК РФ, соответственно Фондом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Кроме того, Фонд обратился в суд за взысканием пени 25.03.2011, следовательно, Фонд пропустил срок на обращение в суд в части взыскания пени за период с 01.04.2010 по 10.06.2010 года.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями от 18.04.2012 и от 16.04.2012. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 17.04.2012, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом указаний Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, которые в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрацией в Фонд по месту учета 08.07.2010г. представлены расчетные ведомости по форме 4-ФСС РФ за полугодие 2010г., согласно разделу 3 начислено страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за апрель 4 952 руб. 69 коп., за май 6 846 руб. 60 коп., за июнь 4 137 руб. 59 коп.

Фондом 19.08.2010г. проведена камеральная проверка расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за полугодие 2010 года, в ходе которой установлено наличие недоимки по страховым взносам за проверяемый период в размере 3 874 руб. 47 коп. и в связи с нарушением сроков уплаты страховых взносов начислены пени в размере 1494,69 руб., что нашло отражение в акте проверки от 19.08.2010 №18197.

Решением Фонда от 22.09.2010 №1578 в привлечении страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию отказано, Администрации предложено уплатить недоимку в размере 3874,47 руб. и пени в размере 1494,69 руб.

18.10.2010г. в адрес Администрации выставлено требование № 11748, которым Администрации предложено уплатить в Фонд 3874 руб. 47 коп. недоимки по страховым взносам, 1494руб. 69 коп. пени за несвоевременную уплату страховых взносов в срок до 10.11.2010.

Неисполнение Администрацией требования в установленный срок явилось основанием для обращения Фонда в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании пени в размере 1494 руб. 69 коп. в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Контроль за деятельностью страхователя по начислению и уплате страховых взносов в соответствии с пунктом 8 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ возложен на Фонд социального страхования Российской Федерации и его исполнительные органы.

Согласно положениям статьи 3 названного закона Администрация является страхователем. В соответствии подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ страхователи обязаны в установленном порядке и в определенный исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации срок начислять и перечислять страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования.

Согласно пункту 4 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком.

Уплата страховых взносов производится на основании расчетных ведомостей, представляемых страхователями страховщику по месту их регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

В силу положений статьи 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ в случае уплаты страхователем страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки он уплачивает пени в установленных настоящей статьей порядке и размерах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты страховых взносов. Пени начисляются сверх причитающихся к уплате страховщику сумм страховых взносов и иных платежей и независимо от взыскания со страхователя штрафов, предусмотренных пунктом 1 статьи 19 настоящего Федерального закона. Пени начисляются со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени определяются в процентах от недоимки. Недоимкой признается сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный срок. Процентная ставка пеней устанавливается в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на момент образования недоимки.

Согласно пункту 6 статьи 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ недоимка и пени по страховым взносам взыскиваются страховщиком со страхователя - юридического лица на основании решения о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.

Взыскание недоимки и пеней со страхователя - физического лица осуществляется в судебном порядке.

Взыскание недоимки и пеней со страхователя - юридического лица осуществляется страховщиком на основании своего решения о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя.

Инкассовое поручение (распоряжение) страховщика о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации) должно содержать указание на те счета страхователя, с которых должно быть произведено перечисление страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание недоимки и пеней может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов страхователя, за исключением ссудных, бюджетных и депозитных (если не истек срок депозитного договора) счетов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.

В Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию о несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением от 07.04.2008 № 82 Фонда социального страхования Российской Федерации, указано, что недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени могут быть взысканы только с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов страхователя.

Исключение составляют ссудные, бюджетные и депозитные (если не истек срок депозитного договора) счета, с которых бесспорное взыскание недоимок и пеней не допускается.

У Администрации отсутствует собственное имущество, открыт бюджетный счет, следовательно, в силу статьи 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и названных Методических указаний Фонд обоснованно обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании пени в судебном порядке.

Доводы ответчика о том, что размер недоимки, указанный в требовании, не соответствует размеру недоимки, на которую начислены пени, из требования не представляется возможным проверить правильность расчета пеней, требование №11748 не отвечает положениям ст. 69 НК РФ, соответственно Фондом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, подлежат отклонению.

Так, в требовании по состоянию на 18.10.2010 № 11748 указано, что «пени начислены в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки. Расчет пени с указанием сумм недоимки прилагается».

Судом установлено, что к требованию по состоянию на 18.10.2010 № 11748 прилагалась таблица результатов проверки правильности начисления, расходования и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и начисления пени на недоимку, с подробным расчетом пени, перечислением ответчика, периодом просрочки платежа и процентной ставки пени.

Следовательно, у Администрации имелась возможность установить каким образом были рассчитаны пени, на какую недоимку и за какой период по какой ставке ЦБ РФ, то есть правильность расчета пеней. Форма требования соответствует  Постановлению Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.05.2008г. №110. Соответственно Фондом соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Согласно расчету пени начислены в размере 1 494 руб. 69 коп. за период с 01.04.2010г. по 30.06.2010г. с учетом уплаченных сумм, исходя из следующего:

1. недоимка на 31.03.2010г. составляла 61732,23 х 1 дн. (01.04.2010г.) х 0,0275% (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ) =16,98 руб.;

2. 01.04.2010г. п/п 691 перечислено 172.42 = 61732.23-172.42 = 61559,81 х 14 дн. (02.04.20/0- 15.04.2010) х 0,0275% = 237,01 руб.;

3.  за март 2010г. начислено страховых взносов в сумме 4550,65 (срок уплаты 15.04.2010г.), недоимка на 16.04.2010г. составила 61559,81+ 4550,65= 66110,46 х 5 дн.(16.04-20.04.2010) х 0.0275% = 90.90руб.;

4.  20.04.2010г. п/п 291, 229, 271, 236 перечислено 209,47 (51+51.61+53.43+53.43) недоимка составила 66110.46 -29047= 65 900,99 х 1дн.(21.04.2010) х 0,0275% = 18.12 руб.;

5. 21.04.2010 п/п 447, 434 перечислено 147,75 (51,61+96,14) недоимка составила 65 900,99- 147.75 = 65753,24 х 6дн.(22.04.- 27.04.2010) х 0.0275% = 108.4руб.;

6.  27.04.2010 п/п 849, 869, 842 перечислено 627.05 (28+138,05+461) недоимка составила 65753,24-627,05= 65126,19 х 4 дн.(28.04.- 01.05.2010) х 0.0275%, = 71.64 руб.;

7.  65126.19 х 16 дн.(02.05.- 17.05.2010) х 0,0267%= 277,87 руб.;

8.  за апрель 2010г. начислено страховых взносов в сумме 4952.70 руб., недоимка равна = 65126.19+ 4952,70= 70078,89 х 2 дн.(18.05-19.05.2010) х 0.0267%= 37.38руб.;

9.  19.05.2010 п/п 358 перечислено 72.84 руб., недоимка составила 70078.89-72.84= 70006,05 х 1дн.(20.05.2010) х 0,0267%= 71,64 руб.;

10.  20.05.2010 п/п 641, 636 перечислено 151,57 (55,43+96,14), недоимка составила 70006.05-151,57= 69854,48 x l дн.(21.05.2010) х 0,0267%,= 18,63 руб.;

11.  21.05.2010 п/п 794 перечислено 130,51 руб., недоимка составила 69854.48-130,51 = 69723,97 х 3 дн.(22.05- 24.05.2010) х 0,0267%= 55,78 руб.;

12.  24.05.2010 п/п 885 перечислено 51,61 руб., недоимка составила 69723.97 -51.61= 69672.36 x l дн. (25.05.2010) х 0.0267%= 18,58 руб.;

13.  25.05.2010 п/п 162 перечислено 234,84 руб., недоимка составила 69672.36 -234.84= 69437.52 x 3 дн. (26.05.-28.05.2010) х 0.0267%= 55,55 руб.;

14.  28.05.2010 п/п 519, 526, 524 перечислено 16 652,23 руб. недоимка составила 69437.52- 16652,23= 52785,29 х 5дн. (29.05 -02.06.2010) х 0.0267%= 70,38 руб.;

15.  52785.29х 7дн. (03.06 -09.06.2010) х 0.0259%= 95,45 руб.;

16.  09.06.2010 п/п 361 перечислено 92,86 недоимка составила 52785.29 -92.86= 52692.43 х 6 дн. (10.06 -15.06.2010) х 0,0259%= 81,67 руб.;

17.  за май 2010г. начислено страховых взносов 6846,60 руб., недоимка составила 52692.43 + 6846.60 = 59539.03 руб.;

18.  15.06.2010 п/п 542, 552 перечислено 125,55 (58.15+67.40), недоимка составила 59 539,03 - 125,55 = 59413,48 х 8 дн. (16.06 -23.06.2010) х 0,0259% = 122,79 руб.;

19.  23.06.2010 п/п 687, 644, 695, 633 перечислено 350.15 (43,26+49,51+72,42+184,96) недоимка составила 59413,48 - 350,15= 59063,33 х 2 дн. ( 24.06 -25.06.2010) х 0,0259%= 30,52 руб.;

20.  25.06.2010 п/п 195, 257, 258 перечислено 6193.97 (81.61+555.22+5557.13) недоимка составила 59063,33 -6193,97= 52869.36 х 5 дн. (26.06 -30.06.2010) х 0.0259%= 68,29 руб.

Учитывая, что в представленном расчете правильно указаны: сумма задолженности по страховым взносам, на которую начислены пени, период начисления пени, количество дней просрочки, ставки, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 1 494 руб. 69 коп.

Администрация возражений по расчету пеней и доказательств своевременной уплаты страховых взносов не представляла. Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

По решению Арбитражного суда Иркутской области по настоящему делу от 03.05.2011г. Администрацией были уплачены пени в размере 398 руб. 72 коп. (платежное поручение № 27115 от 22.09.2011г.). Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика пени в сумме 1095 руб. 97 коп., в части уплаченных сумм 398 руб. 72 коп. - отказал.

Доводы Администрации о том, что Фонд пропустил срок на обращение в суд в части взыскания пени за период с 01.04.2010 по 10.06.2010 года, также являются необоснованными.

Исходя из положений статьи 22.1 Федерального закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» заявитель вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, используя порядок начисления и взыскания пеней, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.

При этом суд учитывает, что в соответствии с пунктом 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.