• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июня 2012 года  Дело N А45-19973/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2012 года

Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2012 года

Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Усаниной Н.А.

судей: Журавлевой В.А., Кривошеиной С.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломиворотовым Л.М. с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: Зак М.Л. по доверенности от 12.12.2011г.

от заинтересованного лица: Тарбеев М.С. по доверенности от 16.07.2011г.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Большевик»

на решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 21 марта 2012 года по делу №А45-19973/2011 (судья Селезнева М.М.)

по заявлению открытого акционерного общества «Большевик»

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Новосибирской области

третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Новосибирска

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Большевик» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Новосибирской области (далее- МИФНС №16, Инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения №46145А от 25.08.2011г. об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности ОАО «Большевик» с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Новосибирска (далее- ИФНС по Октябрьскому району, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 21 марта 2012 года в удовлетворении заявления ОАО «Большевик» отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «Большевик» в поданной в арбитражный апелляционный суд апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта, на несоблюдение ИФНС по Октябрьскому району г.Новосибирска предусмотренного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации юридического лица; задолженность по обязательным платежам выявлена Инспекцией по истечении срока для предъявления требований кредиторов; в отсутствие обращения ИФНС по Октябрьскому району г.Новосибирска к ликвидационной комиссии с заявлением о включении в реестр требований кредиторов, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

МИФНС №16 в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывает на его законность и обоснованность.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Новосибирска извещена, отзыв на апелляционную жалобу не представила, явку представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечила.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Новосибирска.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва регистрирующего органа на нее, заслушав представителей ОАО «Большевик», МИФНС №16, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Общим собранием акционеров ОАО «Большевик» 30.06.2008г. принято решение о ликвидации общества.

18.08.2011г. ОАО «Большевик» представило в регистрирующий орган для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) пакет документов.

25.08.201г. Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы №16 по Новосибирской области принято Решение №46145А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимых для государственной регистрации документов.

Основанием для принятия указанного решения явилось отсутствие ликвидационного баланса, свидетельствующего о завершении расчетов с кредиторами; в том числе, указано, на непогашенную задолженность ОАО «Большевик» перед кредиторами и в нарушение пункта 2 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ликвидационная комиссия при недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица не обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, в связи с чем, ликвидационный баланс, свидетельствующий о несоблюдении установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, не может быть принят налоговым (регистрирующим) органом как документ, представленный для государственной регистрации.

Полагая указанное решение незаконным, нарушающим права и законные интересы ОАО «Большевик» при соблюдении порядка ликвидации юридического лица, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО «Большевик» требований, арбитражный суд пришел к выводу, что при вынесении решения об отказе в государственной регистрации юридического лица Инспекцией не было допущено нарушений действующего законодательства, также указал на возникновение задолженности ОАО «Большевик» перед бюджетом после 10.07.2008г., представленный Обществом в налоговым орган ликвидационный баланс не содержит сведений о наличии задолженности по налогам перед бюджетом, в то время, как такая задолженность имеется.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, заслушав доводы заявителя, заинтересованного лица, не усматривает оснований для переоценки выводов арбитражного суда.

В силу положений частим 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, предметом рассматриваемого спора является законность и обоснованность решения МИФНС России №16 по Новосибирской области от 25.08.2011, которым ОАО «Большевик» было отказано в государственной регистрации ликвидации юридического лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.

Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Из приведенных норм гражданского законодательства следует, что порядок ликвидации юридического лица направлен на обеспечение интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица и позволяет им реализовать свои права в отношении ликвидируемого юридического лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях (п.п.«а»); ликвидационный баланс (п.п. «б»); документ об уплате государственной пошлины (п.п. «в»); документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (п.п. «г»). В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, поскольку согласно пункту 4 статьи 9 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом.

Вместе с тем, установленный Федеральным Законом №129-ФЗ ограниченный перечень документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган для регистрации юридического лица при его ликвидации, не освобождает заявителя от обязанности указывать в представляемых им документах достоверные сведения, отвечающие требованиям законности.

Подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ предусмотрено, что отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 21 относится ликвидационный баланс.

Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона №129-ФЗ

Как усматривается из материалов дела, Обществом 18.08.2011г. в МИФНС №16 для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица представлен полный пакет документов, в том числе, ликвидационный баланс, не содержащий сведений о наличии задолженности перед бюджетом.

Вместе с тем, из справки №4217 «О состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.09.2008г», выданной 15.03.2012г. следует , что по состоянию на 01.09.2008г. у ОАО «Большевик» имелась задолженность перед бюджетом в сумме 46989 руб., при этом, согласно информации ИФНС России по Октябрьскому району г.Новосибирска , предоставленной в регистрирующий орган, задолженность ОАО «Большевик» на день вынесения оспариваемого решения составляла 648652 , 51 руб.

Статьей 49 Налогового кодекса РФ предусмотрен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) при ликвидации организации, в соответствии с которым обязанность по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

В силу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Заявителем в материалы дела не представлено доказательств соблюдения указанной процедуры ликвидации.

Согласно пункту 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Таким образом, до завершения ликвидации налоговый орган не утрачивает право на взыскание имеющейся задолженности по налогам.

В связи с чем, доводы ОАО «Большевик» о не обращении налогового органа ни с требованиями о взыскании сумм задолженности, ни с требованиями о включении сумм задолженности в реестр кредиторов либо в промежуточный баланс отклоняются, за необоснованностью.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, заинтересованное и третье лицо направляли в адрес ОАО «Большевик» требование о необходимости погасить кредиторскую задолженность 01.10.2010г. №10-12/028133, 25.07.2011г. №10-18/016975, которые не рассмотрены ликвидационной комиссией, задолженность не погашена, кроме того, в представленном заявителем бухгалтерском балансе от 30.06.2011г. отсутствует кредиторская задолженность по налогам в бюджет.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что наличие кредиторской задолженности указывает на недостоверность сведений, содержащихся в ликвидационном балансе, который, соответственно, не может быть принят как документ, представляемый для государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Доводу заявителя о не соблюдении Инспекцией ФНС по Октябрьскому району г.Новосибирска предусмотренного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации юридического лица, а именно, задолженность по обязательным платежам выявлена по истечении срока для предъявления требований кредиторов, судом дана надлежащая правовая оценка и обоснованно отклонен, исходя из опубликования решения о ликвидации заявителем в журнале «Вестник государственной регистрации» от 16.07.2008 г. №28 (181) часть 1, задолженность перед бюджетом возникла после 10.07.2008 г.

При этом, представитель ОАО «Большевик» не оспаривает факта наличия задолженности; доказательств ее отсутствия также не представлено.

Таким образом, вывод суда о том, что задолженность возникла в период деятельности ликвидационной комиссии и до представления заявления о регистрации ликвидации Общества (18.08.2011г.) о наличии задолженности ИФНС по Октябрьскому району г.Новосибирска сообщила ликвидатору ОАО «Большевик» письмом от 25.07.2011г., в связи с чем, в соответствии со статьей 49 НК РФ ликвидационная комиссия должна была исполнить обязанность по уплате налога, соответствует фактически установленным обстоятельствам дела.

Кроме того, то обстоятельство, что председатель ликвидационной комиссии общества Шаталов Э.В. обращался в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании ликвидируемого должника ОАО «Большевик» несостоятельным (банкротом), признав при этом задолженность Общества по обязательным платежам в сумме 682700 руб., также свидетельствует об информированности должника о наличии у него кредиторской задолженности.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.03.2009г. по делу №А45-23226/2008, оставленному без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2009г. в удовлетворении заявления председателя ликвидационной комиссии ОАО «Большевик» о признании ликвидируемого должника несостоятельным (банкротом) отказано.

Исследовав представленные в дело доказательства, и оценив их в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о недостоверности указанных сведений, содержащихся в представленном на регистрацию ликвидационном балансе, в результате чего, этот баланс обоснованно расценен регистрирующим органом как непредставленный.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» непредставление определенных названным Федеральным Законом необходимых для государственной регистрации документов является основанием для отказа в государственной регистрации.

Представление Обществом промежуточного ликвидационного баланса, в котором также отсутствовали сведения об имеющейся задолженности (по состоянию на 30.06.2008г.), не свидетельствует об отсутствии задолженности и соблюдении Обществом установленного порядка ликвидации юридического лица, поскольку промежуточный ликвидационный баланс составляется после окончания срока для предъявления требований кредиторами (пункт 2 статьи 63 ГК РФ), а ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами (пункт 5 статьи 63 ГК РФ), в связи с чем, отсутствие задолженности на момент составления ликвидационной комиссией (ликвидатором) промежуточного ликвидационного баланса, не может подтверждать и отсутствие задолженности на момент составления окончательного ликвидационного баланса ликвидируемого юридического лица.

Из установленных по делу обстоятельств, следует, что Общество не произвело соответствующих расчетов по имеющейся задолженности, не включило сумму непогашенной задолженности в ликвидационный баланс, в связи с чем, нарушило требования пункта 5 статьи 63 ГК РФ.

Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21 марта 2012 года по делу №А45-19973/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

     Председательствующий
   Н.А.Усанина

     Судьи  
   В.А.Журавлева

     С.В.Кривошеина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А45-19973/2011
Принявший орган: Седьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 07 июня 2012

Поиск в тексте