• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июня 2012 года  Дело N А63-12305/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2012 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу ООО «Агентство недвижимости «Лилия» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.02.2012 по делу № А63-12305/2011 (судья Русанова В.Г.),

по заявлению ООО «Агентство недвижимости «Лилия» (ОГРН 1102648000916, Ставропольский край, Кочубеевский р-н, с. Кочубеевское, ул. Братская, 97, 9)

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому Федеральному округу (ОГРН 1102650001662, г. Ессентуки, ул. Советская, 4),

об оспаривании постановления от 24.11.2011 № 08-11/782

при участии в судебном заседании:

от ООО "Агентство недвижимости "Лилия": Ишханов И.А. (доверенность от 05.06.2012);

от Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому Федеральному округу: Богоносцев Н.А. (доверенность от 26.09.2011), Земцев Ф.В. (доверенность от 22.07.2011).

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Лилия» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо - Кавказскому Федеральному округу (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 24.11.2011 № 08-11/782 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении штрафа в размере 50000 рублей.

Решением суда от 10.02.2012 отказано в удовлетворении требований общества.

Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Общество указало на то, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) для отнесения организации к организации, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, необходимо наличие достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что общество реально осуществляет деятельность по оказанию посреднических услуг. Управление не представило доказательства, подтверждающие вину общества; факты, изложенные в протоколе и постановлении об административном правонарушении. Судом не верно определено, что административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.27 КоАП РФ является длящимся.

В отзыве управление не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 14.10.2011 № 146 управлением была проведена проверка деятельности общества по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Проверкой установлено, что общество относится к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а соответственно обязано исполнять требования Федерального закона № 115-ФЗ.

По результатам проверки были составлены акт проверки от 14.11.2011 № 44 и протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ от 15.11.2011 № 04-24/100.

В результате рассмотрения данного протокола и иных материалов административного дела управление вынесло постановление от 24.11.2011 № 08-11/782 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Общество не согласившись с вынесенным постановлением обжаловало его в судебном порядке.

Согласно пунктам 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность организаций, за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 указанной статьи.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Субъектами правонарушения по статье 15.27 КоАП РФ являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, и должностные лица этих организаций.

Статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ определен исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования указанного закона. К данным организациям, в частности, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Проверкой, проведенной управлением, установлено следующее: согласно пункту 2 устава общества, утвержденного решением единственного участника от 24.06.2010 № 1, одним из видов его деятельности является деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом. Также согласно выписке из ЕГРЮЛ от 21.10.2011 № 632728/2011 среди видов деятельности заявлен код 70.31 - деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность организаций прописывать в уставных документах предметы деятельности в соответствии с формулировкой, приведенной в ОКВЭД.

Как видно из материалов дела, по состоянию на 01.07.2010 обществом заявлено в регистрирующий орган в качестве вида деятельности - предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества (ОКВЭД 70.31.11) и предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества (ОКВЭД 70.31.12).

Таким образом, обществом, при внесении сведений о кодах по ОКВЭД в ЕГРЮЛ заявлено, что одним из видов экономической деятельности является предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества, что свидетельствует о прямом намерении осуществлять оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

На момент проведения проверки и рассмотрения административного дела, информация о внесении изменений в ЕГРЮЛ о кодах по ОКВЭД от общества не поступала.

В материалах административного дела имеется копия правил внутреннего контроля общества утвержденные руководителем организации 19.07.2010.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Правила внутреннего контроля должны соответствовать действующему законодательству и разрабатываться с учетом рекомендаций Правительства РФ.

Учитывая, что правила внутреннего контроля направлены на создание условий для надлежащего исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ, они должны приводиться в соответствие с изменениями законодательства и неукоснительно соблюдаться организациями, т.к. инструменты легализации доходов постоянно совершенствуются и в отсутствии постоянно актуализированных правил внутреннего контроля повышается риск проникновения криминальных денег в экономику страны.

Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2010 № 967-р были утверждены рекомендации, определяющие единый подход к разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Следовательно, правила внутреннего контроля должны были быть разработаны организацией в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2010 № 967-р, изменениями законодательства, утверждены руководителем и направлены на согласование в Росфинмониторинг.

Общество в силу Устава, выписки из ЕГРЮЛ, относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованным в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ, т.е. является субъектом сферы применения данного закона, а, следовательно, и субъектом административного правонарушения по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 176-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона 115-ФЗ внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ процедуры внутреннего контроля являются обязательными для осуществления в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Таким образом, Федеральным законом № 115-ФЗ прямо установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, осуществить ряд мер, направленных на организацию системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.

Однако осуществлению внутреннего контроля должна предшествовать его организация, включающая в себя разработку и согласование правил внутреннего контроля, назначение специального должностного лица, ответственного за их соблюдение, соответствующего установленным законодательствам квалификационным требованиям, а также принятие иных внутренних организационных мер в установленных целях.

Таким образом, к началу фактического осуществления организацией деятельности должны быть созданы все условия для работы по линии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, заключается в нарушении, т.е. неисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, а не в осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

У общества отсутствует постановка на учет в управлении согласованных правил внутреннего контроля, не соответствует квалификационным требованиям (Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 № 715) специальное должностное лицо, ответственное за их соблюдение, в обществе отсутствует порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, критерии выявления и признаки необычных сделок, а также возможность выявления операций согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ и последующего приостановления таких операций согласно пункту 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, что приводит к отсутствию надлежащей организации и осуществлению системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данный факт свидетельствует о том, что обществом в течение длительного периода времени не была исполнена обязанность по организации и осуществлению внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 (в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 176-ФЗ) КоАП РФ доказан и подтвержден материалами дела.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет уставлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество не представило доказательств того, что у него не было возможности для соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых КоАП РФ установлена административная ответственность. Нормативные правовые акты в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, опубликованы в официальном открытом источнике «Российской газете», и вступили в законную силу в 2003 году.

Таким образом, обществу было известно о необходимости соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но им в течение длительного времени вследствие пренебрежительного отношения к своим публично - правовым обязанностям не были предприняты все необходимые меры для соблюдения требований законодательства и недопущения нарушений в части организации и осуществления внутреннего контроля.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества о том, что оно не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку фактически в обществе деятельность по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества не велась.

Из положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, Постановления Правительства от 18.01.2003 № 28 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» и Постановление Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 ред. от 24.10.2005) «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» следует, что обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по постановке на учет, разработке, утверждению и представлению на согласование правил внутреннего контроля не ставятся в зависимость от фактического осуществления деятельности, предусмотренной ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ. Для возникновения обязанностей достаточно намерения юридического лица оказывать такие услуги. Намерения осуществлять виды деятельности вытекают из положений учредительных документов.

Предусмотренная законодательством обязанность по разработке правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, не связана с наличием обязательного условия фактического осуществления организацией соответствующей деятельности. Принятие мер, направленных на организацию внутреннего контроля, должно предшествовать соответствующей деятельности.

Указания в Уставе на вид деятельности, предусмотренный статьей 5 Федерального закона № 115 - ФЗ, и (или) наличия в соответствующих статистических документах кодов ОКВЭД, предусматривающих тот или иной вид деятельности, упомянутый в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, достаточно для отнесения организации к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ с соответствующим распространением на нее всех обязанностей, предусмотренных, в том числе статьей 7 Федерального закона № 115 -ФЗ.

Суд первой инстанции обосновано указал, что факт административного правонарушения, совершенного обществом, подтверждается материалами дела.

Отклоняется довод апелляционной жалобы о пропуске управлением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ за все допущенные административные правонарушения, которые, по мнению общества, не являются длящимися.

Сроки давности привлечения к административной ответственности истекли по следующим нарушениям, допущенным обществом: отсутствие постановки на учет в Росфинмониторинге; отсутствие согласования с уполномоченным органом правил внутреннего контроля.

Порядок постановки на учет организаций определен Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28, в пункте 3 которого указывается, что постановка на учет организации в Федеральной службе по финансовому мониторингу осуществляется для вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения Правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" Правила внутреннего контроля организации должны быть утверждены руководителем организации в месячный срок с момента создания организации или вступления в силу настоящего постановления (13.01.2003) и направлены на согласование в Росфинмониторинг в течение 5 дней с даты их утверждения.

Общество зарегистрировано и поставлено на учет в налоговом органе 30.06.2010. Таким образом, сроки давности привлечения к административной ответственности по указанным правонарушениям истекли.

Однако в результате проведенной управлением проверки установлены также и иные нарушения, являющиеся длящимися, срок давности привлечения к административной ответственности по которым не истек. Так управлением было установлено, что специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение и осуществление правил внутреннего контроля, обязательных программ внутреннего контроля не соответствует квалификационным требованиям; директором общества не утверждены перечни работников, обязанных проходить подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма; не проводится обучение кадров в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

Квалификационные требования, предъявляемые к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 715.

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 N 203 утверждено «Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Разделом 2 указанного положения определены формы, периодичность и сроки обучения.

Таким образом, сроки давности привлечения к административной ответственности по указанным правонарушениям не истекли.

При вынесении постановления о назначении административного наказания обществу управление руководствовалось принципами индивидуализации наказания, и соразмерности его тяжести, степени общественной опасности деяния, с учетом отсутствия ранее привлечения к административной ответственности, принятием мер по недопущению впредь подобных нарушений, учтены личность и положение лица, т.е. были применены все общие правила назначения наказания, учтены характер правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, в результате чего было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, т.е. применен штраф с минимально возможным размером с учетом имеющихся материалов дела.

Установив обстоятельства совершения правонарушения, исследовав собранные административным органом доказательства в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно указал, что событие административного правонарушения и состав доказаны, общество привлечено к административной ответственности правомерно.

Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности не установлено.

При указанных обстоятельствах правильным является вывод суда первой инстанции о том, что обжалуемое обществом постановление является законным и обоснованным.

Таким образом, суд первой и инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований общества.

Решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.02.2012 по делу № А63-12305/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

     Председательствующий
   И.А. Цигельников

     Судьи
  Л.В. Афанасьева

     М.У. Семенов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А63-12305/2011
Принявший орган: Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 13 июня 2012

Поиск в тексте